![]()
|
|||||||
ОПЕРА для детейСтр 1 из 2Следующая ⇒
ОПЕРА для детей (от итал. opera - сочинение, произведение) - написанное специально для детей музыкально – драматическое произведение, объединяющее в театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию, изобразительное искусство, танец; одно из средств музыкального воспитания. Большинство опер для детей адресовано дошкольникам и младшим школьникам. Детские оперы создаются для исполнения, как детьми, так и профессиональными актёрами. Первые русские одноактные оперы для детей появились в конце 19 - нач. 20 вв. (" Снегурочка", " Ворона-вещунья", " Снегирь и ласточка" В. Орлова, " Коза-дереза" и " Зима и весна" Н. Лысенко, " Золушка" и " Снежная королева" Б. Асафьева, " Сказка о золотом яичке" И. Саца и др. ). Эти одноактные оперы исполнялись детьми в домашних театрах Петербурга и Москвы, ставились на гимназических утренниках. С конца 19 века появляются и многоактные оперы для детей, предназначенные для исполнения артистами-профессионалами, - " Ёлка" В. Ребикова, премьера состоялась в 1903 в Москве; в 1921 " Ёлка" была поставлена в Петрограде и других городах. Наибольший успех имела детская опера " Кот в сапогах" Ц. Кюи, по сказке Ш. Перро; премьера состоялась в 1915 в Тифлисе. После Октябрьской революции " Кот в сапогах" был первой оперой, поставленной для массового детского зрителя (1919, Оперная студия под руководством Е. Виноградовой и Е. Цертелевой). Эта опера была показана районными театрами Москвы свыше 100 раз и вошла в репертуар оперных театров многих городов. В 1919 для детей рабочих окраин Москвы артистами Большого театра была поставлена детская опера немецкого композитора Э. Хумпердинка " Гензель и Гретель", которая под названием " Ваня и Маша" хорошо была известна в дореволюционной России.
Большое внимание уделял детскому музыкальному воспитанию Московский театр для детей. Здесь в 30-е гг. были поставлены оперы: " Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова (1933) и " Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половинкина (1935). С этого времени детский оперный репертуар непрерывно расширялся. Лучшим современным операм для детей присущи яркость и образность музыкальных характеристик, разнообразие ритмов, мелодичность, их сюжеты отличаются действенностью и поэтичностью. Сюжеты большинства опер для детей строятся на основе народных сказок или популярных у детей литературных произведений (сказки А. С. Пушкина, стихи С. Я. Маршака и К. И. Чуковского). Большой вклад в развитие оперы для детей внёс композитор М. Красев. Им написано 7 детских опер, две из которых предназначены для исполнения профессиональными артистами. Наибольшим успехом пользуется его опера " Морозко" (Государственная премия СССР, 1951), написанная на основе русской народной сказки. Музыка оперы ярка, образна, богата широкими мелодиями. Впервые эта опера была показана в 1950 в Москве в филиале Государственного академического Большого театра СССР, затем поставлена во многих городах. В оперных театрах на детских утренниках исполняются оперы для детей, написанные советскими композиторами: " Кошкин дом" П. Вальтгардта; " Красная шапочка" и " Золушка" В. Гокиели; " Волк и семеро козлят " М. Коваля; " Зимняя сказка" Э. Каппа; " Мойдодыр" Ю. Левитина; " Три толстяка" В. Рубина; " Сказка о чудо-птице" М. Магиденко; " Четыре секрета" М. Мильмана; " Терем-теремок" И. Польского и др. В 1965г. в СССР создан первый в мире музыкальный театр для детей - Московский государственный детский музыкальный театр, художественный руководитель – заслуженная артистка РСФСР Н. И. Сац, которая в 1918 году организовала и возглавила первый в стране постоянный театр для детей.
Среди опер, рассчитанных на исполнение самими детьми, - " Песенка в лесу" А. Бойко, " Гуси - лебеди" Ю. Вейсберг, " Сказка о правде" В. Герчик, " Колобок" Н. Иорданского, " Сказка о мёртвой царевне" А. Котилко, " Маша и медведь", " Петушок", " Муха-цокотуха", " Теремок", " Тим и Том" М. Красева, " Сказка про репку" Т. Попатенко, " Снежная избушка" Г. Компанейца и другие. Партии в этих операх доступны детскому исполнению, мелодии хорошо запоминаются детьми.
|
|||||||
|