№
| Дата
| Тема урока
| Формы организации урока
| Виды учебной
деятельности
| Формирование УУД( регулятивные, коммуникативные, познавательные)
| Лабораторные и практические работы
| Примечание
|
|
| Звездное небо. Звезды и созвездия. П. р«Знакомство с картой звездного неба»
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия.
Моделировать изучаемые созвездия.
Определять направление на север по Полярной звезде.
Выполнить задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные: способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
| Практическая работа
| |
|
| География как наука. П. р «Показ географических объектов на глобусе и карте»
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравнивать глобус и карту полушарий.
Находить условные знаки на карте полушарий.
Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.
Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.
Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные: способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
| Практическая работа
| |
|
| Мир глазами историка.
П. р. «Знакомство с историческими картами»
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Составлять рассказы о мире с точки зрения историка.
Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.
Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.
Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села).
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: у меть с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
| Практическая работа
| |
|
| Когда и где?
История – путешествие в глубь времен.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определятьпо “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события.
Обсуждатьсроки начала года в разных летоисчислениях.
Работать в паре: анализироватьисторическую карту, рассказыватьпо ней об исторических событиях.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
| Прошлое и настоящее глазами эколога.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказыватьо мире с точки зрения эколога.
Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.
Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.
Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем в России, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные: способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
| | |
8-9
|
| Сокровища Земли под охраной человечества.
Презентация проекта: “Всемирное наследие”
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.
Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги.
Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений.
Извлекать информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Личностные: формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные: способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
| | |
|
| Равнины и горы России.
| | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: находитьипоказыватьна физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.
Различатьхолмистые и плоские равнины.
Характеризоватьформы земной поверхности России, рассказыватьо них по личным впечатлениям.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Работатьсо взрослыми: готовитьматериалы для проекта: “Где мы были”.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
| | |
11-12
|
| Моря, озёра и реки России.
П. р.: «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов. »
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: находитьипоказыватьна физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказыватьо них по карте.
Различатьморя Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.
Характеризоватьособенности изучаемых водных объектов.
Работатьсо взрослыми: готовитьматериалы для проекта: “Где мы были”.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
| Практическая работа
| |
|
| Природные зоны России. Зона арктических пустынь.
П. р.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьипоказыватьна карте зону арктических пустынь, осуществлятьвзаимопроверку.
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами.
Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.
Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
Характеризовать зону арктических пустынь по плану.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
| Практическая работа
| |
|
| Тундра.
П. р.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравниватьобщий вид тундры и арктической пустыни, описыватьтундру по фотографии; находить и показыватьна карте природных зон зону тундры, рассказыватьо ней по карте.
Выявлятьвзаимосвязь природных особенностей тундры и её освещенности солнечными лучами.
Работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.
Рассказыватьоб освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| Практическая работа
| |
|
| Леса России.
П. р.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьипоказыватьна карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказыватьо них по карте.
Устанавливатьзависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.
Работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника с природой лесных зон; определятьс помощью атласа-определителя растения лесов; моделироватьхарактерные цепи питания.
Сравнивать природу тундры и лесных зон.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативныедонести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
| Практическая работа
| |
|
| Роль леса в природе и жизни людей
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: с помощью схемы и текста учебникараскрыватьроль леса в природе и жизни людей.
Обсуждатьэкологические проблемы леса, предлагатьмеры по его охране.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных из Красной книги России, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.
Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
| | |
|
| Зона степей.
Пустыни.
Контрольный тест №1
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.
Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.
Устанавливать зависимость степной зоны от распределения тепла и влаги.
Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.
Сравнивать зону степей с природой лесов и тундры.
Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных степей, готовитьсообщения.
Совершатьвиртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждатьэкологические проекты ученых в этих заповедниках.
Характеризоватьзону степей по плану.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеовладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
| | |
|
| Зона степей.
Пустыни (закрепление)
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| | |
| | Экскурсия. У Чёрного моря.
К. тест
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте.
Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.
Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.
Обсуждатьправила безопасного поведения во время отдыха у моря, экологические проблемыЧерноморского побережья Кавказа.
Характеризоватьзону субтропиков по плану.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
| Экологическое равновесие.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о нарушениях человеком экологического равновесия в природе, готовитьсообщения.
Работатьс плакатом “Красная книга России” в рабочей тетради.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
21-22
|
| Наш край. Экскурсия«Формы поверхности нашей местности».
Поверхность нашего края.
| Фронтальный опрос
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.
Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.
Оценивать свои достижения на уроке.
Обсуждать меры по охране поверхности своего края.
Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Водоёмы нашего края.
.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в группе: составлятьсписок водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).
Моделировать значение водных богатств в жизни людей.
Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.
Участвовать в водоохранных мероприятий в городе (селе).
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: формирование связи мира природы, культуры окружающих людей
Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение.
Коммуникативные: умение работать в группе
| | |
|
| Наши подземные богатства.
П. р.
«Работа с коллекцией полезных ископаемых»
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьна физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.
Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу.
Сравнивать изученные полезные ископаемые.
Работатьсо взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.
Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные:
знать о группах ПИ и их применении.
Коммуникативные:
формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
| Практическая работа
| |
|
| Земля-кормилица.
Введение в изучение родного края.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьна физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.
Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу.
Сравнивать изученные полезные ископаемые.
Работатьсо взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.
Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
| | |
26-27
| | Экскурсия в лес. Природное сообщество смешанного леса.
П. р. «Работа с гербарием растений леса»
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: определятьс помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнаватьпо иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлятьэкологические связи в лесу.
Рассказыватьпо своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.
Моделироватьцепи питания, характерные для лесного сообщества региона.
Обсуждатьнарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человеке, предлагать пути решения экологических проблем.
Характеризоватьлесное сообщество региона по данному в учебнике плану.
Работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| Практическая работа
| |
|
| Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
П. р.
«Работа с гербарием растений луга»
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: описыватьлуг по фотографии, определятьрастения луга в гербарии; знакомитьсяс животными луга по иллюстрации учебника; выявлятьэкологические связи на лугу.
Рассказыватьпо своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.
Моделироватьцепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверкуикоррекцию.
Характеризоватьлуговое сообщество региона по данному в учебнике плану.
Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.
Составлять памятку“Как вести себя на лугу”.
Работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеовладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
| Практическая работа
| |
29-30
| | Экскурсия к озеру.
Жизнь пресного водоёма.
.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: описыватьводоём по фотографии, определятьс помощью атласа-определителярастения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлятьэкологические связи в пресном водоеме.
Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.
Моделироватьцепи питания в пресноводном сообществе своего региона.
Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану.
Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.
Работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| | |
|
| Растениеводство в нашем крае.
Незаметные защитники урожая.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.
Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур.
Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона).
Работатьсо взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье
Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
| | |
|
| Животноводство в нашем крае.
П. р
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование контрольное
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.
Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).
Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
| Практическая работа
| |
| | Презентация проекта: “Природа родного края”
(газета)
| Индивидуальный опрос
| В процессе презентации проекта учащиеся демонстрируют умения:
Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.
Посещатьмузеи, обрабатывать материалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.
Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).
Готовить тексты сообщений.
Выступать с сообщением в классе.
Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
| Личностные: формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные: способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
| | |
| | Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны».
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по “ленте времени” длительность Средневековья.
Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.
Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.
Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья.
Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.
Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
| Практическая работа
| |
|
| Начало истории человечества.
| Фронтальный опрос
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определятьпо “ленте времени” длительность периода первобытной истории.
Обсуждатьроль огня и приручения животных.
Анализироватьиллюстрации учебника.
Пониматьроль археологии в изучении первобытного общества.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| | |
|
| Мир древности: далёкий и близкий.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определятьпо “ленте времени” длительность периода истории Древнего мира.
Находить на карте местоположение древних государств.
Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.
Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.
Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавит древности.
Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| | |
|
| Средние века: время рыцарей и замков
П. р.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья,
Определять по «ленте времени» длительность средневековья.
Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.
Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.
Сопоставлятьисторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; опоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.
Выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
| Познавательны: моделировать по образцу
Регулятивные: –понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения;
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предмета излагать и аргументировать свою точку зрения.
| Практическая работа
| |
|
| Знакомство с историей Древнего мира.
Новое время: встреча Европы и Америки. Времена Древней Руси.
П. р.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определятьпо “ленте времени” длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья.
Сопоставлятьжизненную философию людей в Средневековье и в Новое время.
Прослеживатьпо карте маршруты Великих географических открытий.
Обсуждатьметоды изучения истории Древнего мира и Нового времени.
Выявлятьпо фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени.
Обсуждатьроль великих географических открытий в истории человечества.
Характеризоватьнаучные открытия и технические изобретения Нового времени.
Развиватьвоображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,
Регулятивные: умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали;
. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
| Практическая работа
| |
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня. Контрольный тест
№ 3
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,
Регулятивные: умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали;
. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.
| | |
|
| Жизнь древних славян.
| Фронтальный опрос
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Анализироватькарту расселения племён древних славян.
Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.
Характеризоватьверования древних славян.
Моделироватьдревнеславянское жилище.
Составлятьплан рассказа на материале учебника.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,
Регулятивные: умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали;
. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
| | |
|
| Во времена Древней Руси.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Прослеживатьпо карте Древней Руси путь из “варяг в греки” и расширение территории государства в IX-XI веках.
Характеризоватьсистему государственной власти вIX-XI веках в Древней Руси.
Отмечать по “ленте времени” дату Крещения Руси.
Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.
Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,
Регулятивные: умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали;
. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.
| | |
|
| Древний Киев и Древний Новгород. П. р. «Работа с картой и схемами»
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
В ходе самостоятельной работы (в группах)анализироватькарты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризоватьих местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовитьсообщения, презентоватьих на уроке.
Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси.
Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот.
Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.
Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.
Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
| Практическая работа
|
|
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Обсуждатьроль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.
Характеризоватьсостояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.
Выявлятьроль летописей для изучения истории России.
Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.
Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.
Обсуждатьроль рукописной книги в развитии русской культуры.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеовладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
| | |
|
| Трудные времена на русской земле.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.
Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.
Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.
Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника.
Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.
По иллюстрации в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей.
Высказывать своё отношение к личности Александра Невского.
Работатьс терминологическим словариком.
Заполнять“Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативныедонести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
| | |
|
| Русь расправляет крылья. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. П. р
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Приводитьфакты возрождения северо-восточных земель Руси.
Рассказыватьпо иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты.
Прослеживатьпо карте объединение русских земель вокруг Москвы.
Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеовладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| | |
|
| Куликовская битва.
П. р
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.
Составлять план рассказа о Куликовской битве.
Отмечать на “ленте времени” дату Куликовской битвы.
Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.
Рассказывать о поединках богатырей.
Заполнять“Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Осознавать роль Куликовской битвы в истории России.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; определять причины, событий.
Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре
| Практическая работа
| |
|
| Иван Третий.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказыватьоб изменении политики в отношении Золотой Орды.
Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.
Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.
Заполнять“Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Отмечать на “ленте времени” даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Познавательные: х Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; определять причины, событий.
Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре
| | |
|
| Мастера печатных дел.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.
На основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам)рассказыватьо первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников.
Сопоставлятьсовременные и первопечатные учебники по иллюстрациям.
Работатьс терминологическим словариком.
Развивать воображение, “обучая грамоте” учеников XVII века.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: выделение морального содержания ситуации.
Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: Делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
| | |
|
| Патриоты России.
Смута. Польская интервенция.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Обсуждатьзначение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.
Отмечать на “ленте времени” год освобождения Москвы.
Заполнять“Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Работатьс терминологическим словариком.
Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.
Осознаватьроль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Личностные: выделение морального содержания ситуации.
Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: Работать с различными источниками
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
| | |
50-51
| | Экскурсия в библиотеку.
Пётр Великий.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказыватьо реформах Петра I на основе материала учебника.
Извлекатьиз дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.
Описыватьдостопримечательности Санкт-Петербурга.
Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.
Отмечать на “ленте времени” год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.
Находитьна карте приобретения города, основанные Петром I.
Высказыватьсвое отношение к личности Петра Великого.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативныедонести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
| | |
|
| Михаил Васильевич Ломоносов.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Составлятьплан рассказа о М. В. Ломоносове.
Прослеживатьпо карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву.
Обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.
Отмечать на “ленте времени” дату основания Московского университета.
Извлекатьиз Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова.
Высказыватьсвое отношение к личности М. В. Ломоносова.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; определять причины, событий.
Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре
| | |
|
| Екатерина Великая.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стал называться Великая.
Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.
Сравнивать положение разных слоев российского общества.
Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва.
Прослеживать по карте рост территории государства.
Рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове.
Извлекатьиз Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в XVIII веке.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; определять причины, событий.
Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе
| | |
54-55
|
| Отечественная война 1812 года.
Организация работы над проектом: “Великие победы России”
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
На основе самостоятельной работы по учебникурассказыватьо Бородинском сражении.
Отмечать на “ленте времени” Отечественную войну 1812 года.
Заполнять“Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.
Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Извлекатьиз Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовитьдоклады, презентовать их в классе.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеопределять причины, событий.
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
| | |
|
| Страницы истории XIX века.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
На основе самостоятельной работы по учебникурассказыватьо Бородинском сражении.
Отмечать на “ленте времени” Отечественную войну 1812 года.
Заполнять“Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.
Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Извлекатьиз Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовитьдоклады, презентовать их в классе.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеопределять причины, событий.
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
| | |
|
| Россия вступает в XX век.
П. р.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Отмечать на “ленте времени” начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.
Составлятьплан рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.
Интервьюироватьвзрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.
Развиватьвоображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
| Практическая работа
| |
|
| Страницы истории 1920-1930-х годов.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Знакомитьсяпо карте СССР с административно-территориальным устройством страны.
Сравниватьгербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради, знакомитьсяс символикой герба СССР.
Сравниватьтексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.
В ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают.
Знакомитьсяпо фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.
Прослушивать в записях песни 1930-х годов.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативныедонести свою позицию до других:
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства
| | |
59-60
|
| Великая война и великая Победа.
Страна, открывшая путь в космос.
Презентация проекта: “Великие победы России”
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Составлятьплан рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказыватьо ней по плану.
Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
Встречатьсяс ветеранами войны, интервьюироватьих.
Прослушиватьв записи песню “Вставай, страна огромная” и другие песни времен войны.
Делитьсявпечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.
Выяснятьв краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу.
Собиратьматериал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе.
Интервьюироватьстарших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году.
Готовитьпраздник ко Дню Победы.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативныедонести свою позицию до других:
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства
| | |
|
| Контрольный тест
№ 4
| Тестирование
| Правильно отвечать на вопросы теста
| Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативныедонести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
| | |
|
| Основной закон России и права человека.
Организация работы над проектом: “Я - гражданин России”
| Фронтальный опрос
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьна политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.
Анализироватьзакрепленные в Конвенции права ребёнка.
Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
| | |
|
| “Дети имеют право на особую заботу и помощь”
Славные символы России.
Подготовка к итоговому тесту
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативныедонести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
| | |
| | Итоговый тест
| Итоговое тестирование
| Правильно отвечать на вопросы теста
|
|
|
|
|
| Такие разные праздники.
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Различатьпраздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.
Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого гражданина.
Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся.
Рассказывать о своих любимых праздниках.
Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;
Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу
Коммуникативныеуметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| | |
66-67
|
| Путешествие по России. П. р.
« Работа с картой»”
| Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Знакомитсяпо материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.
Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.
Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, выяснять их символику.
Пользуясь информацией из различных источников, готовитьсообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору).
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;
Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу
Коммуникативныеуметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
| Практическая работа
| |
68- 69
|
| Обобщающий урок по курсу “Окружающий мир”.
Презентация роектов: “Я - гражданин России”
| | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;
Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу
Коммуникативныеуметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
|
|
|
|
| Резерв
| | | |
|
|