Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Взаимосвязь музыкальной формы, содержания, жанра и стиля



Взаимосвязь музыкальной формы, содержания, жанра и стиля

Форма и содержание

При рассмотрении формы в её наиболее обобщённом понимании музыкальную форму от специфически музыкального содержания отличить невозможно.

Когда таким образом «расплывается» объект рассмотрения (формальная конструкция), то анализ формы по существу превращается в «целостный анализ» всего. Об этом в России неоднократно писал Ю. Н. Холопов, в Германии — автор популярного учебника о форме Клеменс Кюн: «Когда " учение о формах" перекрещивают в " анализ композиции", то, хотя исторически и лексически особенностям данной отдельной композиции воздаётся в полной мере, учение о формах как дисциплина в значительной мере упраздняется».

Оппозиция формы и содержания — обязательный аспект музыковедения в России советского периода. Методологической базой для рассмотрения данной оппозиции в СССР служила так называемая «марксистская теория искусства», постулировавшая примат содержания над формой. В социологической трактовке этого постулата форма как таковая не могла быть предметом науки и самой музыкальной композиции. Композиторы и теоретики музыки, проявлявшие в своём творчестве «чрезмерное» внимание к форме, объявлялись идеологами марксистской теории искусства «формалистами» (с неизбежными социально-политическими последствиями).

   

Форма и жанр, форма и стиль

Музыкальная форма — дискуссионная тема научных исследований. Учения о музыкальной форме в России, в Германии, в США, во Франции и других регионах мира сильно отличаются друг от друга как методологией, так и специфической терминологией.

Относительное согласие учёных разных школ, принадлежащих европейской традиции (в том числе, российских), отмечается лишь в анализах музыки классико-романтической эпохи (XVIII — XIX века), отчасти также в отношении музыки барокко. Более сложная ситуация с формами старинной и традиционной (культовой и светской, западной и восточной традиций) музыки, где музыкальная форма практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, мотет, респонсорий, стихира, мугам и др. ).

Музыкальная форма также рассматривается в связи с понятием музыкального стиля, в диапазоне от научных исследований, как в книге Л. Стайна «Структура и стиль. Исследование и анализ музыкальных форм», до высказываний в популярных книгах о музыке «для чайников»: «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей — такие же „формы“, как и менуэты, фуги, сонаты и рондо».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.