|
|||
Тема: «Аккомпанемент симфонического оркестра»Музыка 02. 02. 2021 Тема: «Аккомпанемент симфонического оркестра» Цели урока: o Выявить связь музыки и ИЗО («Аве Мария» Бах, Шуберт; картина Рафаэля» Сикстинская мадонна). o Расширить знания и представления об аккомпанементе. o Воспитывать чувства стиля и художественного вкуса. Аккомпанеме́ нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса. Издревле аккомпанементом считались ритмичные удары барабана, кастаньет или бубна. Они придавали необходимый темп, а также подчеркивали ритм. Постепенно аккомпанемент начал свое развитие в форме искусства. В средневековье стали использовать струнные щипковые инструменты, лютню, цитру, а позже гитару. Виды - аккомпанемент солисту или группе исполнителей (музыкальный ансамбль, хор) на каком-либо музыкальном инструменте, иногда аккомпанируют несколько музыкантов или хор; - аккомпанемент мелодии вспомогательными голосами или аккордами на инструменте, ведущем мелодию. Дирижирование оркестровым аккомпанементом выдвигает перед дирижером особые технические трудности. Характерно, например, что неопытные дирижеры, в достаточной мере проявившие себя в оркестровом исполнительстве, испытывают затруднения в аккомпанементе, так как при дирижировании оркестровыми произведениями, технические недочеты, неопытность или неловкость дирижера, если, конечно, они не переходят границ, компенсируются опытом и инициативой исполнителей оркестра. Облегчаются в известном смысле и задачи дирижера. Ритмическая пульсация музыки позволяет сохранить ансамбль, вступать и прекращать звучание, не дожидаясь указания дирижера. При исполнении аккомпанемента оркестранты не могут полностью положиться на свою инициативу и опыт. Сопровождение солиста требует гибкости темпа, чистоты вступлений после многочисленных пауз и естественно, что участники оркестра здесь должны точно следовать указаниям дирижера. Дирижеру необходимо найти равновесие в звучании между солистом и аккомпанементом. Инструментальные концерты обычно оркеструются композиторами с таким расчетом, чтобы оркестр не заглушал важные разделы соло. В случае же, когда оркестровка окажется слишком плотной и грузной, может оказаться необходимой некоторая динамическая ретушь. Однако дирижер должен понимать, что иногда более важный музыкальный материал может быть поручен оркестру, а солист аккомпанирует. Конечно, солист должен быть всегда хорошо слышен, но надо помнить, что концерты написаны не для соло с оркестровым аккомпанементом, а для соло и оркестра, в центре внимания, конечно, солист, но и оркестр не просто является его тенью. Так, например, в концертах роль партии оркестра в разных разделах произведения может иметь как аккомпанирующее, так и ведущее значение, поэтому дирижеру при исполнении концерта надо постоянно сочетать функции как солиста, так и аккомпаниатора. Вообще, этот жанр требует от оркестра более высокого профессионального уровня. Большого внимания требует оркестровая партия в аккомпанементе, звучащая в унисон с мелодией солиста. Не смотря на кажущуюся легкость, дублирование соло является одним из труднейших видов аккомпанемента: необходимо найти такую звучность, которая по окраске и характеру соответствовала бы звучанию солиста, но при этом была бы значительно меньше по силе и воспринималась как «тень» основной мелодии. В ритмическом же отношении каждый звук такого аккомпанемента должен совпадать с аналогичным звуком в партии солиста, и в этом состоит главная трудность.
Задания: 1. Ознакомиться с материалом урока. 2. Посмотреть видео по ссылкам https: //www. youtube. com/watch? v=RLw2pdOhqeY (на заставке картина Рафаэля «Сикстинская мадонна») https: //www. youtube. com/watch? v=aVm61yNJFCA 3. Учить песню В. Гаврилина «Мама» по ссылке https: //www. youtube. com/watch? v=3fDVSp-h_jk Ссылка на караоке https: //www. youtube. com/watch? v=HeQd7yBTEmE
|
|||
|