Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Авторская колонка. Колонка (англ. column) — жанр журналистики, представляющий собой авторское высказывание на злободневную тему, с определенной регулярностью публикуемое в одном издании и, как правило, размещаемое на постоянном месте в газетной (журнально



Авторская колонка

Колонка (англ. column) — жанр журналистики, представляющий собой авторское высказывание на злободневную тему, с определенной регулярностью публикуемое в одном издании и, как правило, размещаемое на постоянном месте в газетной (журнальной) полосе или на сайте.

Проводя параллели с музыкой, а ведь мы продолжаем считать журналистику творчеством, способным к саморазвитию, самосовершенствованию и созданию настоящих шедевров публицистики, авторскую колонку можно назвать коронной арией журналиста, профессиональный уровень и уровень мастерства которого выросли до уровня виртуоза.

Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного материала, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.

До сих пор не выработано единое определение жанра, ведутся споры о его сущности, природе. Если анализировать жанровую классификацию газетных текстов, то нельзя не заметить, что исследователи выделяют разное количество жанров, по-разному называя их. В творческой практике наблюдается постоянное видоизменение, взаимодействие жанров друг с другом. На границах традиционных жанров создаются новые типы газетных текстов. Поэтому в классификациях появляются «жанры-гибриды» типа «информационное интервью», «корреспонденция-раздумье» и т. п. Тенденция к размыванию жанровых границ заметно усилилась. Советские исследователи процессов жанрообразования говорили о том, что «все смешалось в системе жанров отечественной журналистики». Сегодня наряду с советской, уже явно не классической, системой жанров появились, нашли своих сторонников и развиваются подходы, предложенные профессорами Прониным, Кройчиком, Тертычным. Отличительной чертой является и понятие гибридизации: жанры не просто умирают и рождаются, они органично используют друг друга, производя на свет такие жанровые симбиозы, что даже опытный исследователь не может их идентифицировать. Говоря о тенденциях развития современных отечественных масс-медиа, стоит отметить и еще одну расширение зоны влияния западных форм журналистики.

Благодаря проникновению в отечественную медиа-среду западноевропейских и американских моделей журналистики, в том числе и жанровых форм, в обиходе и теоретиков, и практиков появились новые определения для такого понятия как «колонка». О них, вслед за западными коллегами, заговорили как об особых текстовых структурах.

Рубеж XX - XXI вв. входит в историю как эпоха эссеизации публицистики: от персонификации повествования до перевода субъекта высказывания в действующее лицо исторического процесса. Мир и субъект, этот мир воспринимающий, в равной степени становятся предметом исследования. Публицист является не сторонним наблюдателем описываемых процессов, а равноправным их участником. Автор предлагает аудитории текст, который перестает быть равновеликим жанру. В поисках форм актуального влияния печатного слова как на мышление отдельного индивида или социальной группы людей, так и на массовое сознание, журналисты все чаще используют такие жанровые ее разновидности, как авторская колонка. Имидж периодического издания находится в прямой зависимости от уровня авторитета и образованности авторов таких колонок, их прогрессивного мышления и коммуникативной компетенции, речевой культуры и мастерства, психологического воздействия на реципиента.

Появление такого жанра, как авторская колонка можно объяснить психологическими факторами, в частности особенностями ментальности российского читателя, которому очень важно, в отличие от зарубежного - западного или североамериканского - узнать авторскую характеристику отраженных событий, чтобы сравнить с собственной или же сформировать свою шкалу оценок.

У современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник - фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка носит не только иронико-комический характер: она служит и журналисту-политологу, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Именно колумнистика наиболее полно отражает процессы, происходящие в современном информационном пространстве.

Помимо этого сегодня печатные СМИ посредством приглашения колумнистов и введения авторских колонок решают одну из наиболее острых практических задач современного медиа-рынка – противостояние конкуренции, которая на сегодняшний день у газет и журналов колоссальна. И наиболее значительным конкурентом газет является Интернет. Чтобы удержать уже «завоеванную» и привлечь новую аудиторию, редакции и привлекают в издания журналистов, публикующих авторские колонки и высказывающих в них свое мнение по самым разным – большим и маленьким, общественно значимым и личностным - проблемам. Популярность и востребованность колумнистов, как считают некоторые исследователи, связана с тем, что современному читателю необходимо иметь ориентир перед собой, поскольку ему зачастую бывает трудно разобраться в огромном потоке информации, необходимо, чтобы кто-то ее систематизировал и оценил.

Таким образом, можно говорить о многофункциональности авторской колонки в условиях современного информационного пространства. И хотя на практике она нашла самое широкое применение и в печати, и в Интернете, и на телевидении, в теории журналистики вокруг колонки до сих пор идет нешуточная полемика. Можно выявить некоторые признаки колонки, основываясь на чертах других аналитических жанров как то рецензия, комментарий. Характеристика этих единиц журналистики представлена в книге А. А. Тертычного «Жанры периодической печати». Теоретической основой послужили труды как то сборник статей под редакцией С. Г. Корконосенко, в одном из разделов которого Л. Е. Кройчик дает такое определение жанру: «Колонка - это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено (по крайней мере - на понимание)». Кстати, раздел именно в этой книге является фундаментальной работой, рассказывающей об авторской колонке. В материале, датированном февралем 2006 года, журналист Леонид Бершидский пишет: «Колумнист пишет так хорошо, что приобретает право на субъективное мнение. С другой стороны, он пишет так хорошо, что уже не важно, что именно он пишет». Профессор Мадридского университета Мария Иисус Касальс рассматривает колонку, углубляясь в исторический контекст: «Советская публицистика не отличалась наличием авторской оппозиции- государство всегда было правым. В настоящее время развитие информационных технологий позволило вести блоги, а онлайн-СМИ позволяют высказывать авторам личную точку зрения даже в жестких формулировках. Именно развитая площадка информационного пространства дала толчок к новому подходу развитию авторской колонки как журналистского жанра». О полемике вокруг жанровой принадлежности авторско колонки говорит и С. С. Успенская: «Одни исследователи теории журналистики говорят о том, что колонка – строго определенная количеством строк вертикаль на газетной странице – является рубрикой, другие – о том, что она является видом комментария, третьи называют ее разновидностью эссе, четвертые замечают, что колумнистики как таковой у нас в стране вообще не существует, пятые называют авторскую колумнистику последним оплотом свободной политической мысли и совестью нации». При всей полемичности этой темы в теории на практике бесспорно одно: колумнистика является актуальным, востребованным и «работающим» инструментом в современном медиа-пространстве.

Те теоретики журналистики, которые однозначно признают авторские колонки самостоятельным жанром публицистики, выделяют ряд основных жанровых характеристик колонки.

В частности, таковыми считаются:

предмет — личное переживание по конкретному поводу;

функция — демонстрация точки зрения с целью обратить внимание аудитории не только на саму ситуацию, но и на характер её оценки;

метод — образный анализ, то есть сочетание анализа и художественного обобщения;

по содержанию колонка — это цепочка фактов, событий или явлений, которые представляются автору актуальными в данный момент, и рассуждений, являющихся откликом на эти факты, события;

по своей форме колонка — это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе.

Очевидно, что колонка совмещает в себе элементы нескольких жанров журналистики. А именно - рецензии, комментария, обозрения, обзора. Это позволяет нам утверждать, что авторская колонка - всегда собирательный жанр. По мнению Марии Иисус Касальс Карро, «советская публицистика не отличалась наличием авторской оппозиции - государство всегда было правым. В настоящее время развитие информационных технологий позволило вести блоги, а онлайн-СМИ позволяют высказывать авторам личную точку зрения даже в жестких формулировках. Именно развитая площадка информационного пространства дала толчок к новому подходу к развитию авторской колонки как журналистского жанра».

Характерным и очевидным является тот факт, что колонка не привязана к непосредственной актуальности.  Нередко в сферу внимания колумниста попадают те случаи или проблемы, которые не являются новостями, потому что остались вне круга внимания; в инх случаях она достает «на поверхность» и представляет на читательский суд факты, которые уже стали прошлым в современной стремительной информационной быстротечности, но ценны своим индивидуальным содержанием; также возможен личный анализ - идеологический, эмоциональный - дел минувших. Нередко предметом авторской колонки становится просто внутренняя рефлексия, литературное развлечение, упражнение на проверку принципов и убеждений. При анализе колонок современных авторов мы можем отметить, что значительная группа текстов, написанных под рубрикой колонки, обладает сходными признаками, что позволяет говорить о возможности объединения этих текстов неким особым, новым жанром публицистики.

И хотя колонка еще не устоялась как жанр в системе жанров отечественных СМИ, можно предположить, что в настоящее время идет процесс ее становления, есть все предпосылки к появлению нового жанра. Все чаще, разворачивая газету или открывая журнал, читатель имеет возможность ознакомиться с оригинальными текстами, где в лаконичной форме представляют отзыв редакционного коллектива или известной личности на ту или иную насущную проблему, помогают ему сформировать собственную оценку актуальных событий, выбрать тип общественного поведения. Качественно новый жанр, призванный к жизни запросами суток и массовой аудитории, путем модификации известных жанровых форм все увереннее утверждает себя на ниве журналистики.

По видовым характеристикам можно насчитать (да и создать) немало авторских колонок. Наиболее популярными (или чаще встречающимися в современной отечественной прессе) являются:

Информационно-аналитическая колонка. На основании уже опубликованных новостных материалов колумнист дает свой аналитический комментарий того или иного события, которое в силу тех или иных факторов способно повлиять на жизнь общества.

Колонка-мнение. Колумнист выступает как специалист, предлагая своё мнение, свою позицию относительно того или иного конкретного повода широким массам.

Юмористическая колонка. Колумнист ищет забавные стороны жизни, чтобы развлечь читателя. Если автором удачно подмечены такие стороны, то такой материал более отчетливо и наглядно рисует жизнь, чем если бы автор описал явление обычным способом.

Колонка-размышление. Такие колонки призваны пробудить в читателе особый настрой и подтолкнуть к какой-либо теме для размышления.

Колонка-дневник. Такая колонка ведется каким-то известным человеком, который делится с читателем событиями своей жизни.

Колонка советов. Такая колонка призвана обучать читателя через ненавязчивые инструкции.

Спортивная колонка. В такой колонке освещаются спортивные события, представляются мнения, оценки, прогнозы, но только на одну тему.

Колонка вопросов и ответов. Такая колонка рассчитана на прямой контакт с аудиторией. Читатель задает вопрос и ожидает ответа от специалиста. Это могут быть разного рода медицинские, психологические и т. п. колонки.

Передовица. Отличается от других типов, главным образом, своим размещением в газете. Ее место всегда и повсюду на первой полосе. Это главный, «застрельный» материал номера, посвященный наиболее актуальным новостям. В период СССР без передовицы не выходила ни одна серьезная газета. В те годы они служили мощным идеологическим оружием – эффективным и действенным.

Политическая колонка. Такая колонка освещает вопросы политики. Считается самой читаемой, так как здесь обсуждаются актуальные вопросы сквозь призму политических установок редакции.

Колонка редактора. Главный критерий выделения этого типа — публикация за подписью главного редактора. В этой колонке, как правило, отражается взгляд редакции на то или иное событие.

Колонка эксперта. Такая колонка обычно ограничивается одной темой или проблемой, но её основная цель — детально разобрать один предмет.

Критическая колонка. В этой колонке комментируются вышедшие фильмы, книги, альбомы, прошедшие выставки и т. д.

Литературная колонка. Ведение такой колонки чаще всего поручают известному литературному критику.

Чаще же всего в практической журналистике можно выделить политическую, медиакритичную, искусствоведческую, экологическую, социальной экономическую и социальную разновидности колумнистики.

А пока в теории журналистики споры о месте колумнистики в ряду традиционных жанров не утихают, в практической журналистике авторские колонки становятся все более популярными. Да и в принципе как самостоятельное явление колонки существуют с начала ХХ века – в отечественной традиции, а в западной они появились даже раньше.

Первым колумнистом можно считать американского писателя и редактора Уильяма Дина Хоуелса. В начале «новой эры», в США появилось множество новых журналов. И завоевать аудиторию было нелегко. Поэтому Хоуелс в журнале «Harper’s New Monthly Magazine», в январе 1886 начал вести колонку «Editor’s Study», которая просуществовала 7 лет (до марта 1892 г. ).

В настоящее время теоретики классифицируют колумнистику и как форму подачи материала, и как вполне состоявшийся самостоятельный жанр. Усиление в журналистских текстах авторского самовыражения, журналистского «я» - и в качестве публициста, и в качестве члена общества, и в качестве эксперта (ведь колумнистами становятся как признанные эксперты в той или иной области, так и опытные, широко образованные, осведомленные в разных областях жизни журналисты) - обусловило и появление отдельных рубрик, которые постепенно эволюционировали в жанр, где автор не просто журналист, а медийная и в разной степени популярная личность, мнение которой читателям не просто интересно. С мнением которой считаются, а, порой, и воспринимают как истину в последней инстанции. Именно поэтому колумнист, несмотря на изначальное ориентирование на полемику, оппонирование, должен учитывать этот фактор и высказывать свои суждения не только обдуманно с точки зрения эксперта, но и взвешенно с точки зрения члена социума.

Авторы колонок, как правило, не боятся обвинений в субъективизме. Ведь колонка – это и есть субъективное мнение. Более того, читатель авторской колонки изначально ориентирован на стремление узнать чужое мнение по волнующей его проблеме и с его помощью разобраться в ее сути и возможном влиянии на его собственную жизнь. В то же время, как утверждают некоторые практикующие колумнисты, хотя авторская колонка — это информация, пропущенная через себя, в ее тексте отражаются чувства журналиста, опыт, точка зрения на что-либо, хороший колумнист никогда не станет претендовать на истину в последней инстанции, поучать кого-то. Главная цель автора колонки — высказать своё мнение, подтвердив слова фактами.

В авторской колонке сам образ автора связан с непосредственным восприятием текста коммуникантов. Читая произведение, аудитория воспринимает этот образ как образ своего собеседника. Читатель – это зеркало, в котором отражается автор. Моделируя образ читателя, автор моделирует свой собственный образ, ставя себя на место читателя, но не отождествляя себя с ним полностью. Степень близости с читателем – важная черта автора-журналиста. Для коммуниканта важно знать, что автор один из многих таких же, как он. Это усиливает убедительность журналистского материала, эффективность его воздействия.

При этом в колумнистике очевидно действует «закон бумеранга». Поскольку в равной степени на автора оказывает влияние читатель, который формируется, изменяется под влиянием журналистского текста. И эти изменения стимулируют изменения в содержании, форме подачи информации, что не может не изменять и саму личность автора. Поэтому, как утверждает Г. Солганик, вопрос субъективизма не является угловой проблемой для колумнистики и журналистики в целом.

Общепризнанным является тот факт, что в современном медиа-пространстве сосуществуют две журналистские традиции - журналистика факта и журналистика мысли. Но очевидна тенденция тяготения к журналистке мысли. Это объясняется «потребительским спросом»: современная аудитория требует не просто информации, а размышлений, критики, анализа того или иного явления действительности конкретным человеком. Человеком, которого она знает и мнению которого готова доверять. Именно журналистика мысли пытается реализовать такие пожелания аудитории. Отсюда и возникает спрос на колумнистику.

Известный теоретик журналистики Л. Е. Кройчик, анализируя современные тенденции в российском медиа-пространстве, утверждает, что «…современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой информации – он все явственнее становится ее интерпретатором. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе… Персонификация текста вызвана к жизни не только общим процессом демократизации постсоветского общества, но и тем, что в условиях существующего ныне рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает двугорбого верблюда: первый горб – факт, второй – отношение автора к факту. Спрос на личностную журналистику в условиях растущей конкуренции СМИ создал прецедент выбора. Публицист откликается на этот спрос предложением собственного имени. Имя (в широком смысле этого слова) становится знаком издания или канала, представляющих это имя…»

Иными словами, колумнистика интересна тем, что она эксклюзивна: информации содержится в избытке в традиционных СМИ и на всех ресурсах Интернет, что еще оперативнее, а вот частное мнение колумниста можно прочитать только в определенном издании. Необходимо отметить, что тенденция «читать не издание, а авторов» становится все более явной. Поэтому издания с индивидуальным «лицом» являются самыми успешными и популярными.

Именно эти тенденции и породили споры среди теоретиков журналистики о том, чем является колумнистика: рубрикой на газетной полосе, Интернет-сайте или же новой, пока плохо изученной, жанровой формой. Как говорит С. С. Успенская: «Одни исследователи теории журналистики говорят о том, что колонка – строго определенная количеством строк вертикаль на газетной странице – является рубрикой, другие – о том, что она является видом комментария, третьи называют ее разновидностью эссе, четвертые замечают, что колумнистики как таковой у нас в стране вообще не существует, пятые называют авторскую колумнистику последним оплотом свободной политической мысли и совестью нации». Колумнист не уточняет, не объясняет факт или ситуацию, которая возникла – он выступает по отношению к ним оппонентом. Поскольку в колонке взгляд автора не совпадает с общей точкой зрения, он предлагает новое видение ситуации. Персональная точка зрения – это смысловое ядро колонки.

Наиболее полно процесс актуализации персональной журналистики был раскрыт и обоснован Л. Кройчик: «Спрос на личностную журналистику в условиях растущей конкуренции СМИ создал прецедент выбора. Публицист откликается на этот спрос предложением собственного имени. Имя становится знаком издания и канала, которые представляют это имя».

Колумнисты

Говоря о том, кто же может быть колумнистом в печатных изданиях, следует отметить, что в этом качестве не обязательно выступает журналист со специальным образованием. Во-первых, ими могут стать известные в разных областях люди, которые хотя и не имеют навыков журналистского мастерства, однако являются публичными людьми и знающими экспертами в своей области. Это люди, которые уже известны не узкому кругу специалистов, а популярны у широкой аудитории и заработали авторитет среди читателей. Их мнению доверяют, к ним прислушиваются. Такие люди могут сформировать представление общества о современных проблемах страны и охарактеризовать возможные пути преодоления этих проблем.

Некоторые издания считают достаточным основанием для приглашенного колумниста его популярность и медийность. Но приглашение таких людей вести авторские колонки является в известной степени рискованным шагом, поскольку редакции рассчитывают в данном случае лишь на то, что читатель пойдет «на личность». Однако такие эксперименты не всегда окупаются и служат на пользу газете, повышая ее рейтинг. Во-вторых, колумнистами становятся журналисты, литераторы, стилистика текстов которых выделяется своеобразием и является настолько «авторской», интересной, что не может не привлечь внимание читательской аудитории. Но кем бы ни был колумнист, он ВСЕГДА и ОБЯЗАТЕЛЬНО должен обладать собственным стилем изложения, четкой позицией и монофонической точкой зрения. Таким образом, даже профессиональный журналист далеко не всегда способен стать хорошим популярным колумнистом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.