Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Военные газеты.



Генерал армии П. И. Батов назвал военную газету „аккумулятором боевого и политического опыта солдат и офицеров“.

Военные корреспонденты (слева направо): Алексей Сурков, Константин Симонов, Евгений Кригер

Героями журналистики становятся бойцы, умело и беспощадно бьющие врага. На страницах печати анализируется текущая боевая практика, воинское мастерство, боевой опыт лучших бойцов.

Журналистика проследила путь нашей армии до конца, до победы, и представила читателю.

Ею написана документальная история войны. Часть ее создана ленинградской печатью.

  Суворовская наука побеждать обрела в суровые годы Великой Отечественной войны новые качества. Журналистика обучала военному мастерству чаще не через инструкцию, а через моделирование поведения человека на войне, в экстремальной ситуации, ставшей повседневностью, как действовать в обороне, разведке, в наступлении.

    Образ русского солдата… Каковы его отличительные черты? Патриотизм, стойкость, мужество, бесстрашие, воинское мастерство и смекалка – вот черты, раскрытые журналистами и присущие этому образу.

Можно привести бесконечное множество примеров из практики прессы блокированного Ленинграда, раскрывавшей через человека во всей гамме красок героизм ленинградцев. С этой целью, в печати использовались рубрики: «Героические защитники Ленинграда», «Люди нашего города», «Люди народного ополчения», «Рассказы о ленинградских рабочих», «Герои обороны Ленинграда» и др.

«Врач делает трудную операцию. Бомбы рвутся неподалеку. Все сотрясается вокруг. Сестра смотрит вопросительно на врача. Врач говорит: „Продолжаем! “ И блестяще проводит операцию. Это ленинградский врач. Врагу не понять, откуда сила такая берется у этих людей».

Особенностью творчества журналистов того периода было то, что все поднимаемые ими военные проблемы они стремились раскрывать через человека, его психологию. Вот как это понимал военный корреспондент Александр Шуэр (Петр Огин). Когда его товарищ Зигмунд Хирен выразил удивление по поводу того, что Шуэр стал меньше уделять внимания «военным вопросам, на которые он обычно был падок, а больше пишет о переживаниях людей», его друг, «ласково улыбаясь, сказал:
„Послушай, так это ведь и есть чисто военные вопросы – переживания людей. Это на учениях пишешь о тактике, о стрелковом оружии, о взаимодействии, а ведь на войне главное – поведение солдат, их уверенность в победе. Вот я и стараюсь писать о воздухе войны и тебе советую то же самое“.

    В разгар Сталинградской битвы узбекский народ прислал на фронт наказ воинам-землякам, подписанный 2, 4 миллионами трудящихся республики: «Вольный сын и свободная дочь узбекского народа! Твой народ является детищем Советского Союза. Русский, украинец, белорус, азербайджанец, грузин, армянин, таджик, туркмен, казах и киргиз совместно с тобой в течение 25 лет днем и ночью строили наш большой дом, нашу страну, нашу культуру. Вы были вместе с ними в борьбе и труде, на празднествах и пирах! Теперь же в дом твоего старшего брата – русского и украинца ворвался германский басмач. Он несет коричневую чуму, виселицу и смерть. Но дом русского также и твой дом, дом украинца и белоруса также и твой дом… Если разбойник отнял дом у твоего брата, верни ему дом – это твой долг, узбекский боец! Это ваш долг, все советские бойцы! »

Наказ был опубликован на русском и узбекском языках в газетах и в виде листовки. В ответ воины-узбеки посылали в республику письма-клятвы сражаться с врагом стойко и бесстрашно. «Родина для нас – это и волжские берега, и степи Украины, и земли Белоруссии, обильно политые нашей кровью», — писали домой 2364 узбека 1-го Белорусского фронта.

 Такие наказы народов страны регулярно печатались в газетах.
Защитники Сталинграда «в дни суровой, тяжелой борьбы» за родной для них, любимый город в письме «мужественным ленинградцам» приветствовали их и заявляли: «Взявшись за оружие, мы сказали себе: „Выстоим, как ленинградцы! …Мужеству, стойкости, выдержке в борьбе с немецкими захватчиками мы учились у вас, герои-ленинградцы… Чем крепче стоит Ленинград на Неве, тем тверже защита Сталинграда на Волге“.
    Обмен такими душевными посланиями естественно вызывал отклик у воинов, заставлял их крепче держать винтовку в руках, точнее бить из нее по врагу. В них они черпали силы для дальнейшей борьбы с оккупантами, веру в победу. Поток чувств, эмоций, настроений, призывов, трагической и разоблачающей врага информации обладал мощной человеческой энергетикой, поддерживающей моральный дух армии, партизан, трудящихся. Он нес огромный нравственный заряд, сосредоточивший в себе дух народной публицистики. Произошло слияние официального, творческого и самодеятельного народного потоков информации.

Благодаря диалогу людей, ставших друг другу близкими, журналистика военной поры приобрела новые качества: она становилась средством духовного, родственного общения и единения людей, ощущавших плечо далекого по расстоянию друга, но такого близкого и надежного, что силы в борьбе с фашизмом удваивались и утраивались.
    Эта публицистика получила высокую оценку зарубежной общественности. «Недавно в Англии вышла книга Ильи Эренбурга, — сообщала газета „Черч оф Ингленд ньюспейпер“, — чьи красочные и реалистические корреспонденции о великой борьбе его родины печатаются и в английских газетах и привлекают внимание читателей. Это образец военной журналистики, написанной самыми яркими красками». «Книга Эренбурга потрясает, — признавал американский журнал „Туморроу“. — В ней очевидец рассказывает о величайших в истории страданиях, и мы преклоняемся перед мужеством советского народа, отразившего врага, считавшегося непобедимым».
    Наиболее трезво мыслящие деятели мира видели опасность фашизма для существования цивилизации. Английский писатель Герберт Уэллс призывал к тесному союзу и дружбе английского и русского народов.

Даже в трагических условиях 1941-1942 гг. горечь поражений не колебала уверенности публицистов в том, что советский народ не только отстаивает Родину, но и выполняет миссию по спасению человечества от коричневой чумы XX столетия.
    Прошедшие годы показали, что Победа над фашизмом вела в конце концов цивилизацию к демократизации, к открытому типу государств. 25 июня 1945 г. на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско был принят Устав ООН, закрепивший итоги сотрудничества народов и определявший возможные пути его дальнейшего развития.
Фактически Вторая мировая война способствовала взаимопроникновению массовых коммуникаций разных стран в их информационное пространство. В этом отношении независимо от властных структур разных стран постепенно набирал силу диалог культур народов, в котором определяющее значение имела журналистика как мощная система средств массовой информации и средств массового общения.

Таков отдаленный эффект Второй мировой войны, Великой Отечественной войны, которую вел советский народ и которую отражала журналистика тех лет, ее особая страница – блокадная журналистика Ленинграда. С полным правом ленинградские журналисты тех лет вслед за Ольгой Берггольц могут повторить ее слова из блокадного «Февральского дневника»:

Мы выдержали испытанье боем.
Горжусь, что в эти дни как никогда
Мы знали вдохновение труда.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.