3. Содержание и сюжеты миниатюры.
3. Содержание и сюжеты миниатюры.
Мир восточной миниатюры - это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Её образы праздничны, полны радости и очарования жизни. В миниатюрах воспета красота прекрасных, благоухающих цветов на лужайках, ароматы садов с экзотическими фруктами, золотое или ярко-синее небо с бегущими по нему белыми облачками. По словам одного из поэтов, именно весна «приносит цветы и свет. Тогда земля - яхонт, воздух - жемчуг, растения - бирюза и вода - хрусталь».
Излюбленными сюжетами восточной книжной миниатюры являются:
ü исторические легенды,
ü народные сказания,
ü сцены пышных царских приёмов,
ü сцены пиров, охоты, сражений,
ü портреты правителей на троне или на коне.
4. Знаменитые книжные миниатюры и центры их создания.
Крупнейшим центром искусства миниатюры был афганский город Герат, где находилась уникальная библиотека-мастерская со множеством манускриптов (рукописных книг). Самым известным художником был К. Бехзад (1450-е - 1530-е), создавший утончённый декоративный язык миниатюрной живописи, работавший в Герате с 1468 по 1506 год и признаваемый одним из крупнейших мастеров гератской школы миниатюры.
Особую славу ему принесли миниатюрные портреты правителей. На одном из них представлен основатель узбекского государства Шейбани-хан (около 1507), подчинивший своей власти и Герат. В этом портрете особенно проявился талант Бехзада — блистательного рисовальщика, колориста и тонкого психолога. Весь лист миниатюры занимает крупная фигура хана, уверенно сидящего, скрестив ноги, на красном ковре на фоне чёрной диванной подушки. Он запёчатлён в неподвижной и величественной позе, исполненной внутренней силы и могущества. Его лицо спокойно, губы плотно сжаты, он внимательно и пристально смотрит куда-то вдаль. Перед ним на полу разложены чернильница, книга, перо и прочие атрибуты правителя, покровительствующего наукам и искусству. Возвеличиванию властелина служат и две каллиграфические надписи - единственные узорные украшения портрета.
И тем не менее в портрете угадывается жестокий и властолюбивый хан, разграбивший и покоривший родной город художника. Декоративным изобразительным знаком закрепляется определённое смысловое значение, чаще всего непонятное для непосвящённых.
|