Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План изготовления кукол – петрушек.



 

ШАБАНОВА НАДЕЖДА ВАЛЕНТИНОВНА – педагог дополнительного образования.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУКЛЫ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «План изготовления перчаточной театральной куклы».

 

 

Разработка подготовлена автором к публикации в марте 2021 года.                         

 

МАОУДО «Дом детского творчества» рп. Хвойная

Новгородской области.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУКЛЫ

Предком всех разновидностей верховой куклы является, так называемая, кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею.

Имя свое она получила от героя старинных народных кукольных представлений — веселого  Петрушки.

 

План изготовления кукол – петрушек.

 

 


1. ЭСКИЗЫ КУКОЛ. Выполняются эскизы кукол с учётом общего художественного замысла спектакля или концерта для которого их изготавливают.

 

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ «ПЕРЧАТОК»

Перчатка должна плотно облегать руку кукловода, но не связывать ее движений. Поэтому перчатка шьется с примеркой, причем актер во время примерки держит свои пальцы в «рабочем» положении, то есть так, как будто он фактически управляет куклой. Материал для перчатки лучше брать прочный, но достаточно мягкий, чтобы он не затруднял движения руки. Таким материалом может служить: бязь, фланель, бумазея.

 

3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГОЛОВЫ

Голова петрушечной куклы делается размером в среднем 8—10 см (в детских самодеятельных кружках этот размер соответственно уменьшается и может доходить до 5—6 см).

Голову куклы лепят обычно вместе с шеей, причем с небольшим наклоном вперед. Особенно надо следить за тем, чтобы голова по отношению к шее не была задрана кверху: в ином случае зритель, который смотрит на куклу снизу, будет видеть ее лицо в неправильном ракурсе.

Кукла на ширме почти все время повернута к зрителю профилем. Поэтому профиль у куклы должен быть  выразительный. Если кукла «беспрофильная», для зрителя часто остается непонятным, в какую сторону она повернулась, и в какую сторону смотрит. Если дети сами изготавливают кукол, то пусть они будут даже «беспрофильными. Такие самодельные изделия могут быть забавными, трогательными и любимыми детьми.

Голову куклы делают чаще всего из папье-маше, а также из дерева, из материи или из трикотажа, набитого ватой.

 

 


4. СОЕДИНЕНИЕ ГОЛОВЫ И ПЕРЧАТКИ

Прежде чем голову прикреплять к перчатке, надо приспособить ее к пальцам кукловода.

Шея куклы по диаметру должна соответствовать толщине пальца (или двух сложенных пальцев) кукловода. Если отверстие в шее слишком широкое, его суживают путем вклеивания картонной трубочки (патронки). Палец должен входить в шею до середины второго сустава. У головы, не имеющей шеи, снизу прорезается круглое отверстие, в которое вклеивается патронка для пальцев кукловода.

Перчатка прикрепляется к шее с наружной стороны так, чтобы приклеенная материя не выглядывала из-за воротника костюма. Соответствующая часть перчатки

кроится так, чтобы она полностью обхватывала шею.

 

5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМА

 

Материал для костюма куклы может быть еще более плотным, чем для перчатки. Однако и тут должны быть установлены известные границы. Для кукол, надеваемых на руку, следует избегать применения таких тяжелых материалов, как парча, атлас, толстый бархат, — они затрудняют жестикуляцию кукол, топорщатся, ложатся грубыми, некрасивыми складками.

 

6. ОФОМЛЕНИЕ ЛИЦА И ГОЛОВЫ (вышивкой, аппликацией, и т. п. )

Волосы кукол делаются из веревок, мочала, шелковых или бумажных ниток, меха и т. п. Выбор этих материалов зависит от вкуса художника и общей манеры решения куклы. В иных случаях волосы могут быть просто нарисованы или вылеплены одновременно с головой, то есть, изображены чисто скульптурно.

Глаза делают из каких-нибудь блестящих предметов — кусочков стекла, бусинок, пуговиц и т. п. — или же просто рисуют. Но и в нарисованный глаз на место зрачка нередко вставляют какой-либо блестящий предмет.

     
 

 

 

 

Вот таких «Трёх поросят» мы делали с детьми. Головы из полиэтиленовых бутылок.

 

 

Эти забавные куклы тоже изготовлены вместе с детьми к различным спектаклям.

 

На фотографии ниже: две куклы, изготовленные педагогом из старых пластмассовых кукол (головы и руки). Остальные четыре куклы - старые покупные (к спектаклю «Незнайка»). Головы у них из пенопласта. Лица перерисованы педагогом, а костюмы были изготовлены вместе с детьми.

 

Список литературы:

 

 

1. Н. Симонович-Ефимова «Записки петрушечника» - Л-д. – «Искусство» 1980г.

2. С. В. Образцов «Театр кукол» М. 1978г.

  3. Т. Л. Дайн «Русская игрушка» - М. – «Советская Россия» 1987г.

   4. А. М. Лебединский «Театр в чемодане». Москва «Искусство» 1977г.        

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.