Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕТАЮЩИЕ САНИ «КРАСНОЙ КУЗНИЦЫ»



 

Одним из предприятий, на которые было возложено строительство аэросаней для нужд фронта, стал судоремонтный завод «Красная Кузница» в Архангельске.

Соломбальский судоремонтный завод «Красная Кузница» имеет богатую историю, которая берёт свое начало с далёких петровских времён. Именно со стапелей архангельской судоверфи в далеком 1694 году сошел первый в истории России корабль - 24-пушечный фрегат «Святой Павел».

Фрегат  «Святой Павел»
С началом Великой Отечественной войны славная летопись завода продолжилась. Предприятие перешло на выполнение военнооборонных заданий. На « Красной Кузнице» наряду с ремонтом боевых кораблей и транспортных судов, выпускались мины и снаряды, а в столярном цехе делали сани-волокуши для эвакуации раненых с поля боя и доставки боеприпасов. В первые месяцы войны предприятие получило необычный для судоремонтников заказ - предстояло освоить изготовление аэросаней для Карельского фронта.

Так как в  Карелии, не было хороших дорог, а зимой из-за обилия снега добраться из одного пункта в другой становилось проблемой, тогда действовали лыжные подразделения, а в иных случаях были вынуждены седлать... оленей. Поэтому аэросани «Красной Кузницы» на то время являлись удобной и быстроходной машиной.

На базе корпусного цеха и в помещениях специального склада, были развернуты сборочные мастерские, а еще на скорую руку соорудили пристройку к котельному цеху.

В одном из цехов завода «Красная Кузница» в годы войны
Завод испытывал острую нехватку кадров, так как многие квалифицированные рабочие ушли на фронт. Основная тяжесть производства боевых машин выпала на молодых рабочих 15-17 лет. Тех, кто работал на сборке аэросаней, в армию не брали - их «ставили на бронь».

Проблемы были и с наличием материалов, топлива. Так для изготовления саней требовалось много труб, которых не хватало, приходилось ворошить груды заводского утиля.

Несмотря на все трудности, первые образцы боевых аэросаней были готовы уже в ноябре 1941 года.

Это были необычные машины. Конструкция аэросаней была проста: корпус из фанеры на каркасе и четырёх лыжах, 10-миллиметровый противопульный стальной лист спереди, сзади – авиационный мотор от широко известных легких самолетов У-2. Он-то и придавал аэросаням высокую скорость до 75 километров в час.

Установка двигателя М-11Г на аэросани НКЛ-26 на заводе «Красная Кузница». 1942 г.
В Архангельске строилось два типа аэросаней: транспортные НКЛ-16 и боевые НКЛ-26. Последние были оснащены авиационным пулемётом ШКАС или Дегтярёва.

Всего с ноября 1941-го по май 1942 года на «Красной Кузнице» было выпущено 213 крылатых боевых саней. В 1942 году их производство было передано на другой судоремонтный завод.

Как только заказ на аэросани был выполнен, все участники их производства, способные держать оружие, были призваны в армию.

Бронированные аэросани НКЛ-26 в цехе  завода «Красная Кузница»
Многие рабочие, инженерно-технические работники и служащие СРЗ «Красная Кузница», за самоотверженный труд в годы войны были награждены орденами и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. » и «За оборону Советского Заполярья».

На проходной легендарного судоремонтного завода «Красная Кузница» установлена мемориальная доска в память о трудовом подвиге работников предприятия в годы Великой Отечественной войны.

Подготовила

Надежда Кондрашова,

заведующий сектором читального зала центральной библиотеки

МУ «Коряжемская ЦБС»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.