Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие.. Вопросы для контроля. Пищевые связи. Лекция.



 

37-38 Тема урока Описание антропогенных изменений своей местности практическое

занятие Пищевые связи, лекция

Практическое занятие.

Тема: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности».

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Оборудование: Красная книга Черноморского побережья Краснодарского края.

Задание:

1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность.

2. Какие вы знаете виды растений и животных, занесённых в Красную книгу Черноморского побережья Краснодарского края. Перечислить по 3 вида растений, животных, насекомых, грибов, птиц.

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности.

 

Ход работы:

1.. Наименование практического занятия

2. Цель

3. Выполнение заданий 1-3.

6. Ответьте на вопросы для контроля.

7. Сделайте вывод по проделанной работе.

 

Вопросы для контроля

1. При аварии на НПЗ часть нефтепродуктов попала в реку Туапсинку, они покрыли тонкой пленкой всю поверхность водного зеркала. Какие животные погибнут в водоеме, какие выживут?

2. Вам необходимо предотвратить зарастание водного зеркала ряской. Ваши действия?

3. При каких погодных условиях отрицательное воздействие смога на живые организмы наибольшее.

 

    Пищевые связи. Лекция.

Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и с факторами внешней среды, формируя устойчивую саморегулирующуюся и самоподдерживающуюся экосистему. Особенности видового состава этой системы определяются историческими и климатическими условиями, а взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой строятся на основе пищевого поведения.

В экосистеме дубравы олени едят травянистые растения и листья кустарников, белки не прочь полакомиться желудями и грибами, ёж съедает дождевого червя, а филин на ночной охоте ловит мышей и полёвок. Многочисленные насекомые, желуди дуба, плоды дикой яблони и груши, семена и ягоды – прекрасный корм птицам. Мёртвые органические остатки падают на землю. На них развиваются бактерии, которых потребляют простейшие, служащие, в свою очередь, кормом многочисленным мелким почвенным беспозвоночным. Все виды организмов связаны друг с другом сложной системой пищевых взаимоотношений.

При изучении структуры любой экосистемы становится очевидным, что её устойчивость зависит от многообразия пищевых связей , существующих между разными видами этого сообщества. Причём, чем больше видовое многообразие, тем устойчивее структура. Представьте себе систему, в которой хищник и жертва представлены только одиночными видами, допустим «лиса – заяц». Исчезновение зайцев неизбежно приведёт к гибели хищников, и экосистема, потеряв два своих компонента, начнёт разрушаться. Если же в качестве пищи в данной экосистеме лиса может использовать и грызунов, и лягушек, и мелких птиц, то пропажа одного источника пищи не приведёт к разрушению всей структуры, а освободившуюся экологическую нишу вскоре займут другие организмы со сходными требованиями к среде.

 

 

Пример пищевых связей. Детритная цепь

Вопросы для повторения и задания

1. Что такое пищевая цепь (цепь питания) и что лежит в её основе?

2. Чем определяется устойчивость экосистемы?

3. Составьте пищевую цепь, начинающуюся от растений.

4. Приведите примеры детритных пищевых цепей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.