2. Формирование новый знаний и умений (постановка учебной задачи)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы все такие разные, интересные.
У каждого из вас есть любимые занятия.
Кто из вас любит играть? Кто любит петь?
Кто любит решать задачи? Слушать музыку?
Сегодня на уроке каждый из вас сможет проявить себя в любимом деле.
Звучит фонограмма «Дружат дети всей земли». Входит Незнайка.
Учитель: Пришёл к нам на урок
Неожиданный игрок.
Он весёлый, интересный,
Даже на Луне известный.
Любопытный как Всезнайка.
Как зовут его? … (Незнайка)
Незнайка: Хотел сочинить я, друзья,
Музыку волшебную.
Напев придумал,
Ритм подставил,
Думал: всё! Сыграю!
А как оформить, я не знаю.
Ведь ничего
Я в формах музыки не понимаю!
К вам пришёл я за советом,
Помогите мне, ребята, в этом!
Учитель: Ребята, сможем ли мы помочь Незнайке?
Дети: Да.
Учитель: Вам знакомо, что такое форма в музыке?
Дети: Да, знакомы.
Учитель: Давайте вместе разберёмся и выясним, что такое форма музыки, какие бывают формы музыки.
3. Открытие нового знания
Звучит «Марш» С. С. Прокофьев.
Беседа по произведению:
Учитель: Какие чувства и настроения вызвало у вас звучание этой музыки?
Дети: Бодрость, радость…(см. «Таблицу эмоциональных состояний)
Учитель: К какому жанру музыки относится прозвучавшее произведение?
Дети: Жанр марша
Учитель: В каком характере звучал марш?
Дети: Бодрый, активный, упругий, чёткий.
Учитель: Что представили вы в своём воображении, слушая этот марш?
Дети: Как маршируют солдаты на праздничном параде…
Учитель: Как бы вы назвали это произведение?
Дети: «Солдатский марш», «Праздничный марш»…
Учитель: Менялось ли настроение марша во время его звучания?
Дети: Нет.
Учитель: Если настроение не меняется, то это Одночастная
(вывешивается карточка «Одночастная форма»)
Учитель: Одночастную форму в музыке принято обозначать латинской буквой «А».
Учитель: В гостях у нас Незнайка, он пришёл к нам за помощью. Он песню хочет сочинить.
Каждая песня тоже имеет своё построение. Из чего же состоит песня?
Дети: Из мелодии и слов…
Учитель: Прослушайте музыку к песне. Знакома ли вам она? (играет припев к песне «Дружат дети всей земли»).
Учитель: Какой у неё характер?
Дети: Весёлый, радостный, задорный.
Учитель: Всегда ли мелодия песни звучит одинаково?
Дети: Нет. В припеве - отрывисто (стаккато), задорно;
а в запеве - плавно, нежно, напевно (легато) (вывешиваются карточки).
Учитель: Верно, изменяется характер звуковедения.
ФИЗМИНУТКА
4. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
Распевка «Горошина»
Разучивание песни «Дружат дети всей земли»
Отработка вокально-хоровых навыков через пластическое интонирование, работа над характером исполнения произведения.
Учитель: Итак, сколько в песне отражено характеров?
Дети: Два.
Учитель: Определите форму песни при помощи наших цветовых полосок.
Учитель: Я с вами согласна. Это двухчастная форма. Два характера - две части. В песне принято двухчастную форму называть куплетной. (вывешиваются карточки на доску)
5. Итоги урока.
|