Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. КОНСПЕКТ. Л.Н.ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. ИСТОЧНИКИ. ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ РОМАНА «ВОЙНА И МИР.



1. КОНСПЕКТ

Л. Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы.

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во 2-м томе — 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; 3-й том — 1812 г., 4-й том — 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы, сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II).

ИСТОЧНИКИ

Русские и иностранные источники о войне 1812 г., архивы, масонские книги, мемуары современников, частная переписка эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., посещение Бородинского поля.

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ РОМАНА «ВОЙНА И МИР.

«Мир» — это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» — не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) — «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

Всего в романе свыше 550 лиц.

ИДЕЯ.

«Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды» (Луначарский).

ПРОБЛЕМАТИКА:

· причины военных неудач 1805-1806 гг.

· роль отдельных личностей в военных событиях и в истории ( Кутузов, Наполеон)

· партизанская война

· роль русского народа в исходе Отечественной войны 1812 г.

· роль дворянства в государстве

· личность истинного гражданина

· эмансипация женщин

ЖАНР-роман-эпопея. «Романные» признаки: развитие сюжета, развязка — для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера. Признаки эпопеи — тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

 

 

2. А)Анализ эпизода “прием в салоне анны павловны шерер” (по роману л. н. толстого “война и мир”) «Война и мир» - Толстой Л. Н.      

“Приличьем стянутые маски” - вспоминаются слова М. Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер.

Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким “ и не желает, чтобы верили”. На наших глазах разыгрывается старая пьеса, а ведущие актеры – хозяйка и важный князь Василий. Но именно здесь читатель знакомится со многими героями произведения.

 “Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”, - пишет Л. Толстой о людях. Нет, о марионетках! Элен – самая красивая и послушная из них (выражение ее лица отражает, как зеркало, эмоции Анны Павловны). Девушка не произносит за весь вечер ни одной фразы, а только поправляет ожерелье. Эпитет “неизменяющаяся” (об улыбке) и художественная деталь (холодные бриллианты) показывают, что за ошеломляющею красотой – пу-сто-та! Сияние Элен не согревает, а ослепляет.

 Из всех женщин, представленных автором в салоне фрейлины, наиболее симпатична жена князя Андрея, ожидающая ребенка. Она вызывает уважение, когда отстраняется от Ипполита… Но и к Лизе приросла маска: с мужем дома она говорит тем же капризно-игривым тоном, что и с гостями Шерер.

Болконский – чужой человек среди приглашенных. Создается впечатление, что, когда он, щурясь, оглядел все общество, то увидел не лица, а проник в сердца и мысли – “зажмурился и отвернулся”.

Только одному человеку улыбнулся князь Андрей. И того же гостя Анна Павловна встретила поклоном, “ относящимся к людям самой низшей иерархии”. Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи представляется этаким русским медведем, которого надо “образовать”, то есть лишить искреннего интереса к жизни. Естественность Безухова пугает Шерер, она вызывает у нас улыбку, а незащищенность – желание вступиться. Так и делает князь Андрей, говоря: “Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? ” Болконский знает, что никого в салоне не интересует мнение Пьера, люди здесь самодовольны и неизменны…

Л. Толстой, как и его любимые герои, относится к ним отрицательно. Срывая маски, автор использует метод сопоставления и контраста. Князь Василий сравнивается с актером, его манера говорить – с заведенными часами. Метафора “сервировала своим гостям сначала виконта, затем аббата” вызывает неприятное чувство, которое усиливается при упоминании куска говядины. “Снижая образы”, писатель говорит о преобладании физиологических потребностей над духовными, когда должно быть наоборот.

“Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой” - и мы понимаем, что герои в салоне разделены по принципу антитезы и что автор на стороне тех, кто ведет себя естественно.

 Данный эпизод играет важную роль в романе: здесь завязываются основные сюжетные линии. Князь Василий решил женить Анатоля на Марье Болконской и пристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собиристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собирается идти на войну. Первая сцена романа перекликается с эпилогом, где мы встречаем юного сына Болконского, который незримо присутствовал в салоне Шерер. Снова возникают споры о войне, словно продолжая тему аббата Морио о вечном мире. Этой главной теме посвятил свой роман и Л. Толстой.

Б)Князь был предан делам своего полка, заботился о своих солдатах и офицерах. Однополчане, простые солдаты, называют Болконского «наш князь», любят его — и нет уже высокомерного холодного отрешения от других, нет взгляда свысока. Болконский снова, как под Шенграбеном, на батарее Тушина, нашел общее дело и не уклоняется от своего долга. Перед Бородинским сражением, разговаривая с Пьером, объясняя другу происходящее, князь Андрей произносит, казалось бы, очень нелогичную фразу, по крайней мере, противоречащую его прежней военной деятельности: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции». А на вопрос Пьера, от чего же зависит успех, он ответит: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.