Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Любить по-русски



 

Ксения Туркова

Журналист Сити ФМ, кандидат филологических наук

Опубликованно 31 августа, 16: 24

Любить по-русски

Российские лингвисты и педагоги отвечают на вопрос, чего не хватает урокам русского языка в современных школах и почему школьники не любят этот предмет

Ксения Туркова

Некоторые мои коллеги недоумевают: как меня может вообще интересовать такая скучная материя, как русский язык? Это ж просто набор правил, причем, с точки зрения многих, не всегда логичных, в которых сам черт ногу сломит. Ну запомнишь ты, что говорить надо «мусоропровОд», и что? Что за счастье?

Представление о русском языке как о наборе правил и исключений, табличек и схем, запретов и никому не понятных «вариантов», а о лингвисте как о злобном блюстителе норм, который засел в кустах с тяжелым словарем и дубасит по голове «нарушителей», к сожалению, свойственно многим. И воспитано это представление, конечно, не самими лингвистами, 99% которых за пресловутое нарушение норм и мухи не обидят. Воспитывается оно школой, с самого первого класса, с долбежки правил, написания псевдоизложений (представляющих собой механическое воспроизведение фрагментов текста) и полного игнорирования таких областей языкознания, которые действительно могли бы потом пригодиться в жизни.

Кому-то везет, и ему попадается словесник, предпочитающий тупому заучиванию правил нормальный разговор с учениками, развивающий их речь, обогащающий словарный запас, способный научить тому, как правильно выражать свои мысли.

В преддверии 1 сентября я решила спросить у лингвистов, педагогов и даже врачей: чему, с их точки зрения, не учат в школе на уроках русского языка? Чего не хватает? А может быть, необходима вообще кардинальная смена системы преподавания этого предмета?


Максим КРОНГАУЗ, директор Института лингвистики РГГУ:


– Если совсем коротко, то в школе в основном учат правильно писать и почти не учат просто писать и говорить, то есть использовать язык по назначению. И еще. Важно не только, чему учат, но и как. Жутко скучно учат. А ученики должны в первую очередь уметь понимать чужие тексты и порождать свои тексты разных жанров – от письма до рецензии.


Игорь МИЛОСЛАВСКИЙ, профессор МГУ, автор книги для старшеклассников и пособия для учителей «Как мысли высказать себя»:


– В наших школах в качестве цели выступает изучение орфографии и пунктуации. И все подчиняется этой цели. На деле же получается, что школьники не в состоянии нормально выразить свои мысли, сформулировать что-то, чтобы их адекватно поняли. Прежде всего надо учить ребят ПОНИМАТЬ предложенные тексты. И тут не заплату надо ставить, тут фундамент надо менять. Надо обучать школьников коммуникативным навыкам.


Яна ПОЛЕЙ, логопед высшей категории:


– Школам сейчас нужна логопедическая помощь. На уроках русского языка и литературы совершенно не отрабатывается интонация, ей не уделяется никакого внимания. В результате ко мне на прием приходят старшеклассники, которые просто стесняются говорить! У них тусклая, нечеткая речь, они не могут выразить свою мысль, донести ее до собеседника. В младших классах продолжается советская практика «снятия» показателей скорости чтения, из этого делают какое-то шоу, в результате у ребят возникают комплексы. Все это не приносит никакой пользы. Хорошо было бы ввести на уроках что-то типа фонетической зарядки, это было бы полезно. А еще на уроках русского языка у нас очень мало играют со словом. Дети не знают поговорок, не могут объяснить значения фразеологизмов. Все это очень грустно.


Ольга КРАЕВА, директор некоммерческой организации «Школа вузов», занимающейся подготовкой к ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, педагог с 40-летним стажем:


– Я в школе 40 лет, конечно, за эти годы многое пришлось пересмотреть. У нас в системе преподавания русского языка все еще много проблем. В начальных классах, на мой взгляд, этот предмет дают очень хорошо. В этом возрасте дети еще не умеют анализировать, обобщать, поэтому в заучивании правил нет ничего страшного. Но чем старше становится ученик, тем больше у него потребность в представлении о языке как о логосе, системе, которую мы как бы «набрасываем» на действительность. Тут уже нужен язык на более высоком уровне, надо учить детей думать. А у нас в 10–11 классах всего два часа и бесконечная подгонка правил к ЕГЭ, натаскивание. Творчество сведено к минимуму, а именно его и надо было бы развивать. Надо приучить детей пользоваться языком как инструментом. Сейчас так много профессий, даже технических, связано именно со словом, а пользоваться им в школе не учат! Сейчас для школьников самое сложное задание – это придумать пример. Я уже не говорю о сочинении, нормальном сочинении, которое вызывает у многих просто ужас. Те задания, которые представлены в ЕГЭ, приучают писать сочинения по шаблону, картонным языком. Я бы всех, кто это придумал, заставила каждый день писать сочинения по этим лекалам! В результате что мы имеем? Школьники не любят русский язык, не понимают его богатства, безграничных возможностей… Мы каждый год проводим опрос, какие предметы нравятся, и уже несколько лет русский язык оказывается на последних местах.

 

Фрида ЮГАНОВА, учитель русского языка и литературы Центра образования №1811:


– На уроках русского языка хватает всяческих безобразий и безумий как у детей, так и у учителей. А недостает, может, у некоторых просто самого русского языка. Придумывают всякие правила для заучивания правил. А поговорить?..


А поговорить на уроках словесности часто действительно бывает не с кем, тем более когда все заняты заполнением таблиц и расстановкой галочек в тестах. Когда «арифметикой по сини небесной…» любить как-то не получается. И после этого совсем не кажутся удивительными вот такие плоды этой любви: «Что такоепроза это ритма. Поэзия это каторый пишут поэты. Что такое расказ это штобы расказоват». Эту цитату из контрольной своего сына мне прислал коллега – журналист. Говорит, что после этого для ответа на вопрос, чего не хватает на уроках русского языка, у него совсем не осталось вариантов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.