|
|||||
Предусмотрен ли претензионный порядок по Закону о защите прав потребителей
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Предусмотрен ли претензионный порядок по Закону о защите прав потребителей Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Однако такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах. Например, претензия обязательно подается по договорам об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 55 Закона о связи, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Кроме того, потребителю надо соблюсти претензионный порядок, если он хочет через суд изменить или расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01. 07. 1996). Однако некоторые суды считают, что обязательный досудебный порядок для этих случаев не предусмотрен. В частности, они ссылаются на п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28. 06. 2012 N 17, в котором перечислены случаи, когда потребитель должен соблюсти претензионный порядок. А иногда суды освобождают потребителя от обязанности направлять претензию, если у него есть основания для одностороннего отказа от договора, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, но он предпочел пойти в суд. Не рекомендуем устанавливать обязательный претензионный порядок в договорах с потребителями. Суд может посчитать, что это ущемляет их права. Обращение с досудебной претензией является правом, а не обязанностью потребителя (Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14. 10. 2020, Определение Верховного Суда РФ от 05. 02. 2019 N 49-КГ18-61). Такое условие считается недействительным, за него на вас могут наложить штраф (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 14. 8 КоАП РФ). На практике потребитель обычно пытается решить спор в досудебном порядке и без этого условия, чтобы в случае отказа просить суд взыскать штраф за неудовлетворение его законных требований в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
|
|||||
|