7. Информация о домашнем задании,
Тема урока: «В гостях у интервалов». Цель: определение количественной величины простых интервалов. Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки, наглядные пособия (презентация, карточки с заданиями для практической работы). Ход урока:
1. Организационный этап 2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности Преподаватель: Дети! Сегодня мы продолжаем изучать интереснейшую тему «Интервалы», а урок наш называется: «В гостях у интервалов». На экран проецируется слайд № 1:
Преподаватель: Я приготовила для вас новые задания, которые вам помогут в освоении новых знаний. Надеюсь, что они вам понравятся. В ходе урока нам предстоит выяснить, что такое «величина» музыкального интервала, как её правильно определить и обозначить. Итак, цель нашего занятия - определение количественной величины простых интервалов. Прежде чем приступить к главному, давайте вспомним, что мы уже знаем об интервалах. Слово «интервал» (промежуток, расстояние) очень часто встречается в разных областях нашей жизни. Где же именно? Давайте вспомним! На экран проецируются слайды № 2-4:
Преподаватель: Дети, знаете ли вы, как измеряется расстояние? Например, расстояние между двумя точками измеряется в сантиметрах, между городами – в километрах. На экран проецируется слайд № 5:
Преподаватель: Интервал, точнее, интервалы встречаются и в музыке. Музыканты всего мира знают, что это такое. А вы? Кто-нибудь из вас может дать определение музыкальному интервалу? Если кто-нибудь забыл, не волнуйтесь. Посмотрите на экран, изображение подскажет вам правильный ответ. На экран проецируются слайды № 6-7:
Преподаватель: «В музыке интервал – это расстояние между двумя музыкальными звуками». Надеюсь, вы помните названия интервалов?
Преподаватель: Не забыли ли вы, как называется нижний и верхний звуки интервала? Ученики отвечают: Основание и вершина. На экран проецируется слайд № 9:
Преподаватель: Дети! Как же выглядят интервалы в нотном тексте? Как они могут быть написаны? Ученики: Звуки в интервалах пишутся друг над другом (вертикально), либо рядом (горизонтально). А ещё интервалы можно спеть, или сыграть на любом музыкальном инструменте. Преподаватель: Позвольте я поправлю: на любом музыкальном инструменте, кроме, разумеется, ударных инструментов без определенной высоты звучания, таких к примеру, как барабан или бубен. Как же определить музыкальный интервал? На экран проецируется слайд №10:
Ученики: Надо посчитать количество ступеней между нижним и верхним звуками, затем по количеству ступеней можно легко определить название интервала. На экран проецируется слайд №11:
:
3. Актуализация знаний (поиск решения учебной задачи, способ поиска информации, поиск информации) Преподаватель: Отдохнули? Тогда за дело! Дети, задумывался ли кто-нибудь из вас о том, что любая мелодия состоит из интервалов? И мы с вами можем определить, из каких именно интервалов состоит мелодия. Только надо помнить о том, что два звука мелодии должны находиться рядом друг с другом. Хотите попробовать? Ученики: Да! Преподаватель: На примере этой замечательной песенки мы будем определять интервалы, точнее сказать, определять их количественную величину (у интервалов есть ещё и качественная величина, информацию о которой вы видели на слайде № 10, но об этом не сегодня). На экран проецируется слайд № 13:
Преподаватель: Для правильного выполнения заданий вам помогут ваше внимание и сообразительность, а также те правила, которые мы повторили в начале урока. 4. Первичное усвоение новых знаний Ученикам раздаются карточки с нотным текстом песни (задание №1)
Слова А. Хайт, музыка Б. Савельева, песенка «Неприятность эту мы переживем». На экран проецируется слайд №14:
Задание для учащихся: На карточке, как и на слайде, вы видите выделенные разным цветом интервалы. Давайте сначала выпишем выделенные интервалы, расположив их вертикально, затем определим количество ступеней между выделенными звуками, и наконец подпишем данные интервалы (индивидуальная работа). У вас должно получиться следующее:
На экран проецируется слайд № 15 с заданием для учащихся:
Преподаватель: Дети! Кто мне подскажет, как правильно выполнить такое задание? Какая схема может вам помочь? Ученики: Наверное, схема №1. Преподаватель: Молодцы, верно мыслите! Если затрудняетесь, как выполнять задание, то можно первый музыкальный интервал определить вместе, а остальные интервалы вам нужно будет определить самостоятельно. Проверка полученных результатов самостоятельно (по схеме №1), затем сравнение с правильным вариантом. На экран проецируется слайд № 16:
Преподаватель: По традиции мы с вами сейчас споем эти интервалы и сыграем. Молодцы! Справились с первым заданием на отлично. Предлагаю приступить к следующему упражнению. Нам необходимо решить музыкальные примеры на интервалы. Складывать и вычитать умеете? Ученики: Да! Преподаватель: Тогда справитесь с заданием, я в вас верю! 5. Первичная проверка понимания Ученикам раздаются карточки с примерами на интервалы (задание №2). Работа в командах: одна команда выполняет примеры на сложение, другая команда – на вычитание.
7. Информация о домашнем задании,
1) просмотреть презентацию
2) записать в тетрадь: понятие и названия интервалов.
|