Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чтение с листа.



Чтение с листа.

       Чтение с листа предполагает способность ученика петь по нотам незнакомую мелодию. Такая способность может появиться лишь на основании музыкально-слухового опыта. Поэтому в младших классах накапливается слуховой и певческий багаж. Идет большая подготовительная работа к чтению с листа. Дети овладевают следующими навыками и умениями:

1. Учатся правильно сидеть, дышать, извлекать звук.

2. Петь без поддержки инструмента.

3. Петь чисто, распевно.

4. Петь в заданном ритме, темпе, размере.

5. Учатся понимать и читать нотную запись.

6. Учатся мысленно представлять звуки.

       Для подготовки детей к чтению с листа на уроках сольфеджио можно использовать следующие формы работы:

1. Сольмизация, т.е. чтение нот в ритме с дирижированием.

2. Отстукивание ритма музыкального произведения.

3. Пропевание отдельных оборотов примера.

4. Слушание и анализ музыкальных произведений.

5. Разучивание мелодий наизусть.

6. Пение в транспорте.

7. Пение вслух – про себя, пение цепочкой.

8. Пение интонационных упражнений.

9. Анализ на слух.

10. Узнать знакомую мелодию по записи.

11. Найди ошибку (в игре или в записи) и т.п.

       Только после большой подготовительной работы можно приступать к собственно чтению с листа. При чтении с листа необходимо добиваться:

1. Точности интонации.

2. Точности ритма.

3. Выразительности пения.

       Чтобы избежать лишних ошибок, нужно правильно подбирать примеры по трудности. Мелодии для чтения с листа должны быть легче мелодий для разучивания. Необходимо, чтобы задание было доступным, но содержало элемент преодоления.

При подборе мелодий для чтения с листа следует учитывать:

1. Диапазон учащихся.

2. Жанр мелодии. Легче поются народные песни, романсы, т.е. вокальная музыка, труднее – отрывки из инструментальных произведений.

3. Форму. Повторность, квадратность воспринимаются легче, чем неквадратная, неделимая структура.

4. Метроритм. В мелодиях для чтения с листа должны использоваться знакомые метр и ритм.

5. Ладовую основу. В младших классах опора на диатонику. Альтерация, хроматизм, модуляция включаются в мелодии по мере их освоения.

       На первых порах при чтении с листа тактирование вводить не рекомендуется, достаточно отстукивать пульс. Дирижирование можно вводить лишь тогда, когда оно помогает, а не мешает пению. Важно приучать детей петь с перспективой, а не от звука к звуку. Следует охватывать рисунок мелодии в целом, как бы видеть заранее следующую фразу. Доходчиво объяснить детям, что это значит, петь с перспективой. Например, сравнить с собиранием ягод в лесу. При чтении с листа петь следует без сопровождения. К фортепиано можно обращаться лишь при настройке и в редких случаях при пении. Это может быть напоминание о тонике или поддержка гармонией трудного места. Подыгрывать или подпевать учащимся мелодию нельзя. Дети должны петь самостоятельно, но это трудно, поэтому на первых порах работать, тренироваться лучше хором, группами, цепочкой. При этом слабые учащиеся будут тянуться за более сильными.

       Для того чтобы процесс чтения с листа протекал правильно, чтобы было меньше ошибок, следует приучить учеников к определенному порядку действий:

1. Мелодия просматривается, определяется тональность, лад, размер.

2. Определяется структура мелодии, количество фраз, цезуры, наличие повторов, секвенций.

3. Отмечаются особенности ритмического рисунка, какие длительности используются.

4. Выделяются и анализируются наиболее трудные интонационные обороты.

5. Иногда перед пением полезно простучать ритм мелодии, просольмизировать её, пропеть трудные обороты. Что делать, зависит от конкретного примера.

6. Отмечаются штрихи, динамика, темп.

7. Дети настраиваются в тональность, представляют нужный темп.

8. Перед началом пения необходимо обратить внимание на правильную посадку, дыхание.

9. Мелодия мысленно представляется целиком или её первая фраза. После этого пример поётся вслух.

       Чтению с листа следует отводить на каждом уроке минут 10. Использовать на уроке разные приемы и формы работы с чтением с листа, петь в основном хором, группами, цепочкой, иногда для контроля спрашивать индивидуально. Чтение с листа – это яркий показатель того, как дети усваивают материал, овладевают практическими навыками. Поэтому чтение с листа обязательно включается в контрольные уроки в конце четверти, в экзамены в 4 и 7 классах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.