|
|||
Серия «ГРАММ НОЗНАМИЯ». Содержание. ВведениеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Писарева Е. Ф. - Человек и его видимый и невидимый состав
www. e-puzzle. ru Серия «ГРАММ НОЗНАМИЯ» Е. Писарева Человек и его видимый и невидимый состав Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества Новосибирск, 2010 ББК 87. 3 П 34 П 34 Писарева Е. Ф. Человек и его видимый и невидимый состав. — Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховсюого Общества, 2010. — 36 с.
Е. Ф. Писарева — известный русский теософ, переводчик и автор многих трудов по теософии, рассказывающих об основных Законах Бытия.
© Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2010 Человек и его видимый и невидимый состав
Содержание Сложный состав человека 3 Введение 3 Общие понятия 6 Первое начало Физическое тело 9 Второе начало Эфирное тело 11 Прана 15 Третье начало Астральное тело 17 Четвёртое начало Ментальное тело 24 Высшее начало человека Бессмертная душа 27
Есть тело душевное, есть тело и духовное. 1 Коринф. 15: 44
Сложный состав человека Введение Прежде чем говорить о сложности человеческого существа, необходимо познакомиться с тем, что Теософия понимает под «невидимыми мирами». В основе теософического миропонимания лежит идея единства Божественной Жизни: материя и дух лишь два её выражения, два полюса, которые неразделимы в условиях пространства и времени: материя служит выражением для духа, и без неё дух не мог бы проявить себя, а дух организует и одушевляет материю, и без него материя оставалась бы в состоянии абсолютного, с нашей точки зрения, мёртвого покоя. Из единства жизни вытекает и единство духа и материи. Дух везде один и тот же, только в камне он скрыт наиболее глубоко, а в совершенном человеке раскрыт со всей полнотой, допустимой условиями земного существования. Точно так же и материя едина. Новейшие научные исследования всё более подтверждают эту истину. Так называемые основные атомы кислорода, водорода и других элементов не являются, по утверждению оккультной химии, первичными физическими атомами: они подлежат дальнейшему разложению до тех пор, пока в основе всех химических элементов не получится один и тот же физический атом. Если его разлагать ещё далее, он утратит свойства физической материи, перестанет сжиматься от холода, расширяться от теплоты, перестанет повиноваться закону притяжения, но не уничтожится, а перейдёт в состояние сверхфизическое, соответствующее какому-то иному, не нашему миру. Чтобы наглядно представить себе такой переход из одного состояния материи в другое, представим себе известную нам физическую материю последовательно в различных состояниях: в твёрдом, жидком, газообразном и наконец эфирном состоянии; допуская процесс дальнейшего перехода материи в ещё более тонкие состояния — а не допустить это было бы нелогичным, — мы получим сверхфизическое состояние материи, которое будет естественным продолжением физической материи; это сверхфизическое состояние материи образует невидимый астральный мир. Астральная материя несравненно тоньше и подвижнее физической, имеет четыре измерения и подчиняется иным законам, но сохраняет четыре состояния различной плотности, аналогичные твёрдому, жидкому, газообразному и эфирному состояниям физической материи; продолжая ту же дифференциацию и с астральным атомом, приводя его в более и более тонкое состояние, мы получим тем же путём новое состояние материи, новый мир, который представляет собой продолжение астрального и носит в учениях Теософии название ментального мира. Таким образом, без всякого скачка, естественно и постепенно, совершается переход от известного нам физического мира в высшие области невидимых миров. И не следует представлять себе, что эти «невидимые миры» начинаются где-то вдали от физического мира: они здесь, около нас, и только наша грубая невосприимчивость отделяет нас от них, и притом более действенно, чем это могли бы сделать миллионы вёрст в пространстве. Чтобы эта мысль стала яснее, нужно помнить, что ни одна пара физических атомов не соприкасается между собой, все атомы имеют своё свободное поле действия и все как бы плавают в море окружающей их астральной материи. Чтобы понять взаимодействие различных состояний материи, нужно представить себе плотный земной шар насквозь проникнутым астральной материей, которая, как более тонкая, распространяется на значительное расстояние за пределы земной атмосферы; то же самое относится и к ещё более тонкой ментальной материи, которая проникает всю астральную и физическую материю (каждый астральный атом как бы плавает в море ментальной материи) со всех сторон и простирается значительно далее, чем астральное состояние материи. Допустив, что материя нашего физического мира проникнута более тонкими видами материи, которые не поддаются методам исследования, применяемым к материи физической, необходимо допустить, что и в состав человеческого организма входит более тонкая астральная и ещё более тонкая ментальная материи. Как же убедиться в этом? Учение о вибрациях, признанное наукой, доказывает, что все наши ощущения — результаты вибраций: так, теплота, которую мы ощущаем, есть не что иное, как действие тепловых вибраций; цвет, которым окрашены все окружающие нас предметы, есть действие световых вибраций на сетчатую оболочку нашего глаза и так далее. Вся окружающая нас среда состоит из бесконечного количества вибраций, и из них только самая ничтожная часть достигает до сознания современного человека. Нетрудно себе представить, какая огромная перемена произошла бы с человеком, если бы он мог отвечать на все мировые вибрации. Эта перемена и происходит, но не вдруг, а очень медленно и постепенно, и она нам известна под широко распространившимся именем эволюции. В сущности, вся разница между дикарём и современным интеллигентным человеком состоит в том, что последний воспринимает бесконечно большее количество вибраций, чем дикарь; точно так же и разница между человеком настоящего и человеком будущего сведётся к тому, что последний будет воспринимать столь тонкие и быстрые вибрации, какие совершенно недоступны организму современного человека. По мере расширения восприимчивости человека будет раздвигаться и поле его сознания, и притом до тех пор, пока оно не перейдёт за пределы физических явлений, после чего наступит его непрерывное общение с невидимыми мирами. Но для такого общения нужны иные органы восприятия, чем физические. И они уже имеются в зачатке у всех людей. Дальнейшее их развитие произойдёт под действием таких же эволюционных законов, какие вызвали к жизни и те физические органы чувств, которыми мы обладаем на современной ступени развития. Когда это развитие закончится, человек будет обладать непрерывным сознанием; он будет сознательно жить одновременно и на земле, и в высших мирах, с которыми на настоящей ступени развития мы приходим в сознательное общение лишь во сне и после смерти. Но и в настоящее время существуют опередившие остальное человечество люди, обладающие такой непрерывностью сознания, которая позволяет им — при сохранении ясного, бодрствующего сознания — вступать в общение с невидимыми мирами, и им мы обязаны теми сведениями о сверхфизической природе Вселенной и человека, которые вошли в учения Теософии. Сделав эти краткие предварительные указания, необходимые для уяснения дальнейшего, перейдём к рассмотрению строения человека с точки зрения теософических учений.
|
|||
|