|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
РЕФЕРАТ по дисциплине «Педиатрия» на тему: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выполнил: студент 3 курса заочного отделения направления «Педагогическое образование» Егорова К. В.
Проверил: к. п. н., доц. Абитоцкая С. В.
Калининград 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ Выдержки из СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года)
1. Общие положения и область применения 3 2. Требования к размещению образовательных организаций 3 3. Требования к территории образовательных организаций 4 4. Требования к зданию 5 5. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций 6 6. Образовательный процесс 8 6. 1 Количество учащихся 10 6. 2 Основная образовательная программа 11 6. 3Внеурочная деятельность 11 7. Прохождение профессиональной гигиенической подготовки персоналом 12 Список используемой литературы 13
Выдержки из СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: · размещению общеобразовательной организации; · территории общеобразовательной организации; · зданию общеобразовательной организации; · оборудованию помещений общеобразовательной организации; · воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации; · естественному и искусственному освещению; · водоснабжению и канализации; · помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях; · режиму образовательной деятельности; · организации медицинского обслуживания обучающихся; · санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации; · соблюдению санитарных правил.
2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.
Через территорию общеобразовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
Вновь строящиеся здания общеобразовательных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.
При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательной организации.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25-30% площади территории, свободной от застройки.
При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений. На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.
Для выполнения программ учебного предмета " Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.
Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ
Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать: · выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок; · расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям; · размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8-11 классов, административно-хозяйственных помещений; · исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательной организации на жизнь и здоровье обучающихся; · размещение учебных мастерских, актовых и спортивных залов общеобразовательных организаций, их общую площадь, а также набор помещений для кружковой работы, в зависимости от местных условий и возможностей общеобразовательной организации, с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил.
Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.
Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2-4 классов - не выше 3 этажа.
Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции.
В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1-4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2, 5 мОб утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 на одного обучающегося), туалеты.
В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4, 0 мОб утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 на одного ребенка.
Для обучающихся основного общего-среднего общего образования допускается организация образовательной деятельности по классно-кабинетной системе.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера. Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Размеры мебели и ее маркировка
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм - 750 мм, 1300-1450 мм - 850 мм и 1450-1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15-17°.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7-10 мин., а для обучающихся основного общего-среднего общего образования - 15 минут.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.
Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: · для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; · для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; · для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков; · для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
· для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут; · для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут; · для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут; · для учащихся 7-11 классов — 35 минут.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках: · в 1-4 классах не должна превышать 5 минут; · в 5-11 классах — 10 минут. · Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках: · в 1-2 классах составляет не более 25 минут; · 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1, 5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2, 5 ч., в 9 — 11 классах — до 3, 5 ч.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1, 5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2, 5 кг, 7 — 8-х — более 3, 5 кг, 9 — 11-х — более 4, 0 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.
6. 1Количество учащихся
Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы. 6. 2 Основная образовательная программа
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 2.
Таблица 2. Объем учебной нагрузки на обучающихся
Примечание: * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
6. 3 Внеурочная деятельность
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
7. ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛОМ Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Стандарты образования. Журнал об образовании и воспитании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. edustandart. ru/ 2. Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //docs. cntd. ru/ 3. ЯрМалыш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //yarmalysh. ru
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|