Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕВ ЛАНДАУ, ЧЕЛОВЕК ВНЕ СТЕРЕОТИПА



                      ЛЕВ ЛАНДАУ, ЧЕЛОВЕК ВНЕ СТЕРЕОТИПА

Фоторепортаж после литературной ассамблеи в библиотеке «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», посвященной 110 - летию со дня рождения крупнейшего физика-теоретика 20 века

11 января 2018 года, в год 135-летия со дня рождения писателя Алексея Толстогои 110 - летия со дня рождения крупнейшего физика-теоретика 20 века Льва Ландау, в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» прошла литературная ассамблея «В кругу великих имен». Одна из ее частей представляла собой кинолекторий «Лев Ландау. Человек вне стереотипа».

Лев Ландау (22. 01. 1908 - 1. 04. 1968) - крупнейший советский физик-теоретик. Сложнейшие задачи, недоступные пониманию простых смертных, он решал в уме. Для умопомрачительных вычислений гению не нужен был ни компьютер (которых тогда, впрочем, и не было), ни даже блокнот с карандашом. Лауреат Нобелевской, трех Сталинских и Ленинской премий, кавалер множества орденов и медалей.

Гений великого физика признала не только Академия наук СССР - он состоял в Лондонском королевском обществе, Датской и Голландской королевской академиях, Национальной академии наук США, был почетным членом доброго десятка научных обществ.

Лев Ландау основал свою школу, ввел стандарты обучения для физиков-теоретиков. И создал теорию для себя самого. Его формула счастья звучала так: работа, общение и любовь.

В ходе кинолектория с участием Леонида Тимонина, активиста библиотеки, физика по образованию, читатели посмотрели короткометражные документальные фильмы «Ох уж этот Ландау! или Теория счастья», «Ландау зашел на защиту», «Проигрыш Сталина и Принцип Ландау», «Лев Ландау» и узнали о том, смог ли великий физик убедительно доказать истинность выведенной им формулы счастья.

Итак…

 

                                   14-летний студент

 

       Лев Ландау родился в дореволюционные времена в южном городе на берегу Каспийского моря. Таланты мальчика восхищали родителей и учителей. Уже в 14 лет Лев поступил одновременно на физико-математический и химический факультеты Бакинского университета. Вскоре он понял, что именно физика является его призванием и оставил химию. Через два года успехи стали настолько очевидны, что Ландау получил перевод в один из ведущих университетов СССР - Ленинградский.

       Окончив учебу, Лев стал аспирантом, а затем сотрудником при физико-техническом институте в Ленинграде. Именно тогда 19-летний юноша произвел фурор в квантовой теории, введя понятие матрицы плотности как основного метода в квантовой статистике. Дальнейшее образование продолжалось в Англии, Германии, Дании и Швейцарии. Встречи с великими Альбертом Эйнштейном, Петром Капицей и Нильсом Бором внесли значительные коррективы в работу Ландау. По рекомендации Бора фонд Рокфеллера выделил советскому ученому стипендию, позволившую продлить его пребывание за границей.

В 1930-х Ландау работает в Харькове, который тогда был столицей советской Украины. Здесь Лев впервые начал вести свой знаменитый семинар для одаренных юношей, которых он прочил в физики-теоретики. Своеобразным экзаменом на зрелость при «посвящении» в эту профессию служил разработанный им так называемый теоретический минимум. Он включал в себя все, что, по мысли Ландау, необходимо было знать перед началом самостоятельной работы. Претендентам предлагалось сдать девять экзаменов - два по математике и семь по физике. О том, насколько это было непросто, говорит такой факт: при наличии огромного количества желающих за четверть века теоретический минимум сдали всего 43 человека.

В конце 30-х годов чистки, которые проводила госбезопасность, коснулись и высших учебных заведений. Ландау по многим причинам должен был обратить на себя внимание органов: отец его был репрессирован, сам он провел несколько лет за границей и никогда не скрывал своего лояльного отношения к Западу. Кроме того, нельзя было сбрасывать со счетов его совсем «не пролетарское происхождение».

В общении Ландау был ершистым, неуступчивым и во многом неудобным человеком - так что отношения с непосредственным начальством тоже не складывались. В начале 1937 года Лев перебирается в Москву, работать у академика Петра Капицы.

Благоразумие требовало от Ландау большой осторожности, но не в его духе было отсиживаться за чужой спиной.

Узнав о том, что в Харькове арестовано и расстреляно несколько его хороших друзей, он не захотел молчать и весной 1938 года написал вместе с двумя молодыми физиками антисталинскую листовку. Лев и его друзья были арестованы, началось следствие. К счастью для него, «великая чистка» уже была на исходе, начался обратный процесс «разоблачения перегибов», частичной реабилитации. К тому же у Ландау были известные друзья, которые в это трудное время не побоялись поручиться за него.

Петр Капица отправил Сталину письмо с весьма своеобразной характеристикой коллеги. «Следует учесть характер Ландау, который, попросту говоря, скверный. Он задира и забияка, любит искать у других ошибки. И когда находит их - в особенности у важных старцев - то начинает непочтительно дразнить. Этим он нажил много врагов».   

Но при всем этом, писал далее Капица, Ландау является одним из самых талантливых советских физиков, и потеря такого человека стала бы огромной утратой для отечественной науки. А вскоре Сталину написал письмо сам Нильс Бор. Неизвестно, чье ходатайство оказалось более весомым, но Ландау освободили - под личное поручительство Капицы.

Сам же Лев в заключении  времени даром не терял: он размышлял над проблемами гидродинамики и разработал теорию ударных волн. Все сложнейшие вычисления он проделал в уме, без карандаша и бумаги.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.