Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современный учебник литературы: содержание и методические основы



 

Современный учебник литературы – это учебник, соответствующий ФГОС второго поколения.

Новый стандарт для основной школы вступит в силу в 2015 году. Осталось три года, чтобы учителя-словесники проанализировали имеющиеся сегодня УМК по литературе и приняли решение об использовании  в работе того или иного комплекта.

Новый образовательный стандарт, с одной стороны, требует от учителей полного пересмотра подходов к осуществлению образовательной деятельности и принципов ее организации, но с другой стороны, на наш взгляд, именно литературу как учебный предмет он практически не реформирует.

Поясню свою мысль.

Введение ФГОС – это переход от знаниевой к деятельностной парадигме. Это означает, что, в отличие от ныне действующего стандарта, который устанавливал требования к обязательному минимуму содержания образования, уровню подготовки учащихся и максимально допустимой нагрузки, ФГОС определяет требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.

 Результатами освоения основной образовательной программы в новом стандарте определены личностные, предметные и метапредметные компетенции учащихся, которые формируются путем реализации деятельностного подхода к обучению.

Но не является ли сказанное выше принципами преподавания литературы и для «традиционной» методики? Не эти ли особенности преподавания литературы, обусловленные спецификой учебного предмета, выделяли ее из ряда других учебных дисциплин, вызывали трудности, в частности, с разработкой формализованной проверки знаний в рамках ЕГЭ? Не оценивали ли  мы всегда «хорошего словесника» как учителя, который не только передает информацию, но и развивает, воспитывает, учит профессиональному чтению и свободному владению устной речью?

Думаю, на все вопросы можно дать положительный ответ.

Поэтому, на наш взгляд, если учебник развивает подлинные традиции методики преподавания литературы в России, если в основу его содержания положены высокохудожественные тексты, а система заданий, ориентированная на учащихся с разным уровнем подготовки и разными психологическими особенностями, помогает организовать  активную работу с текстом, то это и есть современный учебник, соответствующий требованиям нового стандарта.

Проиллюстрирую сказанное на примере нашего УМК.  

Эксперты, включившие учебник в новый федеральный перечень, отметили, что он полностью соотносится с Фундаментальным ядром содержания общего образования, определенным ФГОС.  Однако нам пришлось изменить содержательное наполнение учебника (разработанное почти десять лет назад) очень незначительно. Были добавлены всего 17 произведений малых жанров (5 класс: П. П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»; 6 класс: Ф. М. Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник», А. П. Платонов. Рассказ «Цветок на земле», Н. В. Гоголь. Повесть «Вий»; 7 класс: А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий», А. А. Ахматова. Стихотворения «Перед весной…», «Родная земля», М. Карим. Стихотворение «Бессмертие», В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»; 8 класс: А. П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия», И. С. Шмелёв. Роман «Лето господне» (фрагменты); 9 класс: А. С. Пушкин. Стихотворение «Два чувства дивно близки нам…», И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача», Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Фонтан», В. М. Шукшин. Рассказ «Чудик»).

 Методический аппарат нашего УМК с разработанной системой умений («лесенкой», хорошо известной тем, кто работает по учебнику с первых дней его появления) соответствует требованию организации компетентностного подхода к обучению.

Система заданий была дополнена, но не переработана. Кроме девяти типов заданий, изначально представленных в учебнике (задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание; вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание; вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию; вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст; специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя; задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь; задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе; творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене), теперь появились задания, выполняемые в паре (школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение); коллективные задания (формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач); рефлексивные задания (позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации). Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели. Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).  

УМК реализует и сформулированные ФГОС основные задачи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» посредством синетеза двух составляющих курса:

- содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя;

- деятельностной, реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов.

Стоит отметить, что никаких специальных доработок учебника в целях реализации задач духовно-нравственного воспитания личности авторами не производилось.

Таким образом, на наш взгляд, современный учебник литературы – это учебник, продолжающий и развивающий лучшие традиции отечественной филологии, педагогики и методики, помогающий организовать общение между писателем, учеником-читателем, учителем, авторами учебника. Ведь именно общение, по словам Антуана де Сент-Экзюпери, – это единственная известная роскошь.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.