Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«И это всё музыка». (сценарный материал в помощь педагогу дополнительного образования). Сацук Н.П.. Педагог-организатор



 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом пионеров и школьников Сеймского округа» г. Курска

«И это всё музыка»

(сценарный материал в помощь педагогу дополнительного образования)

Сацук Н. П.

Педагог-организатор

Курск 2005

 

ПРАЗДНИК «И ЭТО ВСЕ МУЗЫКА»

 

Цель: – Познакомить ребят с музыкой.

– Научить эмоциональному восприятию характера музыки.

– Выделять выразительные средства-динамику, направление мелодических интонаций.

– Познакомить с музыкальными инструментами.

– Вызвать эмоциональный отклик на музыку, различную по характеру, форме, изобразительным средствам.

 

Реквизит:  

Ø Скрипичный ключ.

Ø Дирижерская полочка.

Ø Школьная доска.

Ø Музыкальные инструменты.

Ø Музыкальные записи.

Ø Магнитофон.

 

С Ц Е Н А Р И Й

 

ХОД ПРАЗДНИКА

 

В празднично убранном кабинете музыки стоят стулья для зрителей, доска с оформлением кроссворда, музыкальные инструменты.

Звучит веселая музыка, собираются дети, педагоги их рассаживают по местам.

Музыка стихает, выходит ведущая:

 

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами побываем в прекрасном мире музыки. Музыка – один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом во время праздников, звучит в походе, на привале, на улице, в кино, в театре. С утра и до позднего вечера вы слышите музыку: делаете под музыку зарядку, поёте на уроках музыки, она слышна из радиоприёмника во время обеда, ужина. Сегодняшний праздник мы тоже посвящаем музыке – царице искусств.

 

Встречайте фею музыки – Гармонию

 

(Под музыку выходит фея в руках у неё скрипичный ключ и дирижерская палочка. )

 

Фея: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами совершим чудесное путешествие в царство музыки. Вот этим скрипичным ключом мы откроем двери старинных замков: замка Музыкальных инструментов, замка Песни, замка Мелодии, замка Оркестра.

 

     Фея взмахнула дирижерской палочкой, зазвучала музыка.

 

Фея:  Мы с вами вошли в царство Музыки. Первый замок на нашем пути – Музыкальных инструментов. Давайте войдём в него и послушаем, какие там инструменты живут.

 

Звучат записанные на магнитофон голоса скрипки, рояля, флейты, трубы, аккордеона и других инструментов. После прослушивания фея спрашивает

 

Фея: Вам знакомы жильцы этого замка? Назовите их.

 

Дети называют те инструменты, которые узнали. Фея показывает их изображение.

 

 

Фея: А сейчас проверим, что вы знаете о музыкальных инструментах.

 

Конкурс загадок (музыкальные инструменты) рассказ о них (см. приложение).

 

Фея:  Молодцы ребята, с первым заданием вы справились. Выполните следующее задание, разгадайте кроссворд. (Разгадывают кроссворд, написанный на доске (см. приложение))

 

Фея: Отгадав кроссворд, в выделенных клетках вы прочтёте музыкальный термин. В какой замок мы попали? Прочитайте слово, которое получилось по вертикали – «Мелодия. Мы попали в замок Мелодии. А хозяйка замка - Ольга Николаевна (педагог по фортепьяно)

 

Ольга Николаевна: Мелодию называют душой музыки. Послушайте несколько мелодий. (Звучит плавная, быстрая, танцевальная, напевная мелодии) Именно мелодия в музыке больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, его душе. Мелодия привела нас к замку, в котором живёт песня. В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю его жизнь. Песнями баюкали младенцев в колыбели, дети постарше пели потешки, дразнилки, заклички. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не было свадебных обрядов. Сейчас ребята представят вам различные песенные жанры. ( см. приложение № 3)

 

Фея: Мы с вами подошли к последнему замку в царстве Музыки – замку, в котором обитает Оркестр.

Оркестр – это группа музыкантов, совместно, исполняющих музыку на различных инструментах. Есть симфонические, духовые оркестры, оркестры народных инструментов и другие.

Послушайте три фрагмента и определите, какие оркестры исполняют эту музыку. (Звучит запись симфонического оркестра, духового оркестра и оркестра народных инструментов. )

 

Фея: Сейчас мы попробуем все вместе сыграть, и организуем шумовой оркестр. Берите инструменты и давайте, все вместе исполним знакомую вам песню «Во поле берёза стояла» (Звучит шумовой оркестр. )

 

Фея: Вот мы и познакомились с царством музыки. Думаю, вам понравилось наше путешествие. Теперь вы знаете, что такое музыка, и какой она бывает. Настало время нам простится. Но с вами я не прощаюсь. Надеюсь, наша встреча повторится.

 

До свидания. До новых встреч.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

 

1. Громче флейты, громче скрипки

Громче труб наш великан

Он ритмичен, он отличен

Наш весёлый … (барабан)

 

Барабан (показывают) – ударный инструмент. Они самые древние в мире. Ещё первобытный человек выбивал ритмы по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам.

Барабаны гремят во время военных походов, торжественных церемоний, народных празднеств.

Барабаны используются во всех видах оркестров: симфоническом, духовом, народном, эстрадном, джазе. В симфоническом оркестре барабаны изображают раскаты грома, орудийную канонаду.

С барабаном торжественно маршируют по Красной площади воспитанники военно-музыкального училища, открывая парад.

(Детям дают послушать один из маршей «Прощание славянки»)

 

 

2.   Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека,

Поёт про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив,

Я называюсь … (скрипкой)

 

Посмотрите на этот нежнейший и красивейший из струнных инструментов. Древний предок теперешней скрипки, славянский инструмент, состоял из долбленного деревянного корытца, покрытого плоской пластинкой, трёх струн, лукообразного смычка. Это был истинно народный инструмент. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на таких скрипках, на ярмарках. Скрипку не пускали во дворцы. Где звучал голос виолы.

Первые скрипки в их современном виде появились в Европе в начале 16 века. Во всем мире известны итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари. На инструментах, созданных руками этих гениальных скрипичных мастеров, играют выдающиеся скрипачи мира.

Послушайте скрипичную музыку. (Звучит музыка Сарасате)

 

3. Тянется, а не резина

С клапанами, а не машина

Песни поёт, а не радио (Баян)

 

То толстеет, то худеет

На весь дом голосит (Баян)

 

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит (Гармонь)

 

 

Гармонь и баян – духовые клавишные инструменты.  При помощи мехов нагнетается воздух, он приводит в колебание металлические пластинки - язычки. Так возникает звук. Первую ручную гармонь сделали в 1822 году. Есть много разновидностей русских гармоней – ливенка, Елецкая, хромка, Саратовская, Тульская и др.

О гармони писали стихи С. Есенин, А. Твардовский, А. Прокофьев и другие поэты.

Гармонь сопровождает все деревенские праздники. В наши дни широко распространен, баян – разновидность гармони. Своё название баян получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна. Послушайте музыку, которая исполняется на гармони и баяне. (Ребята поют частушки под аккомпонимент гармони и баяна. )

 

 

4.

О каком инструменте пойдёт следующий рассказ, вы должны догадаться. Это струнный музыкальный инструмент. Его история начиналась с глубокой древности, когда первобытный человек стал использовать звучание тетивы лука. Прообразом этого инструмента были древняя арфа и лютня, а непосредственными предшественниками можно назвать кифару, лиру, виолу. На нём может быть 6, 7, 12 струн. Что это за инструмент. (Гитара)

Правильно, это самый распространенный в быту инструмент, который звучит в походах, на вечеринках, на праздниках, на вечерах друзей. Чаще всего под гитару поют песни, романсы, но она может быть и концертным инструментом.

Послушайте пьесу в исполнении Шевликовой Ани. Музыка Джулиана «Аллегро», «Этюды» (Звучит пьеса)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 «КРОССВОРД»

 

 

1. Один из тёх «китов» в музыке (Марш)

2. Человек, который начинает песню. (Запевала0

3. Русский народный музыкальный инструмент. (Балалайка)

4. Автор балета «Щелкунчик» (Чайковский)

5. Руководитель хора, оркестра. (Дирижер)

6. Торжественная песня, принятая как символ государства. (Гимн)

7. Один из трёх «китов» в музыке. (Песня)

 

 

         Отгадав кроссворд, в выделенных клетках прочтёте музыкальный термин.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 «ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ»

 

Солдатские песни – это, как правило, марш, под который удобно идти в походе. Они облегчали тяжелую жизнь солдата русской армии, ведь служили солдаты 25 лет. В солдатских песнях прославлялись подвиги героев, описывались воинские сражения, воспевались храбрость, удаль русского солдата. (Звучит старинная песня «Солдатушки»)

 

 

Колыбельные песни – Они должны успокаивать малыша, окутывать его лаской, погружать в сон. Поются они не громко, ласково, с укачивающими движениями. (Звучит колыбельная песня)

 

 

Шуточные песни – Их пели на праздниках, гуляньях, их исполняли скоморохи и артисты во время балаганных представлений на ярмарках. Одну из таких песен мы вам споём, а вы хлопками нам помогите. (Звучит песня «Комара муха любила»)

 

 

Много песен игровых  и хороводных

 

 

Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав – все это праздновалось. А праздники всегда проходили с играми и песнями. Особенно много пели во время народных гуляний, когда встречали Масленицу, Троицу, Рождество.

В народе существовали древние обряды и обычаи, где песня играла важную роль.

Игровые песни пели в хороводе, или юноши и девушки выстраивались в две шеренги и по очереди пели куплет за куплетом, приближаясь и удаляясь, друг от друга. (Звучит песня «А мы просо сеяли»)

 

Дети разбиваются на две группы и поют игровую песню

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.