Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ



КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Значко В. В.

Факультет русской филологии и документоведения, III курс, гр. 320971 (3РМ)

(очная форма обучения)

Слайд 2

Общение – связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании

Данное понятие является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Реализация коммуникативной функции общения включает несколько уровней. На первом из них осуществляется выравнивание различий в исходной информированности, имеющейся у индивидов, которые вступают в контакт. Второй связан с передачей и принятием значений. В этом случае общение выступает как информирование, обучение, инструктаж и т. д. Наконец, третий уровень связан со стремлением индивидов понять взгляды и установки друг друга. Общение здесь направлено на формирование оценок достигаемых результатов (согласие, несогласие, сопоставление взглядов и т. д. ).

 

Слайд 3

В структуре коммуникативного акта выделяют следующие элементы:

1. адресант - лицо, посылающее сообщение (субъект общения);

2. адресат - лицо, которому направлено сообщение. В организациях источником и адресатом общения выступают сотрудники с их целями, мотивами, знаниями, идеями и т. д.;

3. сообщение - что передается, какое именно содержание;

4. код - форма, в которой идеи и цели могут быть выражены как «сообщение». Код может включать вербальные средства (т. е. средства естественного языка), математические символы, диаграммы, жесты и т. д.;

5. цель - зачем, ради чего послано сообщение;

6. канал связи - среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом. Каналом связи может быть голос, текст, проводная связь, связь через эфир, информационные табло и др.;

7. результат - что достигнуто в итоге общения.

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «адресант - сообщение - адресат» асимметрична. Для адресанта смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для адресата смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В последнем случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания адресатом смысла высказывания может стать очевидной для адресанта лишь тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей, т. е. когда адресат превратится в адресанта и своим высказыванием сообщит о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения и происходит обогащение, развитие информации. Мера известной согласованности действий адресанта и адресата в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в общий организационный контекст.

 

Слайд 4-6

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Выделяют следующие виды коммуникативных барьеров:

Барьеры отношений – это уже чисто психологически феномен, возникающий в процессе общения коммуникатор и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Мотивационный барьер – барьер, возникающий в процессе общения, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт.

Семантический барьер – барьер, возникающий тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей

Барьер некомпетентности – барьер, при котором некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.

Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития.

Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего.

Этический барьер – барьер, возникающий тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.

Эстетический барьер – барьер, возникающий в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.

 

 

Слайд 7

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем

При грубом делении различают вербальную коммуникацию, при которой в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, для осуществления которой используются различные формы неречевых знаковых систем.

Вербальное общение, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный язык. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации таким образом смысл сообщения теряется менее всего. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Когда двое людей общаются друг с другом, происходит обмен не только информацией о идеях, но и обмен чувствами и эмоциями. Эта эмоциональная информация передается и тем, что человек говорит, т. е. языковыми, вербальными средствами, и тем, как он говорит, т. е. невербальными средствами. Значение слов источника сообщения может изменяться в зависимости от интонации, пауз, громкости, темпа или манеры речи. Чувства также передаются разнообразным набором невербальных средств: через жесты, выражения лица, движения тела, позы, прикосновения и зрительный контакт.

 

Слайд 8-9.

Виды невербальной коммуникации:

1. Жесты – это разнообразные движения руками и головой:

· Коммуникативные жесты, т. е. замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др. )

· Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

· Модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т. п. ).

2. Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств.

3. Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

4. Такесика – это роль прикосновений в процессе невербального общения.

5. Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

6. Проксемика – способ выражения социальных связей через пространственные отношения.

7. Кинестика – это совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого взаимодействия.

 

Слайд 10

7 простых способов внушить уважение к себе (Алан и Барбара Пиз «Новый язык телодвижений»).

1. Проводите встречи стоя.

Проводите короткие совещания стоя. Исследования показывают, что в таком положении беседы обычно оказываются значительно короче. Человек, который проводит важный разговор стоя, тем самым повышает свой статус в глазах собеседников. Вставая, когда в ваш кабинет входят коллеги, вы сможете значительно экономить время. Не стоит размещать стулья для посетителей в своей рабочей зоне. В положении стоя решения принимаются быстрее. Собеседники не станут попусту тратить ваше время, задавая незначащие вопросы, например: «Как дела дома? »

2. Усаживайте конкурентов спиной к двери.

Как уже говорилось ранее, человек очень неуверенно чувствует себя, сидя спиной к открытому пространству. В такой ситуации у человека повышается кровяное давление, учащается сердцебиение и дыхание. Организм начинает готовиться к нападению сзади. Если вы хотите повлиять на собеседника, посадите его спиной к двери.

3. Складывайте пальцы.

Люди, которые держат руки ниже уровня подбородка и при этом складывают пальцы, привлекают к себе наибольшее внимание. Раскрытые пальцы и руки, поднятые выше уровня подбородка, воспринимаются как менее авторитетные и властные.

4. Не прижимайте к себе локти.

Сидя в кресле, не прижимайте к себе локти. Смело опирайтесь на подлокотники. Робкие, запуганные люди всегда прижимают локти, чтобы защититься от возможного нападения. Подобный жест всегда истолковывается как проявление страха.

 

5. Используйте выразительные слова.

Ученые из университета Калифорнии установили, что наиболее мощными словами в разговоре являются следующие: открытие, гарантии, любовь, доказано, результаты, сэкономить, легко, здоровье, деньги, новый, безопасность и вы. Постарайтесь использовать их как можно чаще. Новые результаты, которые вы получите, открыв для себя эти доказанно влиятельные слова, гарантируют вам любовь и здоровье, а также помогут сэкономить деньги. Они абсолютно безопасны и просты в использовании.

6. Носите небольшой, тонкий портфель.

Тонкий портфель с кодовым замком – это неизменная принадлежность властного человека, который думает только о главном. Детали его не интересуют. Огромные, набитые бумагами портфели носят те, кто выполняет всю работу. Кроме того, окружающие воспринимают владельцев таких портфелей как неорганизованных, неопытных людей, не умеющих выполнять работу в срок.

7. Следите за пуговицами на пиджаке собеседника.

Анализ видеозаписей конфликтных ситуаций между профсоюзами и крупными корпорациями показывает, что согласие чаще всего достигается, когда противники расстегивают пиджаки. Люди, которые скрещивают руки на груди, чаще всего держат пиджаки застегнутыми. При этом они настроены более негативно. Когда человек во время совещания расстегивает пиджак, вы сразу же можете предположить, что настроение его становится более позитивным.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Коммуникативная сторона общения / Психологическое сообщество.

Режим доступа: https: //psyera. ru/2393/kommunikativnaya-storona-obshcheniya

2. Новый язык телодвижений / Алан Пиз, Барбара Пиз; [пер. с англ. Т. О. Новиковой]. – М.: Эксмо, 2014. С. 479-497.

3. Социальная психология: Учебник, 2003 / Андреева И. В., С. 55-63.

Режим доступа: http: //dou4sun. ru/files/File/biblioteka_andreeva-soc-psy. pdf

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.