|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
Настоящая программа государственной итоговой аттестации является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования Русский язык и коммуникация в профессиональной сфере по направлению подготовки 45. 04. 01 Филология, обеспечивающей реализацию федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45. 04. 01 Филология (уровень магистратуры), утвержденного приказом Минобрнауки России от 3 ноября 2015 г. № 1299 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45. 04. 01 Филология (уровень магистратуры). Зарегистрировано в Минюсте России 24. 11. 2015 № 39819.
Составитель:
заведующий кафедрой русского языка и массовой коммуникации Н. А. Илюхина
Заведующий кафедрой русского языка и массовой коммуникации Н. А. Илюхина
«25» января 2020 г.
Программа государственной итоговой аттестации обсуждена на заседании кафедры русского языка и массовой коммуникации Протокол № 4 от «25» января 2020 г.
Руководитель основной профессиональной образовательной программы высшего образования Русский язык и коммуникация в профессиональной сфере по направлению подготовки 45. 04. 01 Филология (уровень магистратуры) Н. А. Илюхина 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. ГИА проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее – ГЭК). Для рассмотрения апелляций по результатам ГИА в Самарском университете (далее – университет) создаются апелляционные комиссии. Регламент работы государственной экзаменационной комиссии и апелляционной комиссии (далее вместе – комиссии) установлены локальными нормативными актами университета. ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы высшего образования Русский язык и коммуникация в профессиональной сфере по направлению подготовки 45. 04. 01 Филология, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45. 04. 01 Филология (уровень магистратуры) (далее – ФГОС ВО). ГИА, завершающая освоение настоящей основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее – ОПОП ВО), является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены законодательством об образовании, настоящей программой и иными локальными нормативными актами университета, регулирующими вопросы организации и проведения ГИА. Содержание и характеристика формы (вида) государственных аттестационных испытаний приведены в таблице 1. Таблица 1. Характеристика формы (вида) государственных аттестационных испытаний
Настоящая программа ГИА, включая программу государственного экзамена и требования к выпускным квалификационным работам (далее – ВКР) и порядку их выполнения, критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена и защиты ВКР, утвержденные университетом, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций доводятся до сведения обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала ГИА.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПОП ВО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВО И ОПОП ВО Планируемые результаты освоения ОПОП ВО – это компетенции, установленные ФГОС ВО. Перечень планируемых результатов освоения ОПОП ВО приведен в таблице 2. Таблица 2. Перечень планируемых результатов освоения опоп во
3. Указание объема государственной итоговой аттестации в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях И в академических часах Объем ГИА и продолжительность ее проведения приведены в таблице 3. Таблица 3. Объем государственной итоговой аттестации и ее продолжительность
4 Структура и СОДЕРЖАНИЕ государственной итоговой аттестации ГИА включает ряд этапов, необходимых для организации и проведения государственных аттестационных испытаний, предусмотренных ОПОП ВО в соответствии с ФГОС ВО. Структура и содержание этапов ГИА приведены в таблице 4. Таблица 4. Структура и содержание этапов ГИА
5. программа государственного экзамена
5. 1 Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен 1. Современная русистика как полипарадигмальная наука. Характерные черты современной лингвистической науки. Понимание термина парадигма в отечественной русистике (И. П. Сусов, Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков и другие). Полипарадигмальность русистики в интерпретации отечественных ученых. 2. Принципиальные изменения в лингвистике за последние 50 лет. 3. Актуальные проблемы семасиологии. Семасиология как одно из крупных направлений в лингвистике. 4. Предпосылки открытия системной организации лексического уровня языка. Механизм системных связей слов в сознании носителя языка. 5. Единицы лексико-семантической системы, их иерархическая организация. Микроэлементы структуры значения слова. Типология сем. Структура значения слова. Макрокомпоненты значения слова (общий обзор). 6. Основные типы системных отношений, их связь с семантикой слов. 7. Принципы выделения разных типов семантических парадигм в лексике. Основные различия между этими парадигмами. 8. ЛСГ и ЛСП как сематические парадигмы. Основа этих парадигм и общие свойства входящих в их состав единиц. 9. Тематическая группа слов как сематическая парадигма, ее специфика на фоне других типов парадигм и разновидности. 10. ДСП как сематическая парадигма. Явления народной этимологии, детского этимологизирования, прием псевдоэтимологизирования как свидетельства объективности связей слов одного ДСП. 11. АСП как семантическая парадигма, ее отличие от ассоциативного поля. Специфика системных отношений между словами в этом типе парадигмы. 12. Масштабы и проявления парадигматических отношений в лексике сквозь призму разных типов семантических парадигм. 13. Сущность и семантический механизм синтагматических отношений в лексике. Понятие семантического согласования. Типы сочетаемости слов. 14. Понятие формулы сочетаемости слов одной семантической парадигмы. Отражение в формуле сочетаемости своеобразия лексического значения слов одной парадигмы (на примере глаголов речи, глаголов движения, физического и психического воздействия или других). 15. Сущность вариантных отношений в языке и лексике. Типы семантического варьирования, их семный механизм. Семантический механизм метонимического и метафорического типа варьирования значения слов. Понятие регулярной многозначности как проявления семантического варьирования. Его причина и семантический механизм. 16. Активные процессы в современном русском языке. Речевая ситуация в современной России (рубеж XX – XXI веков). Социальные и языковые причины изменений в русской речи на рубеже XX – XXI веков. Оценка основных процессов, характеризующих современный этап развития речевой культуры: активизация заимствований, жаргонизация речи, общее снижение речевой культуры. Роль СМИ в активизации современных языковых процессов. Проблема защиты русского языка. 17. Активные процессы в лексике. Семантические процессы в лексике: актуализация и деактуализация значений; деидеологизация лексики, процесс расширения лексических значений. Функционально-стилистические изменения в лексике: стилистическая нейтрализация и стилистическое перераспределение. 18. Основные тенденции в словообразовательной системе русского языка. «Лавинообразный характер» современного словообразования. Продуктивные словообразовательные модели рубежа XX – XXI веков: образование наименований лиц и названий процессов. Рост именной префиксации. Активизация компрессивного словообразования. Рост окказионального словообразования. 19. Активные процессы в морфологии русского языка. Рост аналитизма в морфологии: увеличение количества несклоняемых существительных и прилагательных; сокращение словоизменительной парадигмы имени числительного; рост класса существительных общего рода; изменение способа обозначения собирательности в именах существительных (обобщённо-собирательное значение конкретных существительных); рост класса двувидовых глаголов. 20. Основные процессы в синтаксическом строе современного русского языка. Развитие аналитизма в синтаксическом строе современного русского языка. Понятие «актуализирующий синтаксис». Расчленённые конструкции: парцелляция, сегментация, цепочки номинативов, вставные конструкции, вопросно-ответные конструкции в монологической речи. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция. Активизация несогласуемых и неуправляемых форм. Рост предложных сочетаний. 21. Активные процессы в современной русской пунктуации. Основные тенденции развития современной русской пунктуации. Изменения в функционировании отдельных знаков препинания, происходящие в последние десятилетия. Экспрессивные пунктуационные приёмы. 22. Основные тенденции в современной русской орфографии и графике. Основные процессы в современной русской орфографии. Использование экспрессивных возможностей графики и орфографии. Вопрос о латинизации русского алфавита. 23. Русский и церковнославянский языки в их истории и взаимодействии. Преемственная связь русского литературного языка с церковнославянским языком в концепции Н. С. Трубецкого. Влияние церковнославянского языка на русский литературный язык в разных его подсистемах: графико-орфографической, лексической, словообразовательной, грамматической. 24. Семантико-стилистические особенности фольклорной рекламы: диалогичность, формульность конструкций, просторечие, раешный стих, сказовый характер повествования, использование традиционных фольклорных персонажей, юмор, развлекательный характер текста. Использование фольклорных сюжетов, образов и приемов рекламирования в современной рекламе. 25. Прагматические, семантико-стилистические, композиционно-графические особенности рекламного текста в российской прессе XVIII—XIX вв. 26. Лингвостилистическое своеобразие советской торговой рекламы 20—30-х годов. Тексты и образы рекламы Моссельпрома. Мастерство копирайтинга и политическая заостренность рекламной деятельности В. В. Маяковского. 27. Развитие типов рекламной номинации в России. Характеристики современного эффективного рекламного имени и его роль в структуре рекламного текста. Принципы построения современного рекламного текста и оценка его коммуникативной эффективности. 28. Компетентностный подход в современной лингводидактике. Компетенция и компетентность. Формирование и совершенствование языковых компетенций (знать, уметь, владеть) на занятиях в школе и в вузе (дисциплина/курс на выбор обучающегося). 29. Методика обучения и образовательная технология в рамках преподавания лингвистических дисциплин в вузе (дисциплина на выбор обучающегося). 30. Новые педагогические технологии в преподавании лингвистических дисциплин в школе и в вузе.
5. 2 Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену Государственный экзамен представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Государственный экзамен проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Государственный экзамен проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися ОПОП ВО соответствующим требованиям ФГОС ВО. Подготовка к государственному экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к государственному экзамену, обучающиеся углубляют, систематизируют и упорядочивают свои знания. На государственном экзамене обучающиеся демонстрируют уровень сформированности компетенций, приобретенных в процессе обучения и определенных в ОПОП ВО. В период подготовки к государственному экзамену обучающиеся вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют знания. Целесообразно использовать материалы лекций, учебно-методические материалы по дисциплинам (модулям) и практикам, справочники, основную и дополнительную литературу. Вопросы, выносимые на государственный экзамен, составлены по дисциплинам, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников: «Современная русистика как полипарадигмальная наука: ключевые проблемы», «Актуальные проблемы семасиологии», «Активные процессы в современном русском языке», «Русский и церковнославянский язык в их истории и взаимодействии», «Эволюция вербальных компонентов рекламы», «Теория, методика и практика лингвистического образования». Формулировка вопросов экзаменационного билета совпадает с формулировкой перечня рекомендованных для подготовки вопросов государственного экзамена, доведенного до сведения студентов за 6 месяцев до ГИА. Представляется крайне важным посещение обучающимися проводимой перед государственным экзаменом консультации, на которой каждый обучающийся может задать возникшие вопросы. Важно, чтобы обучающийся грамотно распределил время, отведенное для подготовки к государственному экзамену. В этой связи целесообразно составить календарный план подготовки к государственному экзамену, в котором в определенной последовательности отражается изучение или повторение всех экзаменационных вопросов. Государственный экзамен проводится в форме устного ответа на вопросы экзаменационного билета. За отведенное для подготовки время обучающийся должен сформулировать четкий ответ по каждому вопросу билета. При ответе на экзамене допускается многообразие мнений. Это означает, что обучающийся вправе выбирать любую точку зрения по дискуссионной проблеме, но с условием достаточной аргументации своей позиции. Приветствуется, если обучающийся не читает с листа, а свободно излагает материал. К выступлению на государственном экзамене предъявляются следующие требования: - ответ должен строго соответствовать количеству вопросов билета; - ответ должен полностью исчерпывать содержание вопросов билета; - выступление на экзамене должно соответствовать нормам и правилам публичной речи, быть четким, обоснованным, логичным. Обучающийся должен быть готов и к дополнительным (уточняющим) вопросам, которые могут быть заданы в рамках билета и связаны, как правило, с неполным ответом. Уточняющие вопросы задаются, чтобы либо конкретизировать ответ на вопрос билета, либо чтобы обучающийся подкрепил те или иные теоретические положения практикой. Полный ответ на уточняющие вопросы лишь усиливает эффект общего ответа.
5. 3 Перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену
5. 3. 1 Основная литература
6. требования к выпускной квалификационной работе и порядку ее выполнения
6. 1 Требования к структуре, объему и содержанию выпускной квалификационной работы Структурными элементами текста ВКР в соответствии со стандартом Самарского университета «Общие требования к учебным текстовым документам» являются: - титульный лист ВКР (оформляется на бланке университета и служит обложкой ВКР); - задание (оформляется на типовом бланке); - содержание (включает введение, наименование всех разделов и подразделов (если имеются), заключение, список использованных источников, приложения (при наличии) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти структурные элементы ВКР); - введение (содержит актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования, содержание проблемы, личный вклад автора в её решение, методология и избранные методы исследования, научная новизна, практическая значимость, область применения результатов); - основная часть (определяется кафедрой, выдавшей задание в соответствии с ФГОС ВО; - заключение (отражает выводы и результаты работы, полученный социально-экономический эффект, что осталось нерешённым, как нужно решать в дальнейшем при использовании результатов работы); - список использованных источников (включает все использованные источники: книги, статьи из журналов и сборников, авторские свидетельства, государственные стандарты и прочие сведения, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ); - приложения (оформляются при наличии материалов, которые не являются самой работой, но способствуют её обоснованности). Структура ВКР может уточняться обучающимся совместно с научным руководителем в целях раскрытия темы. Рекомендуемый объем ВКР обучающегося – 60 страниц печатного текста, исключая листы реферата, содержания, рисунки, таблицы, схемы, список использованных источников и приложения. Основная часть ВКР состоит из 3 разделов: Первый раздел (глава) по содержанию излагаемого материала является теоретической. В ней выбираются направления исследования и его обоснование, методы решения задач и их сравнительная оценка, описание выбранной общей методики проведения работы. Глава должна содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой задачи. Здесь должно быть дано четкое описание предмета (объекта) исследования, отмечены недостатки и слабые его стороны. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов предмета (объекта) исследования как в российской, так и в зарубежной практике. В этой главе работы автор анализирует существующий понятийный аппарат в исследуемой области, может представить свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает критическую их оценку. При освещении методологических основ исследуемой проблемы не допускается пересказ содержания учебников, учебных пособий, монографий, Интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник. Приоритет в первой главе должен отдаваться использованию монографий, научных статей и учебной литературы. При написании ВКР обучающийся должен показать свое основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Глава также должна содержать обоснование выбора методологии исследования по рассматриваемой проблеме. При этом рекомендуется дать оценку предполагаемых методов исследования с точки зрения возможности и целесообразности их использования, преимуществ и возможных трудностей для решения поставленной проблемы применительно к определенному предмету, целям исследования. Второй раздел (глава) представляет собой анализ объекта исследования с позиций рассматриваемых задач ВКР. Объект исследования должен быть рассмотрен в контексте системного окружения или как подсистема более глобальной системы. На основе имеющихся фактических материалов необходимо детально проанализировать состояние объекта. Необходимо описать существующую практику решения поставленных в ВКР задач, провести выявление несовершенств, выдвинуть критерии улучшений и сформировать комплекс необходимых изменений. Основным итогом данного раздела ВКР должно явиться обоснование потребности в совершенствовании выбранного объекта исследования с использованием инновационных подходов и технологий. Третий раздел (глава) содержит предлагаемые решения проблемы, заявленной в теме ВКР. Здесь описываются новые возможности/улучшения, реализованные в ВКР, обосновывается практическая значимость полученных результатов и т. д. Обучающемуся необходимо привести свои творческие предложения по решению поставленных задач, выполнить обобщение и дать оценку результатов исследований, их достоверности и провести сравнение с аналогичными данными отечественных и зарубежных работ. Глава должна содержать обоснованные выводы по результатам проведения исследований обучающегося и анализу результатов. В этой главе обучающийся разрабатывает методические и организационные предложения в исследуемой области. Обучающийся должен предложить вариант или набор вариантов и механизмов решения поставленной в ВКР проблемы исследования. Предлагаемые варианты решения поставленной проблемы должны базироваться на конкретном примере, что позволит автору внести практические рекомендации, а также оценить возможный положительный эффект от реализации предлагаемых мероприятий. Все рекомендации должны вытекать из результатов проведенных исследований. Предложения и рекомендации третьей главы должны иметь научное обоснование и возможность практического подтверждения. Каждое предложение должно быть обосновано с позиции перспектив его использования. В конце каждой главы следует кратко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор на данной стадии исследования. Каждая предыдущая глава может завершаться кратким изложением необходимости и целей исследования последующей главы. Главы и параграфы должны иметь логическую взаимосвязь и внутреннюю логику. Качество и сроки выполнения этапов ВКР контролирует руководитель ВКР из числа работников университета. После завершения подготовки обучающимся ВКР руководитель ВКР представляет в университет на кафедру письменный отзыв о работе обучающегося в период подготовки ВКР.
6. 2 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы Оформление ВКР осуществляется в соответствии со стандартом Самарского университета «Общие требования к учебным текстовым документам».
7 материально-техническая база и Информационные технологии, включая Перечень программного обеспечения, необходимого для проведения ГИА
7. 1 Описание материально-технической базы Материально-техническая база, необходимая для подготовки к ГИА и проведения ГИА, обеспечена специальными помещениями – учебными аудиториями для проведения групповых и индивидуальных консультаций, проведения ГИА, а также помещениями для самостоятельной работы и помещениями для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Контактная работа проводится в аудитории, оснащенной презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук), учебной мебелью: столы, стулья для обучающихся; стол, стул для преподавателя. Для самостоятельной работы обучающегося предоставляется аудитория, оснащенная компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета. При проведении ГИА используется презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), учебно-наглядные пособия (презентационные материалы). Организовано асинхронное взаимодействие обучающегося и руководителя ВКР (консультантов при их наличии) с использованием электронной информационной образовательной среды университета через систему личных кабинетов обучающихся и преподавателей. Обучающийся размещает в личном кабинете ВКР, руководитель ВКР - отзыв руководителя ВКР, рецензию на ВКР Руководитель ВКР проверяет и верифицирует размещенные ВКР, отзыв и рецензию. После этого ВКР, отзыв и рецензия сохраняются в электронном портфолио обучающегося и в электронной библиотечной системе университета. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации (http: //lib. ssau. ru/els). Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории университета, так и вне ее. 7. 2 Перечень лицензионного программного обеспечения Таблица 5. Перечень лицензионного программного обеспечения
7. 3 Перечень свободно распространяемого программного обеспечения
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение Государственной итоговой аттестации 8. 1 Основная литература
8. 3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для подготовки к государственной итоговой аттестации Таблица 6. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимые для подготовки к ГИА
8. 4 Перечень информационных справочных систем и современных профессиональных баз данных, необходимых для подготовки к государственной итоговой аттестации Таблица 7. Информационные справочные системы и профессиональные базы данных, необходимые для подготовки к ГИА
Таблица 8. Современные профессиональные базы данных, необходимые для подготовки к ГИА
9. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ СДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена и защиты ВКР приведены в фонде оценочных средств для проведения ГИА (Приложение 2 к настоящей программе).
10. Порядок проведения ГОСУДАРСтВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся из числа инвалидов ГИА проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности). При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих требований: - проведение ГИА для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не являющимися инвалидами, если это не создает трудностей для инвалидов и иных обучающихся при прохождении ГИА; - присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего обучающимся инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с председателем и членами ГЭК); - пользование необходимыми обучающимся инвалидам техническими средствами при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей; - обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений). Все локальные нормативные акты Университета по вопросам проведения ГИА доводятся до сведения обучающихся инвалидов в доступной для них форме. По письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительность сдачи обучающимся инвалидом государственного аттестационного испытания может быть увеличена по отношению к установленной продолжительности его сдачи: - продолжительность сдачи государственного экзамена, проводимого в письменной форме, – не более чем на 90 минут; - продолжительность подготовки обучающегося к ответу на государственном экзамене, проводимом в устной форме, – не более чем на 20 минут; - продолжительность выступления обучающегося при защите ВКР – не более чем на 15 минут. В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья структурное подразделение обеспечивает выполнение следующих требований при проведении государственного аттестационного испытания: а) для слепых: - задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом; - письменные задания выполняются обучающимися на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту; - при необходимости обучающимся предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых; б) для слабовидящих: - задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания (оформляются увеличенным шрифтом); - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - при необходимости обучающимся предоставляется увеличивающее устройство, допускается использование увеличивающих устройств, имеющихся у обучающихся; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: - обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; - по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в письменной форме; г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): - письменные задания выполняются обучающимися на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; - по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в устной форме. Обучающийся из числа инвалидов не позднее чем за 3 месяца до начала проведения ГИА подает письменное заявление о необходимости создания для него специальных условий при проведении государственных аттестационных испытаний с указанием его индивидуальных особенностей в Центр инклюзивного образования Университета. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у обучающегося индивидуальных особенностей (при отсутствии указанных документов в Университете). В заявлении обучающийся из числа инвалидов указывает на необходимость (отсутствие необходимости) присутствия ассистента на государственном аттестационном испытании, необходимость (отсутствие необходимости) увеличения продолжительности сдачи государственного аттестационного испытания по отношению к установленной продолжительности (для каждого государственного аттестационного испытания).
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|