Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О датировке церкви



В современных изданиях указываются разные даты её сооружения.

Некоторые современные авторы относят церковь к 1625 г. , так как первое известное нам упоминание о ней встречается в «Писцовой книге города» Торжка 1625–1826 гг. В ней написано следующее: «храм Вознесения господня древян клецки; поставление храма и во храму образы и книги и колокола строение мирское». Из этого следует, что, действительно, в 1625 г. в Торжке существовала Вознесенская деревянная церковь и была она клетской. [1]

В Клировой ведомости Вознесенской церкви 1799 г. указано, что она построена в 1717 г. [2] В экспликации к плану города Торжка 1806–1807 годов, а также в «Именной ведомости церквей г. Торжка», составленной во второй половине XIX века, которая хранится в ГАТО годом построения церкви указан 1717 год. [3]

Эту же дату указывает иеромонах Илиодор в книге «Историко-статистическое описание города Торжка» (1863 г. ). Отмечая древность церкви во имя Вознесения Господня, он указал, что она «по документам церковным означается построенною в 1717 году».

1653 год – эта дата впервые появилась в статье «Две Вознесенские церкви в Торжке», опубликованной в Тверских епархиальных ведомостях в 1783 г. [4] Там сообщалось, что в 1852 г. священник Яков Покровский хотел обмести пыль под престолом к прибытию преосвященного Гавриила в Торжок и «неожиданно нашёл под престолом нынешней деревянной церкви холщёвый антиминс»[5]. Он был вложен в синеватую бумагу в пол-листа, на котором было оттиснуто положение Иисуса Христа во гроб с изображением антиминса. На полях листа было напечатано по-славянски: «лета от сотворения мира 717…», слева: «а от воплощения Бога Слова 167…», справа внизу: «при благоверном Государе царе и великом князе Алексие Михайловиче всея великия и малыя и белыя России, и при великом господине святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России[6]». [7]

На самом антиминсе на передней лицевой стороне был начертан чернилами восьмиконечных крест, под ним Голгофа из трёх ступеней; на верхней – справа копие, слева – трость с губкой; на всей ткани вокруг креста было написано по-славянски: «осветися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Священа бысть церковь сия в лето 7161 индикта 15 марта в 6 день на память святых мученик, иже в Аммореи, при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче вся Русии, при митрополите Макарие Новгородском и Великолуцком». [8]

Антиминс был сделан из суровой ткани, квадратной формы, размером в 4 вершка, с печатью. В нём была частица мощей в воскомастике[9].

В 1877 г. этот антиминс был взят вместе с иконою «Отечество» преосвященным Алексием в Тверской кафедральный собор.

После находки этого антиминса книге Самбикина «Монастыри и приходские церкви города Торжка (1903)[10], а также в Справочнике Добровольского (1901), датой построения деревянной Вознесенской церкви указан 1653 год. [11], хотя на самом деле это дата освящения церкви, и мы не можем точно сказать, по какому случаю это освящение было – после ремонта храма или после его построения заново..  

Приведем ещё одно мнение, касающееся рассматриваемой нами датировки деревянной церкви. Историк П. Д. Малыгин считает, что «антиминс 1653 г. связан с Вознесенским храмом иных архитектурных форм. По его нению, до 1661 г. деревянная церковь постройки 1653 г. к 1661 г. была разобрана, так как на рисунке А. Мейерберга 1661 г. она не изображена, а значит новая многоярусная церковь ещё не построена. В то же время он соглашается с интерпретацией А. Н. Кирпичникова рисунка 1665 г. Н. Витсена «Башня в Торжке»[12] как зарисовка Вознесенского храма. Исходя из этого П. Д. Малыгин делает вывод, что многоярусной башнеобразной Вознесенская церковь стала между 1661 и 1665 годами. [13]

Нам ой взгляд, логично всё же принять как наиболее достоверную дату постройки церкви, указанную в наиболее раннем из известных нам источников (Клировая ведомость 1799 г. ), а именно: 1717 год.


 


[1]Клетский храм — прямоугольный сруб-клеть, покрытый двускатной кровлей, на которой возвышается маковка с крестом.

[2] Духовенство и приходы г. Торжка и Новоторжского уезда. Клировые ведомости. 1799 год. Тверь, 2012. С. 17.

[3] РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 6049; ГАТО. Ф. 103. Д. 300. С. 7 об. См. также: ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 94. Л. 2. О дозволении прихожанам Вознесенской церкви их деревянную приходскую церковь перекрыть новым тёсом на собственный их кошт с присоединением некоторой части церковной суммы. 23 л. 4 декабря 1825 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 97. О построении каменной церкви. 1847 г.

[4] Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1883, № 21 (неоф. ч. ). С. 645–666.

[5] Антиминс (лат. mensaстол, трапеза: «вместопрестолие») –в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.

[6] Патриарх Иоасаф II (прозвище Новоторжец (ум. в 1672)

[7] ТЕВ. 1883. № 21 (неоф). С. 656–657.

[8] ТЕВ. 1883. № 21 (неоф. ). С. 656.

[9] Воскомасти́ ка, или воскомасти́ х — благовонная связующая смесь, используемая в богослужении Православной церкви при освящении храма. Кроме того, воскомастих используют для вложения частиц святых мощей в ковчег и в антиминс.

[10]У Самбикина (1901) она описана как четырёхъярусная, заканчивавшаяся шейками с грушевидными главами и осьмиконечными крестами. В этом описании необычно то, что церковь якобы имела не одну главу, в то время, как мы можем видеть на фотографиях начала 20 века, у церкви на тот момент была одна глава.

[11] Митрополит Макаре III – митрополит Новгородский и Великолуцкий (ск. в 1662 или 1663 году)

[12] А. Н. Кирпичников Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николаса Витсена. С-П., 1995.

[13] Малыгин П. Д. Рисунки Витсена как источник по древнерусской архитектуре// Сборник научных трудов ВИЭМ. Вып 2. Торжок, 2001. С. 16-17.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.