|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы
Инновационный долгосрочный проект «Теневой театр в детском саду»
Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет с использованием творческих способностей детей с использованием теневого театра. Представленная работа раскрывает поэтапный вектор реализации основных задач формирования креативного мышления дошкольников, умению общаться в детском коллективе, открыто проявлять творческие способности через теневой театр. Каждый этап работы достаточно подробно представлен предварительной работой по подготовке сопутствующего оборудования, костюмов, атрибутов и т. д. Подготовлена и апробирована серия игр, этюдов и упражнений для вовлечения детей разных темпераментов и творческого потенциала, что позволяет построить работу индивидуально с каждым ребёнком, подгруппой детей, сборным разновозрастным детским коллективом. Так же позволяет добиться успешной самореализации каждого дошкольника через активное вовлечение родительской общественности. В тоже время помогает педагогу раскрыть свои возможности как актёра, режиссёра, постановщика театрализовано теневого действия. Успешность проекта заключается в опоре на основной вид деятельности дошкольника – игра, а так же привлечение нетрадиционных технологий и форм театрализованного действия: « пижамные сказки» рассчитанные на детей с круглосуточным пребыванием в ДОУ и использование их родителями в домашних условиях; «оздоровительные теневые сказки» на снятие страхов и психологического напряжения; «интерактивные сказки» с непосредственным участием как детей так и взрослых. А это всегда интересно, весело, увлекательно и оставляет яркие детские позитивные впечатления о времени проведённом в детском саду на всю жизнь!!! В свете ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; реализация проекта в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. Так же нужно учитывать тот факт, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими. Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем. При организации театрализованной теневой деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов; даёт некую раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности. Исходя из выше сказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - Б. М. Теплов. Актуальность данного проекта определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях. Данной работы является обобщение теоретического и практического материала по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обоснование необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских театрализованных теневых представлении, а также возможностей театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития детей-дошкольников. В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра. Объект исследования: процесс формирования способностей у детей дошкольного возраста через теневой театр. Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования личности ребенка через теневой театр. В ходе исследования было выдвинуто предложения о том, что теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе развитие художественного вкуса, творческих способностей, формирование устойчивого интереса к театральному искусству. Задачи: Познакомить детей с теневым театром. Создать условия для развития творческой активности детей. Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Участники проекта: Дети, родители посещающие «Театральную студию – Арлекин». Сроки проекта: 2 года октябрь 2017г – апрель 2018г; октябрь 2017г – апрель 2018г. Этапы работы: 1 этап: Накопительный. Накопительный Подборка литературы по театру: (Образцов. К. Л. «Как сделать куклу своими руками»; И. А. Лыкова. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»; А. С. Игнатова. С. Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками») Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями. Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой. Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра. Оформление родительского уголка на тему «Теневой Театр», «Развитие творческих способностей через театр». Работа с рукой и светом. Изготовлении теневой ширмы, атрибутов декорация для постановок (лес, горы), персонажи для сказок. Творческий Оформление театрального теневого уголка в «Театральной – студии АРЛЕКИН» Изготовление ширмы для теневого театра. (Пенопластовых труб) Изготовления атрибутов и теневых персонажи для сказок: « Снежная Королева», «Золушка», Пижамные сказки - «Сказка о глупом мышонке». (см. приложения №1, 2, 3) - Анализ и подведение итогов реализации проекта - Выставка детских работ, - Фото отчет на сайте группы. - Отзывы родителей о проекте. Драматизация теневой сказки «Снежная Королева», «Золушка». Проведение занятий по театральной деятельности. Фото – выставка « Мы играм в теневой театр». Технологическое обеспечение проекта
3.
Материально-технические ресурсы проекта: - аудио, видеоматериалы, обучающий электронный материал; - мультимедийная техника; - светодиодная установка; - цифровой фотоаппарат; - видеоаппаратура; - костюмы для театрализованной деятельности; - атрибуты для разных видов театров; - методические разработки, подборки сценариев, развлечение, занятий, упражнений и т. д. - профессиональный набор аквагрима; - портативные разноуровневая теневая ширмы; - набор теневых кукол; - атрибуты для танцев: цветы, флажки, ленты, шары и т. д. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (102 ч)
Р а з д е л 2. Азбука актера
Р а з д е л 3. Драматургия
2-ой год обучения Р а з д е л 4. Театральные профессии
Р а з д е л 5. Актерское мастерство
Ожидаемый результат реализации проекта. К промежуточным результатам можно отнести: Дальнейшие перспективы проекта: Продолжение работы по проекту: ввести в традицию ежегодного проведения Недели театра в детском саду, «Вечер со сказкой» показ теневой сказки для детей других групп, Театрального фестиваля (с участием детей всех возрастных групп, семейных театров), создание музея театральной куклы и по истории театра, открытие летнего театра (площадки) на территории детского сада. Показ теневой сказки для «Детского дома№2» Основными направлениями деятельности на данном этапе являются: соотнесение результатов с целями и задачами проекта, распространение опыта работы на муниципальном и региональном уровне представление опыта работы на конкурсе «Театральные площадки г Читы», публикации в научно-практических и методических журналах. Разработанный проект является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников через различные виды театрализованной деятельности. Оценка результатов работы: Насколько ваша работа была эффективной? Увеличилось ли число контактов между разными детьми. С помощью каких средств вступают дети в контакт (с помощью взгляда, улыбки, прикосновения). Замечают ли рядом другого ребенка, могут ли с ним договориться. Как относятся к себе, умеют ли взять на себя роль ведущего в играх. Оценить психоэмоциональное состояние ребенка можно по его внешнему виду и поведению: сияющие глаза, жизнерадостность; энергичность движений; прямая осанка; гибкость, пластичность походки; отсутствие напряжения; открыт для контакта с другими, для предложений и побуждений любознателен, активен; готов к компромиссу; нормальный темп и объем речи выразительная мимика; готов к перцептивным контактам. Риски программы: Недостаточное финансирование ДОУ Минимальная популяризация программы Отсутствие долгосрочных интересов со стороны воспитанников, родителей, педагогов Занятость, профессиональное выгорание педагогов. В работе с родителями используем следующие формы: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников; групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных; организация Дней открытых дверей, Дней счастливой семьи для родителей; активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия; совместное проведение досуга; целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников; групповые встречи – практикумы с элементами тренинга; театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей); организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация Ретро-гостиных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов. Выводы: Опыт работы показал, что включение теневого театра в работу с дошкольниками обогащает их жизнь: вводит в удивительный мир сказок теней. Использование в работе с детьми теневого театра положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Данное положение можно считать аксиомой, не требующей обоснования и доказательств. Атмосфера теневого театра, тем более театра детей – это стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр теней позволяет реализовать и развивать огромные, не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности детей. Театральные способности детей в теневом театре уже сейчас позволяет детям становиться актерами, художниками, костюмерами, режиссерами – творцами своего собственного театра. Для полноценного развития детей в теневом театре необходим научный подход к организации, содержанию и методам работы с детьми. В заключение необходимо отметить, что, теневой театр главным образом влияет на развитие творческих способностей детей. Но также влияет и на взрослых, в данном случае на педагогов. Это настолько взаимообусловленный, взаимосвязанный процесс, что результат этого развития невозможно оценивать раздельно. Прежде всего, это выражается в особом ощущении, не всегда осознаваемом и фиксируемом самим педагогом. Но это ощущение, это новое профессиональное качество дает чувство легкости, свободы, независимости, когда буквально захлестывает «фонтан» творческой энергии и без особого труда, как-то сами собой сочиняются и сценарии утренников, и конспекты занятий, и другие материалы для работы с детьми. А еще, возможно, весьма существенное приобретение – это понимание, осознание смысла данной деятельности, а отсюда – ощущение уверенности в собственных силах. Ведь любой педагог, если он профессионал, должен чувствовать в себе ясность, силу и энергию, иначе он не сможет вести за собой ребенка. В современных условиях только от педагогов зависит «быть» теневому театру в жизни ребенка или «не быть». Только они могут доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к театральному искусству. Список литературы Антипина А. Е. " Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий". Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20. Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А. П., и др. Обучение детей театрализованной деятельности. - Псков, 1999. - стр. 3-16. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загрибаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми. - СПб., 2000. – стр. 1-40. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991. – стр. 45-112. Генов Г. В. Театр для малышей. Изд. Просвещение. - М., 1999. – стр. 13-56. Доронова Т. А. Развитие от 4 до 7 лет в театральной деятельности. // Дошкольное воспитание 2001, № 2, стр. 56. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Бабаева В. И, Логинова М. П. Ноткина С. И и др.; Под ред. Бабаевой Т. И, Михайловой З. А, Гурович Л. М. - СПб., 1996. – стр. 24. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации/Сост. Е. Л. Трусова. - Киев, 1991. - стр. 4-24. Изард К. Е. Эмоции человека. - М., 1980. – стр. 12-15. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитание детей. - М., 1972. – стр. 18-39. Маханев М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. / Творческий центр Сфера. - М., 2001. – стр. 16-79. Маханев М. Д. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание 1999, №11, стр. 6. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников. / Под ред. Л. Б. Баряевой, Э. А. Зарин, Н. Д. Соколовской. -СПб., 1996. – стр. 205. Образцов. К. Л. « Как сделать куклу своими руками» - М., 1997.; И. А. Лыкова. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня» - М., 1999.; А. С. Игнатова. С. Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М 1995. Сорокина Н. Я., Миланович А. А. Програма " Театр-творчество-дети" //Дошкольное воспитание 1997. №11, стр. 45. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Санкт-Петербург, 2002. – стр. 226-337. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. -
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|