|
|||
Окружающий мирГде мы живём? (4 ч) · Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. · Что мы называем родным краем (район, область). · Флаг, герб, гимн России. · Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч) · Неживая и живая природа, связь между ними. · Солнце – источник света и тепла для всего живого. · Явления природы. · Температура и термометр. · Что такое погода. · Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. · Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. · Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. · Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. · Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. · Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. · Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. · Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края. · Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. · Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями. Жизнь города и села (10ч) · Деревня, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. · Наш дом: городской, сельский. · Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. · Домашний адрес. · Что такое экономика. · Промышленность, сельское хозяйство, строительство. · Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. · Деньги. · Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. · Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. · Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. · Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. · Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. · Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. · Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка. Здоровье и безопасность (9 ч) · Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. · Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. · Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог). · Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. · Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. · Правила безопасного поведения на воде. · Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. · Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. · Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч) · Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. · Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. · Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте). · Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18ч) · Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. · Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). · Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. · Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. · Знакомство с другими городами нашей страны. · Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей. · Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. · Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
|
|||
|