Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Читая повесть, разделите ее на две части. Отметьте схожие мотивы, сцены, события в этих частях.



 

 

Предваряющее задание ко всему разделу:

 

Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос. Немецкий публицист и переводчик Вильгельм Генкель утверждал, что Лев Толстой «всегда выступает как моралист. Он пишет, чтобы воспитывать». Согласны ли вы с этим утверждением?

Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:

- Что такое мораль? Какие морально-нравственные проблемы раскрываются в повести «Два гусара»?

- Какова авторская позиция в оценке героев и их поступков? Какими средствами автор раскрывает свое отношение к изображаемому?

- Каков характер взаимоотношений «автор – читатель» в этой повести? Поучает ли автор читателя? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Лев Николаевич Толстой

Портрет

(1828-1910)

 

Лев Николаевич Толстой вступает в русскую литературу как самобытный писатель в середине 1850-х годов. Толстой сразу же после своего литературного дебюта привлек к себе внимание общественности и занял место в отечественной литературе наряду с лучшими писателями того времени: Иваном Александровичем Гончаровым, Иваном Сергеевичем Тургеневым, Николаем Алексеевичем Некрасовым, Александром Николаевичем Островским и другими. Первые рассказы и повести Толстого публиковались в одном из самых передовых журналов эпохи – «Современнике», издававшемся Н. А. Некрасовым и печатавшем самые заметные и актуальные литературные произведения и статьи.

Новизна литературного стиля Толстого состояла в том, что внимание писателя прежде всего было обращено на личность своего героя, его внутренний мир. В раннем творчестве Толстого выделяются два цикла произведений: это повести и рассказы, изображающие чувства человека на войне («Севастопольские рассказы», появлявшиеся в «Современнике» в 1855-1856 годах), и автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» о становлении личности молодого героя – Николеньки Иртеньева (1852-1857). Своеобразие писательской манеры при изображении героя определил писатель и критик Н. Г. Чернышевский, назвав ее «диалектикой души»: «Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого». По мнению критика, Толстого интересует «всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».

Тематику произведений, образы героев во многом определяет жизненный опыт Толстого. В начале 1850-х годов начинающий писатель три года живет на Кавказе, наблюдает жизнь кавказцев и русских, характеры людей, столкновение взглядов, разницу в обычаях, психологии народов, что дает ему богатый материал для первых литературных опытов. Толстой на новом историческом этапе продолжает традиции русской литературы о Кавказе А. С. Пушкина, А. А. Бестужева-Марлинского, М. Ю. Лермонтова. «Севастопольские рассказы» – следующий период ранней прозы Толстого, в них отразились его впечатления и мысли как участника Крымской войны. Свою автобиографическую трилогию Толстой создает в течение 6 лет, охватывающих Кавказский и Севастопольский периоды. Таким образом, эти периоды явились благоприятной жизненной средой для глубоких наблюдений над самим собой, которые помогли писателю лучше понять и описать внутренний мир своих героев. Творчество 1850-х годов заложило основу описания войны и человеческих характеров в романе-эпопее «Война и мир» (1863-1869).

 

- Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: в чем состоит новизна литературного стиля Толстого. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из рассказа «После бала».

- Почему Н. Г. Чернышевский назвал принципы изображения внутреннего мира человека Толстым «диалектикой души»? Отвечая на этот вопрос, уточните в словаре, что означает термин «диалектика».

 

 

Повесть Л. Н. Толстого «Два гусара»

Повесть «Два гусара» была написана весной 1856 года в течение одного месяца. Это свидетельствует о том, что замысел повести возник у Толстого раньше, ее сюжет и идея были хорошо продуманы автором. Повесть вызвала одобрение и интерес: известно, что Толстой читал ее по окончании Тургеневу, который восторженно к ней отнесся. Высоко оценил повесть Некрасов, напечатавший ее в «Современнике». Первоначально Толстой хотел назвать произведение «Отец и сын», но позже изменил название. Этим писатель перенес внимание с проблемы поколений внутри одного рода на конфликт двух времен, представленный в определенной социальной группе людей.

Сюжет повести основан на двух ситуациях: однодневное пребывание в городе К. гусара, графа Федора Турбина и такая же короткая остановка в этих местах через двадцать лет его сына, молодого графа Турбина, тоже гусара. Благодаря этому сюжетному приему Толстой сравнивает не только два времени, жизнь и нравы, но прежде всего людей этих времен. Благодаря тому что отец и сын оказываются в сходных ситуациях, сходство и различие между ними представлено отчетливо и ярко. Толстой сравнивает героев по их отношению к чести, любви, дружбе, деньгам, слугам. Благодаря тонкому изображению и точной передаче личностей отца и сына писатель показывает, что между двумя поколениями проходит некая историческая граница, разделяющая эпохи в России.

Повесть «Два гусара» знаменует переход Толстого от описания конкретных впечатлений, углубленного самоанализа к моральным и социальным обобщениям при изображении жизни общества. Помимо повести «Два гусара», в которой Толстой создает подробную картину уездного общества и показывает изменение жизни во времени, писатель обращается к теме отверженности искусства в повести «Люцерн» (1857), проблемам семьи в повести «Семейное счастье» (1859), а также к другим насущным вопросам человеческой жизни.

- Как в окончательном варианте названия повести отразился ее центральный конфликт?

- В прочитанном вами тексте утверждается, что Толстой в повести показывает историческую границу, разделяющую эпохи в России. Каковы основания для такого утверждения?

- Как вы понимаете выражение «моральные и социальные обобщения»? Что означает понятие «мораль»? В случае затруднения при ответе на вопрос обратитесь к словарю или энциклопедии.   

 

NB: помещаем текст произведения только если есть место.

 

Читая повесть, разделите ее на две части. Отметьте схожие мотивы, сцены, события в этих частях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.