|
|||||||||||||||||||
План изготовления кукол – петрушек.
МАОУДО «Дом детского творчества» рп. Хвойная Новгородской области. Предком всех разновидностей верховой куклы является, так называемая, кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею. Имя свое она получила от героя старинных народных кукольных представлений — веселого Петрушки.
План изготовления кукол – петрушек.
1. ЭСКИЗЫ КУКОЛ. Выполняются эскизы кукол с учётом общего художественного замысла спектакля или концерта для которого их изготавливают.
2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ «ПЕРЧАТОК» Перчатка должна плотно облегать руку кукловода, но не связывать ее движений. Поэтому перчатка шьется с примеркой, причем актер во время примерки держит свои пальцы в «рабочем» положении, то есть так, как будто он фактически управляет куклой. Материал для перчатки лучше брать прочный, но достаточно мягкий, чтобы он не затруднял движения руки. Таким материалом может служить: бязь, фланель, бумазея.
3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГОЛОВЫ Голова петрушечной куклы делается размером в среднем 8—10 см (в детских самодеятельных кружках этот размер соответственно уменьшается и может доходить до 5—6 см). Голову куклы лепят обычно вместе с шеей, причем с небольшим наклоном вперед. Особенно надо следить за тем, чтобы голова по отношению к шее не была задрана кверху: в ином случае зритель, который смотрит на куклу снизу, будет видеть ее лицо в неправильном ракурсе. Кукла на ширме почти все время повернута к зрителю профилем. Поэтому профиль у куклы должен быть выразительный. Если кукла «беспрофильная», для зрителя часто остается непонятным, в какую сторону она повернулась, и в какую сторону смотрит. Если дети сами изготавливают кукол, то пусть они будут даже «беспрофильными. Такие самодельные изделия могут быть забавными, трогательными и любимыми детьми. Голову куклы делают чаще всего из папье-маше, а также из дерева, из материи или из трикотажа, набитого ватой.
4. СОЕДИНЕНИЕ ГОЛОВЫ И ПЕРЧАТКИ Прежде чем голову прикреплять к перчатке, надо приспособить ее к пальцам кукловода. Шея куклы по диаметру должна соответствовать толщине пальца (или двух сложенных пальцев) кукловода. Если отверстие в шее слишком широкое, его суживают путем вклеивания картонной трубочки (патронки). Палец должен входить в шею до середины второго сустава. У головы, не имеющей шеи, снизу прорезается круглое отверстие, в которое вклеивается патронка для пальцев кукловода. Перчатка прикрепляется к шее с наружной стороны так, чтобы приклеенная материя не выглядывала из-за воротника костюма. Соответствующая часть перчатки кроится так, чтобы она полностью обхватывала шею.
5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМА
Материал для костюма куклы может быть еще более плотным, чем для перчатки. Однако и тут должны быть установлены известные границы. Для кукол, надеваемых на руку, следует избегать применения таких тяжелых материалов, как парча, атлас, толстый бархат, — они затрудняют жестикуляцию кукол, топорщатся, ложатся грубыми, некрасивыми складками.
6. ОФОМЛЕНИЕ ЛИЦА И ГОЛОВЫ (вышивкой, аппликацией, и т. п. ) Волосы кукол делаются из веревок, мочала, шелковых или бумажных ниток, меха и т. п. Выбор этих материалов зависит от вкуса художника и общей манеры решения куклы. В иных случаях волосы могут быть просто нарисованы или вылеплены одновременно с головой, то есть, изображены чисто скульптурно. Глаза делают из каких-нибудь блестящих предметов — кусочков стекла, бусинок, пуговиц и т. п. — или же просто рисуют. Но и в нарисованный глаз на место зрачка нередко вставляют какой-либо блестящий предмет.
Вот таких «Трёх поросят» мы делали с детьми. Головы из полиэтиленовых бутылок.
Эти забавные куклы тоже изготовлены вместе с детьми к различным спектаклям.
На фотографии ниже: две куклы, изготовленные педагогом из старых пластмассовых кукол (головы и руки). Остальные четыре куклы - старые покупные (к спектаклю «Незнайка»). Головы у них из пенопласта. Лица перерисованы педагогом, а костюмы были изготовлены вместе с детьми.
Список литературы:
1. Н. Симонович-Ефимова «Записки петрушечника» - Л-д. – «Искусство» 1980г. 2. С. В. Образцов «Театр кукол» М. 1978г. 3. Т. Л. Дайн «Русская игрушка» - М. – «Советская Россия» 1987г. 4. А. М. Лебединский «Театр в чемодане». Москва «Искусство» 1977г.
|
|||||||||||||||||||
|