Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О гагаузах - невидимых соседей Украины



 

Из СМИ Украины «iсторична правда»

Ссылка: http: //www. istpravda. com. ua/reviews/2018/09/4/152878/ (в переводе на русский язык)

ВОСКРЕСЕНЬЯ, 31 МАЯ 2020, 0: 30

О гагаузах - невидимых соседей Украины

Так на самом деле, гагаузы являются не только соседями нашего государства, имея свою автономию в составе Молдовы, они являются одним из коренных народов Украины (хотя пока это не утвержден законодательно), проживающих в распылении, за исключением нескольких сел у молдавской границы рядом с Гагаузией.

4 СЕНТЯБРЯ 2018

Роман Кабачий

 

Основное отличие гагаузов от их традиционного сегодня окружение - это тюркоязычный, но при этом православный народ. В Украине насчитывается около 30 000, а всего в Бессарабии (Молдова + юг Одесской области Украины) у 160 тыс.

Наиболее известным исследователем истории и культуры гагаузов в Украине Андрей Шабашев из Одессы, председатель местного чувашского (! ) Общества " Юлташ" ( чуваши так же тюркоязычные православные - Р. К. ).

На него довольно часто ссылается Ежи Хатлас , автор изданной в Польше почти 10 лет назад книги " Гагаузия и гагаузы. История и современность". Шабашев фактически единственный украинский автор, присутствует в этой монографии.

Обложка книги " Гагаузия и гагаузы. История и современность"

Сама же она полидисциплинарный характер, пытаясь представить польском читатель специфику этого загадочного народа " в таблетке" - от этногенеза в современных социальных процессов и политических приоритетов.

Что читаем? Jerzy Hatł as, Gagauzja i Gagauzi. Historia oraz wspó ł czesnoś ć , - Poznań: Biblioteka Uniwersytecka w Poznaiu, Instytut Wschodni UAM 2009.

Для этого автору, который как доктор защитился в Восточном институте Университета Адама Мицкевича в Познани, пришлось работать с литературой и источниками в нескольких языках сразу - болгарской, польской, российской, румынской, турецкой.

Меньше в книге места нашлось для описания материальной и духовной культуры гагаузов, однако Хатлас несколько раз подчеркивал, что не в том видел свою задачу, и ответы на эти вопросы можно найти в легком доступе местах.

Книгу разделены, кроме Введения и Окончание на 5 разделов (названия условно сокращаю): 1) Этногенез; 2) История на территории Бессарабии; 3) Элементы традиционной культуры; 4) Общие сведения о Гагаузской автономии; 5) Дилеммы гагаузской общественности: мультикультурность или многоэтничность.

В введении основное внимание уделено историографии сведений и исследований гагаузов, и здесь нам будет интересно узнать, что кроме украинских, русских, болгар или молдаван / румын, сам автор далеко не первым поляком, который заинтересовался гагаузами: до него эту проблематику исследовали в середине ХХ в. тюркологи из Ягеллонского университета в Кракове Тадеуш Ковальский и Влодзимеж Зайончковский, а в начале ХХ в. Ян Ґжеґожевський из Львова.

Также Хатлас предостерегает, что подходить к гагаузов как к этнической, а не как к национальному меньшинству, поскольку польская наука под последней понимает сообщество, отождествляет свою общность с собственным государством и имеет сознание " собственной исторической национальной общности", тогда как этническая " не отождествляется с народом, зорганизованим в собственном государстве " и имеет" сознание собственной этнической общности ".

Хотя этот подход достаточно спорный, особенно что касается наций безгосударственных, и в Молдове гагаузы являются народом, национальным меньшинством, данное исследование руководствуется польским принципу.

Раздел 1 , посвященный проблеме происхождения гагаузов и их названия, является одним из самых интересных. Достаточно сказать, что как минимум турки, болгары и даже греки считают их " своими".

Первой известной родиной гагаузов, откуда большинство их переселилась в Центр, была Добруджа, регион у западного побережья Черного моря, в настоящее время разделен между Болгарией и Румынией.

Зато основные теории расходятся в том, откуда в Добруджи гагаузы взялись. Если брать тюркскую версию происхождения, то и она делится как минимум надвое, а две те еще надвое.

Огузы VIII-IX вв. Фото: Галереи. Ykt. Ru

Или гагаузы это потомки половцев (куманов) / или узов или огузов, и пришли на Балканы " северным путем», через нынешнюю Таврию; или гагаузы являются потомками турок-сельджуков и пришли " южным путем" из Анатолии / или гагаузы это следствие вимишання двух волн тюрков с юга - османской и передосманськои с пожилой, прибывшей с севера.

В Молдове чаще всего придерживаются теории согласования этого этноса от огузов, которые должны были принять христианство в XI-XII вв. от русинов, а на следующий переселиться на Балканы.

Зато в Болгарии популярные, если не сказать доминирующие, версии о болгарском происхождении: мол, это чистые болгары, которые под влиянием османского владычества отуречились.

Почему отуречились другие болгары, жившие у них, а также рядом с ними переехали в Буджак и там так же раздельно жили, объяснить болгарским ученым труднее.

Несмотря на это, как Выселенцы с болгарской этнической территории гагаузам очень часто приходилось себя называть болгарами (например, на Кавказе), и фактически только на территории Буджака они стали себя отчетливо выделять как гагаузов. Румынский исследователь С. Георгеску вывел теорию греческого происхождения гагаузов; за ней они пришли из Малой Азии, где переняли турецкий язык, сохранив греческий в богослужениях.

К малонаукових теорий относит Ежи Хатлас идеи признать гагаузов или потомками протоболгар, или смесью этносов, которая сложилась уже в Добруджи с валахов, греков, венецианцев и генуэзцев, однако эти теории также выдвигаются.

территория Добруджи Фото: Википедия

Раздел 2 посвящен истории расселения и укоренения гагаузов в Бессарабии, от начала первых переселенцев в конце XVIII - нач. XIX в. и во времена автономии в составе Молдавии.

XIX века не было легким для этими людьми - надо было часто жить в землянках, долго идти к земледелию, предпочитая скотоводству, нередко во время войн с Турцией часть должна переселяться за линию фронта вслед за россиянами и тому подобное.

В конце века отдельных хозяев уже можно было считать состоятельными. В начале ХХ в. после русско-японской войны и революции 1905 г.. произошло многодневное и подавлено царизмом Комратском восстание, направленное на преодоление малоземелья.

В I мировой войне на стороне России воевало 15 тыс. Призванных гагаузов. Межвоенное двадцатилетие в Румынии для гагаузов прошло достаточно сложно. Как пишет Хатлас, из национальных меньшинств Бессарабии только немцы и поляки восприняли румынское господство положительно, остальные - неблагосклонно, начиная с неприятие румынизации и заканчивая экономическими бунтами.

Однако часто не замечаются и определенные положительные - обучение молодежи в университетах Румынии и Турции, издание собственно в 1934 г.. Труда в. Михаила Чакира " История гагаузов Бессарабии", написанную на гагаузском языке румынским алфавиту. Над этой книгой Чакыр работал 40 лет.

Пертурбации, поьвязани с аннексией Бессарабии Советским Союзом, возвращение Румынии в 1941 г.. И окончательное присоединение к СССР после Второй мировой войны, как и для каждого народа этой части Европы, проходили трагически.

Причем если о румынских репрессии и казни написано немало, то о советских не очень. Особенно замалчивается голод 1946-1947 гг., Который унес около 10% жителей Буджака; только в 2007г. в Комратском педагогическом колледже была проведена конференция на эту тему, участники которой обратились к властям автономии об открытии памятника жертвам голода.

Небольшой памятник поставлен на кладбище в селе Бешалма, а также с украинской стороны границы на кладбище в с. Виноградовка (цыпленок).

Памятник жертвам голода в тома вблизи Бешалма Фото: Gagauzinfo. md

Коллективизация и раскулачивание привели также к вывозу в ночь на 6 июля 1949 вглубь СССР около 200 гагаузских семей. Отдельные семьи спасались бегством на Донбасс.

Хрущевская оттепель сделала кратковременной, с 1958 по 1961 г.. Прецедент обучение 14, 5 тыс. Детей на гагаузском языке, на основе русского алфавита. Эксперимент был признан за неудачный, а затем с 1961 г.. Обучение гагаузской молодежи были переведены на русский.

Также при Хрущеве отвергнуто идею создания Болгарии и гагаузской автономии из нескольких районов УССР и МССР со столицей в Болграде (эту идею выдвигал, по словам Хатласа, " один из признанных специалистов, занимавшихся гагаузами, И. Мешерюк»).

На момент горбачевской перестройки не получалось ни одной газеты, ни радио или телепрограммы гагаузском. При этом в 1989 г.. 91, 2% молдавских гагаузов называло родным гагаузский язык.

Национальное возрождение в Гагаузии, создание автономии и отношения с Кишиневом это еще один из самых интересных моментов в книге. Автор очень подробно рассказывает, как должны были осторожно действовать руководители Молдовы, чтобы не допустить приднестровского сценария в Гагаузии, и как должны были балансировать гагаузские лидеры, чтобы их населения (наставлено прокоммунистически и пророссийски) не обвиняли в коллаборации с Кишиневом, а также пытаться развивать автономию рыночным путем.

Вместе с тем гагаузы удерживали постоянные связи с Тирасполем, а также с гагаузскими и болгарскими организациями в Украине, в которой они видели большого защитника их интересов.

К слову, сама гагаузский автономия, Гагауз Ери не имела постоянной и единственной компактной территории: на момент ее создания автоматически в нее вошли общины, где гагаузское население составляло более половины, там где их меньше, должен был решать плебисцит.

В результате территория состояла из двух больших кусков (северный, столичный, с городами Комрат и Чадыр-Лунга, и южный, с городом Вулканешты, а также двух отдельных общин в молдавской территории).

Впоследствии одна из общин вышла из автономии. Гагауз Ери языком цифр то три города и 29 сел. С 2003 г.. Автономию утвержден Конституции Молдовы.

Фото: Accent TV

Международные связи Гагаузии сводятся к пословице " хорошее теленок двух маток сосет»: это и тюркоязычные народы, как Турция (там учится немало молодых гагаузов в вузах), Азербайджан, Татарстан, как и политическая ориентация на Кремль и на пророссийские силы Украине.

Однако использование местными коммунистами ужасом Румынией и европейскими изменениями в целом замедляли экономическое развитие края. Отдельное направление это связи с Болгарией.

Автор пишет о фестивале гагаузской культуры в Украине, проведенный 2007г. В с. Кубей (Болградский р-н), в котором приняли участие как коллективы из автономии, так и с гагаузских сел Одесской области: собственно Кубе (до декоммунизации Красноармейское, живут также болгары), Александровка, Виноградное и с. Котловина (старое название Болбока, Ренийский р-н).

Раздел 3 , посвященный материальной традиционной культуре гагаузов, имеет 10 страниц и преимущественным образом сводится к показанию разницы между культурой гагаузов и их ближайших соседей - болгар.

Из интересного можно отметить, что с обогащением отдельных гагаузских родов хозяин должен строить во дворе два дома - один лучшую под названием " ев", " для гостей", и другую, " кухню", где жила собственно семья.

Как и в украинской традиции, при родительском доме оставался младший сын. Богатые дома очень похожи на болгарских, с длинной верандой подпертой колоннами вдоль дома.

гагаузы Фото: Ислам в Украине

4-й раздел посвящен общим сведениям о Гагауз Ери, автономии в составе Молдавии. Кроме того, что было сказано выше, можно для более широкого представления детализировать отдельные данные. Автономия составляет 1837, 9 км, это 5, 4% от территории Молдовы. Столицей является город Комрат, основанное 1750

Председателем автономии является башкан, избираемый всеобщим голосованием на 4 года. Так же на 4 года избирается парламент Халк Топлюшу, числом в 35 депутатов.

Флаг Гагаузии имеет три полосы: синюю (с тремя звездами), белую и красную в пропорциях 3: 1: 1. Герб Гагаузии напоминает гербы республик в советское время: снопы колосьев обвитые лентами флага, занимают щит с восходящим солнцем, наверху три звезды.

Гимн Гагаузии " тараф" (укр. " Мой край" ) был написан в 1995г., И самими гагаузами малоизвестный, больше известная песня на слова поэта и публициста Занета Тодура " Национальный гимн Гагаузии" (1990).

Официальными языками являются, как можно догадаться, гагаузский, молдавский и русский, о чем Ежи Хатлас пишет так: " В действительности, особенно в городах Гагауз Ери доминирует русский язык, значительно реже можно услышать гагаузский, и только спорадически молдавскую" .

Гагаузский язык употребляется в двух диалектах - центральном, в северном анклаве и юго-, в анклаве у Вулканешты. При этом на гагаузском языке, в отличие от российской и молдавской, не заключаются никакие официальные документы.

На момент написания книги из 56 средних и начальных школ в одной не велось обучение на гагаузском языке. На Комратском университете ( " сначала этот вуз напоминал скорее обычную гимназию", пишет Хатлас) преподавалось в начале гагаузском и болгарском языке, однако на 2008 все преподавание на 4 факультетах сведено к российской, хотя число студентов значительно выросло - до 2, 6 тыс. человек, в том числе из Турции.

флаг Гагаузии Фото: Закарпатье онлайн

Кроме данных из сферы культуры, здравоохранения и образования, интересны экономические оценки Гагаузии, хотя о них автор пишет как о " наименее исследованы участки функционирования Гагауз Ери".

На 2001 год. Промышленность Гагаузии выносила 2, 3% от загальномолдавськои. Основой хозяйственной деятельности является виноделие (на 2001 год. Экспорт вина принес 54% дохода, зерна 22, 5%). В Гагаузии существует на советских началах единственный в Молдове колхоз, в с. Кипчак, немало колхозов просто изменило тип хозяйствования на акционерный.

Раздел 5 , название которого в теории звучит довольно сложно ( см. Начало статьи - Р. К. ), на практике представляет собой социологическое исследование на базе с. Кирсово южнее Комрате.

Эта достаточно большая община состояла долгое время из двух частей - болгарской и гагаузской, с отдельными кладбищами и даже колхозами.

Основным выводом раздела является стирание тотожнисних границ, представители обоих народов говорят преимущественно на русском, в противовес соседней Бешалма, преимущественно гагаузского и этнически и культурно.

Кроме основных разделов, в книге присутствует Окончание ( как основные выводы - Р. К. ), приложения с официальными документами, биографический справочник наиболее известных деятелей гагаузской культуры и политики, англоязычная аннотация и список библиографии и источников.

Ежи Хатлас склоняется к тому, чтобы все-таки считать гагаузов Молдовы и прилегающих к ним гагаузов Одесской за отдельный народ, поскольку они таким себя как минимум представляют и чувствуют.

Пример Кирсово и существования в автономии других меньшинств (в том числе деятельности 170 общественных организаций) показывает, что общество Гагаузии развивается в направлении стирания этнических различий, и здесь для его консолидации нужна воля руководства в Комрате, которое скорее не подвержено непопулярных но нужных решений, хотя бы в сфере сохранения гагаузского языка.

Во многом Гагаузия является закрытой к внешним воздействиям и связей. Самого Хатласа задержали в 2006г. Во время выборов башкана Гагаузии, когда он приехал посетить музей гагаузской культуры в с. Бешалма - представители народов ЕС воспринимались как эмиссары, приехавшие диктовать результат выборов.

Пророссийскость гагаузов была годами построенная на антирумынскую страха, что позволяло руководителям автономии манипулировать населением, оставляя статус кво, а прежде всего финансовые потоки и неопределенного характера отношения с Приднестровьем и Москвой.

Поскольку молдавские гагаузы имеют тесные контакты с украинскими, а телевидение с Комрате, которое транслирует как местный канал, так и российские, тоже можно поймать и на территории Украины, пророссийское гетто этого меньшинства, в которое она сама себя ввела, является проблемой не только для евроинтеграции Молдовы, но и для реформирования общин в южной Одесской.

Теперь же, можем лишь разводить руками, читая новости, что в Болграде чествовали участников операции " Дунай" - нападения 5 стран Варшавского договора на Чехословакию в 1968 г.., И спрашивать себя, или это в нашей стране происходит.

ТЕМЫ

· МОЛДОВА

 

· УКРАИНА

 

· РУМЫНИЯ

 

· БОЛГАРИЯ

 

· ОДЕССКАЯ

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.