Введение
Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирущими факторами развития детей.
Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи. Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями. В пособии содержится практический материал по изучению проблем семьи, определению модели социально-психологической помощи семье, алгоритма взаимодействия с семьёй, а также рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей. Представлены примерный план работы с семьёй, оказавшейся в социально-опасном положении, актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования.
Алгоритм изучения семьи
Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:
· -состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т. д. );
· -жилищно-бытовые условия;
· -материальная обеспеченность;
· -воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье:
· между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др. );
· между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
· позиция ребёнка в семье (педагогически оправданная; " кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении Золушки).
Положение ребёнка в семье:
· Я нужен и любим; и люблю вас тоже;
· Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
· Я нужен, но не любим, и я от всей души хочу приблизиться к вам;
· Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношение ребёнка к родителям:
· дорожит семейными отношениями;
· родители авторитетны;
· относится пренебрежительно;
· остро переживает драму;
· тяготеет к одному из членов семьи.
· Рекомендуем выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д. ).
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей). Второй этап: первичное обследование жилищных условийнеблагополучной (проблемной) семьи. Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни. Четвёртый этап: совместныепедагогические консилиумы по определению путей совместных действий. Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций. Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи. Седьмой этап: составление карты семьи. Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д. ). Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй. Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи. Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
Социально-педагогическая работа с различными типами семей
1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;
· участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;
· контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
· поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др. );
· работа с учителями, классным руководителем по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
· защита интересов опекаемых;
· законодательное просвещение;
· практические мероприятия для семьи.
2. Многодетные семьи:
· содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;
· организация благотворительной помощи;
· рекомендации по организации семейного досуга;
· профориентационная работа;
· законодательное просвещение;
· совместные мероприятия для детей.
3. Неполные семьи:
· оказание необходимой помощи в получении пособий;
· психолого-педагогическое консультирование;
· профилактика асоциально-аморального поведения;
· организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др. );
· законодательное просвещение.
Проблемные семьи:
· изучение динамики развития проблемы семьи;
· общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
· законодательное просвещение.
Примерный план работы с семьей, оказавшейся в социально-опасном положении
Адресная часть: Ф. И. О. родителей, детей, возраст и вид занятий детей, место работы родителей, адрес места жительства семьи
|
Основные показатели и характеристики семейного неблагополучия
| Виды помощи
| Мероприятия по их реализации
| Примерные сроки
| Ответственный за оказание помощи
| Результативность помощи
| Социальная
| Помощь в трудоустройстве родителей
| | Социально-педагогическая служба школы, ДСП, специалист службы занятости
| | Педагогическая
| Представление бесплатного питания. Организация летнего отдыха детей (школьный возраст)
| | Администрация, социально-педагогическая служба школы, ДУ, внешкольного учреждения
| | Медицинская
| Обеспечение льготным детским питанием (для детей до 1 года)
| | Участковый педиатр
| | Коррекционная
| Организация медико-психолого-педагогического обследования детей
| | ЦКРО и Р (комиссия)
| | Правовая
| Помощь в сборе документов на получение адресной помощи
| | Специалист ГЦСОН, социальный педагог, ДСП, школы
| | Материальная
| Оказание гуманитарной помощи из фонда соц. защиты. Выделение материальной помощи к началу учебного года.
| | Специалист по социально-педагогической работе, соц. пед. шко
| |
Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как: — Умеете ли вы любить своего ребенка? — Знаете ли вы (понимаете ли вы) своего ребенка? — Один день из жизни ребенка в семье. — О пользе и вреде музыки. — Телевизор: помощник или враг? — Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать? — В семье растет сын (дочь); — Причины плохого поведения ребёнка; — Как привить интерес к учёбе; — Как выбирать профессию? Примерная тематика общешкольного родительского лектория: — Школа и семья: как помочь друг другу? — Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей. — Негативные явления: как их предотвратить? — Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить. — Как помочь детям развить свои способности? — Профессии, которые выбирают дети. — О детской дружбе; — Повышение воспитательной уверенности в родителях; — Роль отца, матери в семье и в воспитании ребёнка.
. Через определенное время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений — анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. — Семейное счастье — в чем оно? — Наши семейные традиции. — Наше свободное время. — Труд в школе и семье. — Секреты семейного воспитания. — Трудно ли воспитывать детей? — В здоровом теле — здоровый дух. — Вместе весело шагать... — Особенности гендерного воспитания и т. д.
Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др. ), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи. Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные: — Индивидуально-возрастные особенности детей... возраста. — Отцы и дети: преодоление " вечного конфликта". — Наркотики: как от них уберечься. — Как научить детей правильно питаться? — Отец и сын не ладят: как помочь? — Ответственность перед законом: что нужно знать и детям, и родителям? И др.
Педагогические практикумы, семинары направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того чтобы данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, т. к. этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа как самого педагога, так и родителей. Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах: — Как помочь ребенку стать внимательным? — Как помочь детям в подготовке домашних заданий? — Поощрение и наказание в семье. — Нужно ли трудиться дома (в школе)? — Конфликт в семье: как его преодолеть? — Как помочь исправить тройки (двойки)? — Как помочь одаренному ребенку? — Как правильно общаться? Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям " попрактиковаться в воспитании", проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов. Возможные темы встреч: — Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя. — Наша школа, какой мы ее хотим видеть. — Вместе дружная семья. — Друзья мои, прекрасен наш союз! — Что мы можем вместе?
" Круглый стол", педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в самом классном коллективе. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
Проигрывание педагогических ситуаций дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений. Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя: — изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения; — консультирование классного руководителя со специалистами (психологами, социальным педагогом и т. д. ) с целью подбора ситуации для обсуждения; — создание из числа педагогов, психологов, приглашенных специалистов группы экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения. Подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации. Тематика подобных форм родительского просвещения многообразна и определяется при выявлении проблем в классе, семье, школе: — Семейные проблемы. Как их решать? — Пятнадцать лет. Это много или мало? — Трудности адаптации. Как их преодолеть? — Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение? — Трудный ребенок. Какой он? — Почему врут наши дети? — Ответственность. Как сформировать ее у детей? — Причины детской и взрослой агрессивности.
Педагогические мастерские, мастерские общения — " психолого-театральное действо", которое эмоционально и духовно переживается участниками в его процессе: — Игры общения в семье. — Как правильно воспитывать детей? — Проблемы общения в детском коллективе. — Мальчик — не девочка. Девочка — не мальчик. — Наказание и поощрение. — Педагогический такт родителей. — Искусство любить детей.
Организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье: — Школа — второй дом. Какой мы ее хотим видеть? — Наша модель выпускника школы. — Воспитание в школе глазами родителей. — Родительский совет. Его роль в школе. — В роли сына или дочери. — Легко ли папе (маме) — учителю? — Вновь за школьной партой. — Друг (подруга) моего сына (дочери).
Социально-психологические тренинги — активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, при этом эффективность и результаты тренингов возрастают. В тренинге участвует группа не более 12-15 человек. Тренинг должен включать 5 — 8 занятий. Обычно проводится психологом, социальным педагогом.
Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям " с другой стороны" увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни: — Способности ребенка, пути их развития. — Мы и наши таланты. — Взгляни на меня другими глазами. — Вот и стали мы на год взрослее. Данные формы многообразны. Они позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей. В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного родительского собрания. Главное, чтобы они затронули пап и мам, заставили их еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом.
Родительские конференции, сходы, съезды — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции (съезде, сходе) принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей. Примерные вопросы для обсуждения: — Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса. — Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе. — Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра. — Хорошие родители. Кто они? — Как научить ребенка любить и быть любимым? — Роль отца в воспитании. — Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений и негативных явлений. — " Важней всего — погода в доме". (Как избежать конфликтов в семье. ) — Роль семьи в выборе профессий. — Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни. — Вредные привычки. Как их преодолеть? — Трудности школьного ученичества. — Свободное время детей. Как его занять? — Культура общения в семье и социуме и др.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу. Возможные варианты тематических консультаций: — Одаренный ребенок. Как ему помочь? — Почему ребенок не учится? — Как развить внимание (память, воображение) у ребенка? — Единственный ребенок. Пути преодоления трудностей в семье. — Как развить у ребенка желание читать? — Поощрения и наказания. Каким им быть? — Бабушка испортила мне сына (дочь). Так ли это? — Тревожность у ребенка. К чему это может привести? — Проблемы общения в семье. — Типы семейного воспитания. — Грубость и непонимание в семье. — Права и обязанности в семье. Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей — помочь им правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей. Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства. Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:
· в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
· в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
· в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей; в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
· в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Встреча соц. педагога с родителями проводится раз в месяц.
|