Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Петр Ильич Чайковский. «Иоланта». Содержание оперы



Петр Ильич Чайковский

«Иоланта»

Опера П. И. Чайковского «Иоланта» относится к жанру лирической музыкальной драмы. Она была создана в 1891 году с июля по сентябрь и стала последней оперой композитора. «Я напишу такую оперу, что все будут плакать» - говорил великий русский композитор, работая над своим произведением. Это ему действительно удалось, правда слёзы у зрителей появляются от счастья и радости за героев. Опера «Иоланта» по праву считается наиболее радужным и безмятежным сочинением автора. Она создавалась по поэтической драме Генриха Герца «Дочь короля Рене», переведённой Ф. Миллером и переделанной позднее В. Р. Зотовым.

 

Содержание оперы

² РЕНЕ, король Прованса (бас)

² РОБЕРТ, герцог Бургундский (баритон)

² ВОДЕМОН, граф, бургундский рыцарь (тенор)

² ЭБН-ХАКИА, мавританский врач (баритон)

² АЛЬМЕРИК, оруженосец короля Рене (тенор)

² БЕРТРАН, привратник дворца (бас)

² ИОЛАНТА, дочь короля Рене (слепая) (сопрано)

² МАРТА, жена Бертрана, кормилица Иоланты
подруги Иоланты:

² БРИГИТТА (сопрано)

² ЛАУРА (меццо-сопрано)

 

XV век, Французский Прованс. Действия разворачиваются в старинном родовом замке Рене, царствующего в Провансе. Его единственная наследница Иоланта в раннем детстве полностью потеряла зрение. Любящий отец запретил всем говорить о возможности видеть, поэтому девушка не подозревала, что отличается от других. Её жизнь протекала в любви и заботе окружающих. Отец, прислуга, кормилица, подружки – все были добры и заботливы.

Отец не оставил попытки вылечить любимую дочь. Доктор из Мавритании Эбн-Хакиа, приехавший по его приглашению, осмотрел слепую девушку, пока она спала. Его выводы привели отца в смятение. Доктор сказал, что Иоланта должна знать, что слепа, только при сильном желании прозреть у девушки есть надежда на исцеление после проведённой операции. Для отца, который всю жизнь оберегал красавицу дочку от правды, рассказать Иоланте о её слепоте было очень сложным шагом.

В замок прибыли два знатных юноши: герцог Бургундский Роберт и рыцарь Готфрид Водемон. Герцога Роберта и Иоланту обручили ещё в детстве, так решили их родители, сами молодые люди никогда друг друга не видели. В сердце юноши жила любовь к Матильде, графине из Лотарингии, однако ослушаться приказа родителей он не решился и приехал в Прованс для вступления в брачный союз.

Заблудившись, юноши случайно оказались в саду замка, где на террасе мирно спала прекрасная Иоланта. Красота девушки покорила сердце бургундского рыцаря Готфрида. Проснувшись, девушка предложила им вино и фрукты, однако Роберт решил удалиться под предлогом поиска потерявшихся приближённых. Иоланта и Водемон остались вдвоём.

Попросив девушку подарить ему розу красного цвета, Водемон открывает для себя страшную правду – Иоланта совершенно лишена способности видеть. Молодой человек рассказал незрячей красавице о том, как прекрасен мир.

 

Рене притворно угрожает рыцарю казнью, если после операции Иоланта не начнёт видеть. Девушка влюбилась в пылкого юношу и мечтает излечиться, чтобы спасти любимого от смерти.

Врач приступает к операции, поскольку именно такого душевного состояния своей пациентки он и желал. В это время Роберт вернулся, чтобы выручить друга. Его встреча с королём Рене была неожиданной, но судьбоносной. Он во всём признался властителю Прованса и уповал на его великодушие. Юноша рассказал о своей любви к Матильде и пообещал, что женится на Иоланте, однако объяснил, что полюбить её не сможет. Король освободил юношу от данного слова и не настаивал на женитьбе.

Появляется привратник и сообщает, что операция прошла успешно – прекрасная Иоланта прозрела. Король Рене неимоверно счастлив. Он благословил брак своей дочери с рыцарем Водемоном. Все радуются и прославляют бога, солнце и свет.

 

 

 

Музыка

 

² Последняя опера Чайковского принадлежит к числу его самых светлых, жизнеутверждающих сочинений. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, оперу пронизывает идея всепобеждающей силы любви. В музыке господствует лирическая стихия. Каждый герой охарактеризован арией, которая ярко рисует его облик.

 

² В центре произведения Иоланта, определяющая развитие от тьмы к свету. Симфонические принципы совмещаются с рельефностью завершённых музыкальных форм, красота звучания оркестра – с выразительностью мелодического речитатива и кантиленного пения.

 

² Интродукция (оркестровое вступление) выдержана в сумрачных красках. Ползучие интонации, специфические тембры деревянных духовых инструментов рисуют образ девушки, не знающей света, оказавшейся под властью тьмы.

 

² Ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала» полно неясной тоски, неосознанных стремлений.

 

² Ласков и простодушен терцет с хором «Вот тебе ландыши, розы, лилии, вот васильки». Хор, начинающийся как терцет Бригитты, Лауры и Марты («Спи, пусть ангелы крылами напевают сны»), выдержан в характере спокойной колыбельной. Глубокая душевная мука звучит в молитве короля Рене «Господь мой, если грешен я».

 

² Ариозо Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» покоряет темпераментом, силой страсти.

 

² Ему отвечает Водемон мягким лирическим романсом «Нет, чары ласк красы мятежной». Большая дуэтная сцена Водемона и Иоланты «Вы мне предстали как виденье» полна искреннего волнения, нежности, зарождающегося глубокого чувства.

 

² Соло Иоланты «Твоё молчанье непонятно» насыщено печалью и горечью.

 

² Дальнейшее развитие сцены органично приводит к гимническому эпизоду «Чудный первенец творенья», воспевающему свет, Творца, мироздание.

 

² Октет с хором «Ты ослеплённый мыслью ложной» передаёт разноречивые чувства – удовлетворение врача, поглощённость Иоланты мыслями о Водемоне, сомнения юноши, возмущение приближённых короля.

 

² Соло Иоланты «Нет! Назови мученье, страданья, боль» покоряет страстным порывом, самоотверженностью, силой любви.

 

² Оно переходит в дуэт с Водемоном, где снова прославляется «Чудный первенец творенья, первый миру дар Творца».

 

² Трогательно в своей кроткой нежности обращение Иоланты «Нет, рыцарь, нет! Жизнь так прекрасна».

 

² Заключает оперу молитва Иоланты «Прими хвалу рабы смиренной», к которой присоединяются все присутствующие возвышенным и благоговейном хором.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.