![]()
|
|||
ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЕМ
. Музыкальный фольклор. Его основные особенности. Фольклор – народная мудрость (англ. ). Система передачи общественного человеческого опыта и эстетических ценностей дописьменного периода в особой художественной форме. Устное бытование и бесписьменная (устная) передача из поколения в поколение, и как следствие этого - вариантность и импровизационность исполнения. Коллективное творчество. Проверка временем. Общие черты восточнославянского фольклора и отличие друг от друга локальных традиций. Восточные славяне, их деление на 4 народности: белорусы, украинцы (малороссы), южнорусская народность и севернорусская народность. Их отличие друг от друга (различие географического положения, истории, диалектов, типов жилища, костюмов, жанровых систем). Половозрастная циклизация (прикреплённость) разных жанров музыкального фольклора и музыкальных инструментов. Тема 2. Классификация музыкального фольклора. Жанр (франц. ) – род, вид музыкального фольклора. Определение жанра по назначению (функции) и строению (структуре) произведения: кто, для чего и как (инструмент, манера интонирования) его исполнял. Деление всех вокальных и инструментальных жанров на 2 группы: приуроченные (прикреплённые) и не приуроченные. Музыкальные жанры (песни, наигрыши и пр. ) могут быть: А) календарно приуроченными (к определённому календарному обряду или празднику), а также определённому сезону (сезонно приуроченными, например, к весне); это все календарные обрядовые песни, которые вне обряда не исполняются. Б) приуроченными к жизни человека (к обрядам «перехода», этапам жизни, например, детские): свадебные песни всех разновидностей, родинные, крестинные; рекрутские, свадебные и похоронные причитания. В) приуроченные к трудовым процессам: трудовые песни и припевки (лесосплавщиков, бурлаков и т. д. ), пастушьи, охотничьи инструментальные наигрыши. Неприуроченные жанры: те, которые поются или играются в любое время (частушки, лирические песни, плясовые наигрыши, игры с музыкальным сопровождением, былины, баллады). Тема 3. Календарные обряды восточных славян и их музыка. Праздники и праздничные циклы с закреплённой календарной датой (по солнечному калндарю, например, Рождество Христово, Покров, Благовещение, Иванов день) и с незакреплённой датой (по лунному календарю: Пасха, Троица, масленица, Вознесение). Сочетание в календарных и семейных обрядах языческих и христианских представлений. Культ предков, солнца, огня, воды, обрядовая пища и атрибуты. Наличие обрядов «перехода» в календарном и семейном цикле, их связь. Продуцирующий характер календарных обрядов, обрядовый смех и эротизм. Календарные обрядовые песни (яркое, зычное исполнение) как язык общения с природой и духами предков. Святочный период (Святки) – от Рождества Христова (7 января) – через Васильев вечер (Новый год) 14 января – до Крещенья (19 января). Рождественский сочельник – приготовление кутьи, пение мальчиками тропаря «Рождество Твое» при обходе домов вечером со звездой, и пение колядок рождественского содержания. Васильев вечер (Щедрый вечер) – пение колядок (на севере - «Виноградий», на юге – Щедровок бытового содержания. Праздничные собрания молодёжи (съезжие праздники) с пением песен, играми, танцами, народным театром (сценки с «умиранием»), ряжение в нечистую силу, животных и шуточных персонажей, обрядовые бесчинства молодёжи как изображение разгула нечистой силы. Пение коротких «поцелуйных» хороводов. Исполнение кадрильных циклов. Гадания и их виды. В том числе – с подблюдными песнями. Участие в гаданиях всех жителей. Показ «Вертепа» в кукольном и живом вариантах. Очищающие обряды на Крещение. Мясоед (от святок до масленицы) – время свадеб, молодёжных гуляний. Масленица – граница между зимой и весной (неделя перед Великим постом, заканчивается за 7 недель до Пасхи) – уличные гуляния (катание на санях и санках, качелях, каруселях «чтобы лён долгий уродился»), разжигание костров («теплин»), кулачные бои, родственные застолья («братчины»), печение блинов, посещение могил, игры на воздухе, ряжение, культ молодожёнов, пение закличек и обрядовых песен, а также приуроченной лирики. Прощёное воскресенье: утро – прощение друг друга, сбор «горючего» материала для общего костра, в сумерках – зажжение костра, сжигание чучела, пение закличек и песен «с картинками» и протяжных «прощального» содержания. Игры, хороводы вокруг костра. Великий пост – 7 недель, запрет пения песен, игры на музыкальных инструментах. Конец марта – Сороки (сорок мучеников) и день Алексея, человека Божья («с гор вода») – выпекание обрядового печенья в форме птичек (жаворонков, грачей) и пение весенних закличек, которые за песни не считались. Средокрестье – середина Великого поста – печение крестов, их выпрашивание детьми под окнами (с пением средокрестных песенок, типа колядок), гадание на крестах (запекание разных предметов). Вербное воскресенье – пение закличек и приговоров «Верба хлёст» при хлестании с целью оздоровления, очищения. Употребление шишек вербы в качестве лекарства для людей и животных. Пасха – пограничный период между ранней и поздней весной, пение христославных (волочёбных) песен типа колядок под окнами домов в течение недели. Пение тропаря «Христос воскресе» на улицах по 3 раза до Вознесения ( и на могилах на Радуницу). Катание яиц, игра на колоколах, вождение хороводов с понедельника. Окликание молодожёнов в Фомино воскресенье (1-е после Пасхи) всеми возрастными группами с пением обрядовых вьюнишных песен с целью утверждения молодой семьи в новом социальном статусе. Егорьев день (Юрий, Георгий -6 мая) – покровитель домашних животных, озимых посевов и влюблённых. Праздник пастухов, первого выгона скота. Ритуальный обход стада пастухом. Обряды со скотом в каждом доме. Общее застолье (всем миром на поле), катание, валяние друг друга по полю, росе. Пение обрядовых егорьевских песен (в Поволжье и на западе России) во время и после обхода полей (под окнами домов) ночью, а также «благодарственных» или «плохих» отпевов хозяевам по результату подаяния. Общее застолье или делёж полученного, покупка большой свечи в церкви. Троицкий цикл – граница между весной и летом. В юго-западных областях России начинается в Вознесенья (40 день после Пасхи). Символика перехода через обряд «похорон» или «проводов» стрелы (сулы) – молнии, как символа весны. Ходьба линиями (рядами) вдоль улиц с букетами веток и цветов и пением обрядовых хороводных песен с гуканиями. В других южных областях в это время кстили (крестили), выдавали замуж и хоронили (провожали) кукушку, русалку из соломы или веток, сопровождая обрядово-игровые действия песнями, часто украшенными гуканиями. Собственно сам троицкий цикл («зелёные святки») начинается с обрядов в семик (седьмой четверг после Пасхи, перед Троицей). Украшение девушками берёзки, целование через венки (кольца), – кумление (временный обмен крестами, платками), гадание на венках, брошенных в воду. Обрядовая пища – яишница и выпечка. Главный обрядовый атрибут цикла – зелень (ветки, цветы, трава). Ими украшали церковь, дома, улицы, себя. Вождение хороводов всю троицкую неделю – как обрядовый акт. В заговенье (следующее воскресенье после Троицы, перед петровским постом) – завершали обряды («раскумливались»), заканчивали водить хороводы, больше не «гукали». На западе - «русальная» («гряная») неделя, отсюда – русальные песни, сопровождающие обряд проводов русалки. Иванов день – 7 июля, самый длинный день. Разжигание костров, обливание водой, купание в росе и водоёмах, сбор лекарственных трав, свободное общение полов. «Иванские» и «купальские» песни на западе России. Жатвенный период – «жниво» (граница между летом и осенью) – с начала уборки озимой ржи (зажинки). Начало и конец жатвы – работа молча, жертвоприношение полевым хозяевам. Первый сноп – под иконы, зёрна на засев и лечение. Последний сноп (дожинки) – под иконы, изготовление «бороды Илье», жертвоприношение. Застолье с блюдами из нового урожая в каждой семье. Жнивные песни, помощь отстающим (помочи) всем миром. Заключительное общее застолье в складчину (мирщина) с варкой пива. Домолот – мужской праздник после окончания всех сельскохозяйственных работ (сушки, обмолота зерна). Рождество Богородицы 21 сентября – совместная уборка домов женщинами перед праздником и застолья («бабьи брыки») с бесчинствами, ряжением, в том числе шуточную свадьбу.. Покров 14 октября – рубеж между осенью и зимой. 1. Начало осенне-зимних традиционных собраний молодёжи (будничных, с работой – поседок, бесед в одной деревне; и праздничных («съезжих праздников») без работы – съездок, свозок, сбитней). Их насыщенность вокальными и инструментальными музыкальными неприуроченными жанрами, хореографическими формами (пляски, танцы, кадрили). 2. Завершение сезона пастьбы скота. Рассчёт с пастухом. Совместные застолья пастухов. 3. Вытягивание жребия рекрутами. Их особое поведение после этого. Престольные (годовые) праздники в течение всего года. Посещение родственников, жителей соседних селений. Приуроченность ярмарок к этим праздникам, кулачные бои, сопровождаемые специальными инструментальными наигрышами (Ломанье, Под драку, Горбатого). Тема 3. Цикл семейных обрядов (приуроченных к жизни человека) и обрядовая музыка. Обряды перехода. Музыка, как один из языков семейных обрядов. Родины – важная роль «бабки» в процессе родов. Родинные песни на западе России. Крестины (именаречение) – зависимость имени от даты рождения (имянаречение по святцам). Кумовство, обязанности крёстных родителей. Чествование бабки-повитухи, родителей и крёстных. Крестинные песни на юге России. Обычай сажать дерево в честь рождения ребёнка. Детский фольклор Колыбельные, потешки, пестушки, сказки – исполняли взрослые детям. Считалки, игры с песнями, заклички весне, птицам, дождю, радуге, аису, божьей коровке – исполняли сами дети. Обряды инициации (перехода во взрослое состояние) – рекрутский у мужского пола и свадьба – у женского. Свадебный ритуал (цикл обрядов). Его многофункциональность (обряд, юридический акт, экономическая сделка). Свадебный ритуал узаконивает уход невесты в другую семью или род и переход молодых в новое социальное состояние. Временное «умирание» молодых до венца. Особое место невесты, переживающей двойной переход (социальный и территориальный). Преимущественное справление свадеб в мясоед (после святок). Этапы ритуала: сватовство, осмотр хозяйства жениха, сговор (Рукобитье, Богомолье)-назначение даты, приданого, даров, количества гостей, вечерина (девишник, парнишник), утро свадебного дня – приезд свадебного поезда, выкуп невесты, испытания жениха, благословление молодых; венчание (венец), путь в дом жениха (переезд мостов), встреча родителями молодого. Пение прощальных (опевальных) песен грустного содержания, причитания невесты. Величания молодых, родителей, родственников, гостей за первым свадебным столом. Корильные песни сатирического и озорного характера. Первая брачная ночь, проверка чести невесты. Второй день (свадебный пир) – испытания молодухи, сценки ряженых, эротические песни и припевки. Третий день – посещение дома невесты (побывашки, отозвины), застолье с приглашением подруг. Четвёртый день в доме жениха – бабишник – «приём» молодухи в женский коллектив. Посещение родственников в течение нескольких последующих дней. Невеста-сирота, особые «сиротские» песни, причитания невесты-сироты на могиле родителей. Свадебное деревце. Отличие свадебного ритуала северных областей России («свадьба-похороны» от южнорусского («свадьба-веселье»). Преобладание прощальных грустных песен и причитаний в 1 половине северной свадьбы, контрастная драматургия. Невестина баня. Виды свадебных причитаний: сольные (невесты, её матери, ворковойки вытницы, причётницы, вытьянки, сольные на фоне прощальных песен, групповые (песенные) причитания подруг невесты и их сочетание с сольными. Обрядовая эротика (открывание печной заслонки с пением озорных припевок). Подавляющее большинство напевов плясового характера в южнорусской свадьбе. Единичные причитания на фоне песен. Двуххорное (антифонное) исполнение (каноном) некоторых свадебных песен. Каравайный обряд и пение каравайных песен эротического содержания в южнорусских областях. Большая роль инструментальной музыки (волынка, скрипка и др. ) в западнорусском ритуале – наигрыши во время важнейших драматических обрядовых моментов с причитаниями невесты, свадебные марши во время перемещений и встреч. Типичный свадебный ансамбль (скрипка, цимбалы, бубен) во время застолий. Большое количество корильных песен, исполняемых всей роднёй. ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЕМ Трудовые артельные припевки и песни. Главная функция – организовать совместное усилие, тяжёлую работу. Припевки сплавщиков («Короткий раз», «Долгий раз») с элементами многоголосия, бурлацкие и рыбацкие «долгие» песни. Хороводные и плясовые песни. Исполнение этих песен связано с каким-либо хореографическим движением, пляской или театрализацией (обыгрыванием). Исполнение ансамблевое или хоровое. Медленные хороводы исполнялись на улице, во время весенне-летних праздников или обрядов под плавные, медленные напевы. Они делятся по типу движения и действия на: 1. круговые (простое асинхронное движение по кругу или с обыгрыванием внутри него) 2. фигурные (орнаментальные), когда воспроизводится какая-то фигура-символ (змейка, хмель, капустка, плетень, воротца, нитка с иголкой, ручеёк, «стенка на стенку»-Бояре, Просо). Могут иметь припев «с припляской». Исполняются подвижно, но плавно. 3. Хороводы-шествия (движение асинхронно музыке) парами, рядами на Севере России или «танком» на юге – когда участники строятся в виде сложной фигуры и так движутся по местности. 4. Наборные хороводы – поются в начале игрищ для набора нужного количества участников или при движении групп девушек к месту вождения хороводов (круг, долонь и т. д. ) 5. Хороводы-игры. Короткие песенки, под которые дети и молодёжь играли в разные игры – Каравай, Коршун, Кострома, Зайка, Дрёма, Хрен и др. В содержании поэтических текстов преобладает семейная тематика: о выборе пары, о старом или нелюбимом муже, об измене, об отношениях с родителями и другими членами семьи мужа и т. д. Плясовые песни – более быстрое исполнение с пляской, чаще всего юмористического содержания (Камаринская), иногда с имитацией сельскохозяйственных работ (Я сеяла ленок). Исполнялись и под инструментальную музыку, сольно, парой или большим количеством людей, а также с пением частушек (под наигрыши Барыня, Цыганочка, Елецкого, Русского). На юге они назывались «карагодами» и исполнялись тройками по кругу, внутри которого находился кружок музыкантов-инструменталистов, играющих на кугиклах, скрипке, дудках, пыжатках, жалейке и др. Самыми типичными карагодами были Тимоня, Чебатуха, Жарко пахать. Кадрильные песни – песни позднего исторического пласта, под которые танцевали кадрильные циклы (чаще всего Ах вы сени, Светит месяц), которые состояли как из традиционных плясовых наигрышей (или их вокальных вариантов), так и поздних городских парных танцев (Вальс, Полька, Краковяк, Падэспань и др. ). Кадрили были линейными и круговыми. Количество фигур и напевов кадрильных циклов было очень разнообразным (от 1 до 7 напевов). Строевые песни - пелись солдатами во время пешей маршировки или казаками верхом на лошадях во время походов. Отличаются акцентной ритмикой, зычной манерой исполнения. Тематика их различна: часты исторические и шуточные сюжеты. Частушки – (припевки, коротушки, прибаски, приговорки – местные названия) исполняются во время пляски под инструментальное сопровождение или «под язык». Циклы: Цыганочка, Барыня, Семёновна, Камаринская и др. Напевы повторяются по всей России. Декламационный, скандированный тип исполнения. Темп исполнения быстрый. Сольное исполнение. Страдания – (припевки, походные, короткие песенки - местные названия) – под проходку с инструментальным сопровождением и без него (на юге России - хоровые варианты) любовной, рекрутской, хулиганской тематики. Напевы в каждой местности индивидуальны. Распевные, неторопливые по темпу. Сольный запев и хоровой подхват, движение линиями вдоль улицы, диалогическая форма исполнения (попеременно). Когда не было инструментов, их звучание изображали голосом (со словами и без них) и на этом фоне пели частушки и страдания. Это называлось «петь под язык» или «играть языком». Лирические песни - поздний жанр. На 1 плане – внутренний мир человека, его чувства, переживания. Нет приуроченности – можно петь в любое время, любым составом (соло, ансамблем, хором). Традиционная крестьянская и казачья лирика. Особый музыкальный облик: развитость напева, сложность строения строфы в целом (неравность музыкальных фраз, построений), многоголосная фактура. Ведущая роль мелодического начала в лирике. Внутрислоговые распевы. Жанр старшего поколения. Основная тематика: о смерти в чужом краю, о неволе, песни вольницы, рекрутские, исторические и балладные сюжеты – у мужчин. О любви, разлуке, измене – у женщин. Поэтика – встречается приём «ступенчатого сужения образов», различные виды параллелизма, роль повторов в организации текстов, вставные слова (междометия, традиционные словосочетания (например, «скажем братцы» у казаков), словообрывы, и т. д. ) – стих расширенной структуры, часто отсутствие рифмы. Выделенный сольный запев и ансамблевый «подхват» в традиционной лирике. Важная роль запевалы: определяет высоту звучания, метр, характер, импровизирует. Очень свободное начало запева и полная стабильность к его концу (перед вступлением всего состава).
|
|||
|