|
|||
Практическое занятие.. Вопросы для контроля. Пищевые связи. Лекция.
37-38 Тема урока Описание антропогенных изменений своей местности практическое занятие Пищевые связи, лекция Практическое занятие. Тема: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности». Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия. Оборудование: Красная книга Черноморского побережья Краснодарского края. Задание: 1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность. 2. Какие вы знаете виды растений и животных, занесённых в Красную книгу Черноморского побережья Краснодарского края. Перечислить по 3 вида растений, животных, насекомых, грибов, птиц. 3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности.
Ход работы: 1.. Наименование практического занятия 2. Цель 3. Выполнение заданий 1-3. 6. Ответьте на вопросы для контроля. 7. Сделайте вывод по проделанной работе.
Вопросы для контроля 1. При аварии на НПЗ часть нефтепродуктов попала в реку Туапсинку, они покрыли тонкой пленкой всю поверхность водного зеркала. Какие животные погибнут в водоеме, какие выживут? 2. Вам необходимо предотвратить зарастание водного зеркала ряской. Ваши действия? 3. При каких погодных условиях отрицательное воздействие смога на живые организмы наибольшее.
Пищевые связи. Лекция. Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и с факторами внешней среды, формируя устойчивую саморегулирующуюся и самоподдерживающуюся экосистему. Особенности видового состава этой системы определяются историческими и климатическими условиями, а взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой строятся на основе пищевого поведения. В экосистеме дубравы олени едят травянистые растения и листья кустарников, белки не прочь полакомиться желудями и грибами, ёж съедает дождевого червя, а филин на ночной охоте ловит мышей и полёвок. Многочисленные насекомые, желуди дуба, плоды дикой яблони и груши, семена и ягоды – прекрасный корм птицам. Мёртвые органические остатки падают на землю. На них развиваются бактерии, которых потребляют простейшие, служащие, в свою очередь, кормом многочисленным мелким почвенным беспозвоночным. Все виды организмов связаны друг с другом сложной системой пищевых взаимоотношений. При изучении структуры любой экосистемы становится очевидным, что её устойчивость зависит от многообразия пищевых связей , существующих между разными видами этого сообщества. Причём, чем больше видовое многообразие, тем устойчивее структура. Представьте себе систему, в которой хищник и жертва представлены только одиночными видами, допустим «лиса – заяц». Исчезновение зайцев неизбежно приведёт к гибели хищников, и экосистема, потеряв два своих компонента, начнёт разрушаться. Если же в качестве пищи в данной экосистеме лиса может использовать и грызунов, и лягушек, и мелких птиц, то пропажа одного источника пищи не приведёт к разрушению всей структуры, а освободившуюся экологическую нишу вскоре займут другие организмы со сходными требованиями к среде.
Пример пищевых связей. Детритная цепь Вопросы для повторения и задания 1. Что такое пищевая цепь (цепь питания) и что лежит в её основе? 2. Чем определяется устойчивость экосистемы? 3. Составьте пищевую цепь, начинающуюся от растений. 4. Приведите примеры детритных пищевых цепей.
|
|||
|