Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На фронт – на оленях



На фронт – на оленях

 

      Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время – это граница между прошлым и будущим. А история России – это, прежде всего, история российской провинции, она интересна россиянам. Мы родились в республике Коми.  И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины. Создание уникальных оленетранспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны – одна из страниц этой истории.  

 29 июня 1941 года немцы начали наступление на Крайнем Севере. Цель их была ясна – захватить Мурманск и лишить СССР выхода к морю. Причем сделать это гитлеровцы намеревались молниеносно. Однако очередной раз фашисты просчитались. Нашим войскам удалось сдержать яростный натиск противника. Мурманск стал готовиться к длительной обороне. В ходе подготовительных работ перед военачальниками встала проблема: как в условиях бездорожья, по глубокому снегу перевозить боеприпасы, продовольствие, раненых?

Тундра… Болота. Голая, покрытая скалами земля. Долгая зима с буранами и метелями. Армия в таких условиях испытывала значительные трудности в снабжении. Обильные снегопады могут задержать автомобильный и гужевой транспорт, который с нетерпением ждали солдаты на передовой, раненые в эвакогоспиталях, артиллеристы на огневых позициях.

Вот тут-то и вспомнили о бессменных помощниках северян – об оленях.

Впервые в Красной Армии олений транспорт показал свою жизнеспособность еще во время Финской войны. Тогда-то и были разработаны основные положения по использованию оленей в войсках.

Выгоды оленьей упряжки были неоспоримы: на санях легко по бездорожью проникнуть в тыл врага. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе пропитание — серебристый ягель. Кормом для него служат трава, листья, которых много под ногами. Олень никогда не нарушит тишины — даже раненый, он не издает ни звука. И, что немаловажно, ни одно крупное упряжное животное не сможет пробежать по снежной целине десятки километров за сутки. А олень очень вынослив. Форсированным маршем олени способны преодолеть до 80 км в сутки.

 Оленеводческий отряд формировался в с.Усть-Уса. Его солдатами пришлось стать тем, кого раньше оставили в селе из-за профессий. Готовились хоть и спешно, но основательно: всех снарядили меховой одеждой, собрали чумы, продовольствие.  Отряд состоял из 10 групп - 316 бойцов, 1681 оленей, 10 чумов, 44 оленегоночных собак. Батальон, сформированный в Усть-Усе, вышел по маршруту Усть-Уса – Новикбож – Усть-Цильма – Пинега. 1509 км в 50- градусный мороз, прошел батальон до села Возгороды, за Онегой, откуда к фонту добирался уже в эшелонах. Поход длился с 28 ноября 1941г. по 9 февраля 1942г.  

  Морозы до 55 градусов, пурга, скудный паёк делали переход исключительно тяжёлым. Через каждые 40 км. путники делали остановки, чтобы накормить оленей. Ягеля в пути становилось все меньше. У бойцов появились обморожения. Но вопроса о том, чтобы сбавить темп, даже не возникало. 73 дня потребовалось мужественным воинам для того, чтобы совершить этот доселе невиданный марш-бросок.

   Формирование олене-транспортных подразделений (батальонов и рот) происходило вблизи Архангельска. Оттуда пастухов и других воинов, а также животных погрузили в вагоны, нарты и другое имущество — на платформы. Транспорты выгрузились на одной, из станций Карелии и поступили в распоряжение частей и соединений 14 Армии. Транспорты были распределены по дивизиям и бригадам.  

       Особенно напряженными для воинов, занятых на обслуживании олене-транспортных подразделений, были зимы 1942-1943 и 1943-1944 годов. Работа была поставлена так: едва стемнеет, как десятки оленьих упряжек направлялись

на передний край. Транспорты увозили для обороняющихся подразделений боеприпасы, колья, и проволоку для заграждений, продукты питания и теплую одежду. С рубежей обороны вывозили раненых и убитых.

 Штаб 14-й армии за годы боевых действий накопил громадный опыт использования северных оленей в экстремальных условиях фронта. В грузовую нарту запрягали 3 быков (ездовых оленей), в легковую – 4-5. Грузоподъёмность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяжённости маршрута и темпа движения. Упряжка могла утянуть полторы сотни лимонок, или три десятка 82-мм мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.

По оленьей дороге аргыши за сутки способны преодолеть 35-40 км со средней скоростью 5-6 км в час. При форсированном марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки, но такие походы совершились лишь в исключительных случаях, животные после этого нуждались в длительном отдыхе и подкормке. Важнейшей задачей оленьих частей стала санитарная эвакуация раненых. Обычно с поля боя упряжки доставляли пострадавших в радиусе 10 километров от полкового медицинского пункта. Да, раненым было тряско, больно, неудобно, но другого транспорта на Севере тогда просто не было.

Кстати, прибывшие в Кольское Заполярье ненецкие и коми олени оказались лучше приспособлены к боевым действиям. Они были приучены к строгому стадному содержанию, и на хороших ягельных пастбищах Кольского полуострова кормились кучно, голова к голове, от стада не откалывались. Пасти их было гораздо проще, чем их саамских собратьев, которые привыкли к вольным пастбищам и часто разбредались по сторонам.

  Факт посылки оленей на фронт известен. Опубликованы и некоторые документы из архивов Архангельской области и Республики Коми. В основном это отчеты партийных организаций в обком о выполненной работе. Однако в Национальном архиве Республики Коми (НА РК) в фонде Усть-Усинского райкома КПСС сохранились уникальные документы - дневники комиссара первого оленеводческого эшелона Печорского окружного военкомата РККА А.Н. Смирных, отправленного на фронт из Усть-Усинского района Коми АССР. Это машинописная копия подлинных дневниковых карандашных записей автора, переданных им в Усть-Усинский райком ВКП(б) в марте 1942 г. Они различны по своему назначению. В одних описывается маршрут эшелона и характер пастбищ для кормления оленей, в других - политмассовая и партийная работа среди бойцов отряда.    

     Андрей Николаевич Смирных   родился в 1901 г. в д. Бишура Карачинской волости Тобольского уезда Тобольской губернии в семье крестьян-бедняков. После окончания приходского училища в 1913 г. работал в своем хозяйстве. В годы Гражданской войны был мобилизован в Красную армию, воевал в 7-м латышском полку Латышской дивизии. После ее расформирования переведен в 25-ю Чапаевскую дивизию, в составе которой участвовал в боях на Украине против отрядов Н.И. Махно, на Каховском плацдарме и Перекопе. В 1935 г. окончил курсы директоров совхозов на факультете особого назначения Наркомата земледелия РСФСР в Москве, получив диплом по специальности "животновод-агротехник", был направлен директором Индигского оленесовхоза Главного управления Севморпути (Архангельская область). В октябре 1937 г., как и множество других руководящих работников, А.Н.Смирных был арестован органами НКВД. Реабилитирован "за неимением состава преступления" в июне 1939 г.  

В первые месяцы Великой Отечественной войны Усть-Усинский райком ВКП(б) утвердил Андрея Николаевича комиссаром первого оленеводческого отряда РККА. Именно ему был поручен провод людей и оленей из области Коми на Карельский фронт. 27 ноября 1941 г. райком создал в отряде временную партийную организацию из 14 человек и определил маршрут движения по направлению Усть-Уса - Архангельск. Поход первого отряда был наиболее трудным, так как дорога пролегала по незнакомым местам и разведка маршрута проводилась на ходу. А.Н. Смирных составил карту движения и вел упомянутые выше дневниковые записи.

 Дневник комиссара оленеводческого эшелона Андрея Николаевича Смирных – это очень ценный документ. Нам сейчас не понять, как можно было в 50-градусный мороз думать не только о том, что нужно выжить и сохранить оленей, но и развёртывать соцсоревнования, проводить политзанятия, партсобрания, изучать периодические издания, читать художественную литературу. Насколько эти люди были верны своей коммунистической партии, своей Родине.  

В годы Великой Отечественной войны в обороне Советского Заполярья принимали участие уникальные подразделения, уникальные не только для Красной Армии, но и для армий других стран. В военных билетах наших бойцов появилась запись «ездовой оленевод». Речь идет об оленетранспортных дивизионах.

Воспоминания бывших бойцов оленелыжных батальонов и транспортных бригад помогают воссоздать картину того, как формировались и двигались по тундре и лесам оленьи эшелоны. По крупицам, разрозненным фрагментам воспоминаний ветеранов, по фотодокументам мне удалось представить себе, как воевали в 1942–1944 г.г. оленетранспортные бригады.

Всю зиму Карельский фронт отражал попытки немцев продвинуться, а весной началось их наступление. К тому времени Филиппов Елисей Елисеевич, который остался каюром, освоился в военной обстановке, возил грузы между передовой и базами. Оленьи упряжки немцы знали и охотились за ними, как за техникой. Что такое бомбёжка, когда за спиной боеприпасы, Елисей испытал не раз. 9 мая 1942 г. под Мурманском он попал под очередную, получил тяжёлое ранение. С этого начался его долгий путь домой через четыре госпиталя и несколько операций. Пуля глубоко проникла, задела лёгкое и поэтому лечили целый год. Так как левая рука оставалась неподвижной, решили отправить солдата в отпуск на 6 месяцев. И вот 14 мая первым пароходом вернулся Елисей Елисеевич в село. После войны, в 1946 г., нашла его награда – медаль «За боевые заслуги».

  Филиппов Кирилл Ефимович вспоминал: «Управлять оленьими упряжками во время военных действий учили заранее, дома. Надо было хорошо ходить на лыжах, уметь маскироваться. Всё это пригодилось. Оленьи упряжки перевозили раненых, солдат, боеприпасы, продукты. Всё это по бездорожью и даже в сорокоградусные морозы».

Условия жизни личного состава бригад были экстремальными. Бойцы ютились в снежных ямах, покрытых ветками и плащ-палатками. Дров не было, сырые ветки кустарника не горели. Теплого обмундирования и обуви не хватало. Продовольствие и боеприпасы подвозили с перебоями. Многие бойцы заболевали. Усилился падеж оленей. Это сильно выматывало бойцов физически и морально.

Рочев Иван Александрович  воевал на Карельском фронте (Мурманское направление). Вывозил раненых, перевозил продукты, боеприпасы. 20 февраля 1946 года был демобилизован. После войны работал в оленеводстве до пенсии (до 1975 года). Умер 20 февраля 2003 года. Награды: медали «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейные медали. Вот что написано в представлении к награде «За отвагу»: « Т. Рочев действовал в составе оленье-вьючного транспорта водителем оленей и успешно выполнял возложенные на него задачи командования. Прошёл 400-километровый марш с преодолением бездорожья, многих трудных водных преград и аккуратно доставлял боеприпасы на огневые позиции под огнём противника».

 Филиппов Зотик Акимович в составе оленье-лыжного батальона (111 батальон) ушёл на фронт. Подвозил снаряды, продукты. Два раза был ранен. В 1943 году попал на минное поле, получил тяжёлое ранение. Сначала разорвало правую ногу, когда полз – левую руку. Потерял зрение. Лежал в госпитале в Мурманске и Архангельске. После операции зрение восстановилось. В 1944 вернулся домой однорукий, одноногий, полуглухой, лицо чёрное от пороха, стал инвалидом, но был выносливым, крепким (двужильным), шустрым. Прожил 90 лет, построил дом, подшивал валенки. Люди приходили к нему подстричься, в основном мужички. Имея своё хозяйство, косил и сгребал сено. Сам говорил, что Бог помогает ему. Не дожил до дня победы 5 дней. Умер 4 мая 2003 года.

 В октябре 1944 года, когда наши части громили фашистов, лучшие бойцы — оленеводы с упряжками оленей — были переданы 126-му легкому стрелковому корпусу. С 6 сентября по 6 ноября 1944 года 31-я оленелыжная бригада в соста ве 14-й армии участвует в боях за Петсамо, Никель, Рудники, Киркенес, совместно с другими частями фронта освобождает Советское Заполярье и вступает на территорию Норвегии.

Попов Михаил Ефимович до войны работал в оленеводстве. Призван Усть-Усинским РВК в ноябре 1941 г. Участвовал в прорыве сильно укреплённой обороны немцев западнее Мурманска, освобождении г. Петсамо, всего района никелевого производства и важных населённых пунктов Печенегской обл., г. Киркинеса – важнейшего порта на Баренцевом море. Демобилизовался в 1945 г. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Фирсов Кирилл Захарович был одним из активных участников строительства новой, советской жизни в Усть-Усинском крае. В 20-х годах при его непосредственном участии в населённых пунктах Колва, Абезь, Культбаза, Адзьва-вом были организованы кооперативы. В Усть-Усе Кирилл Фирсов много времени и сил отдал созданию колхоза «Косарь», где занимал должность бухгалтера.

2 декабря 1941 г. Кирилл Фирсов был призван в армию. Попал на Мурманский фронт. В июле 1942 года пропал без вести. Семья получила от него всего одно письмо. Через месяц после гибели отца в госпитале от полученных ран скончался его сын Александр.

 Канев Григорий Васильевич родился в д.Новикбож. В 1915 г. из Ижемского уездного присутствия на имя Григория пришла повестка в армию. Григорий Канев вместе с другими своими товарищами на лошадях отправился по зимней санной дороге на фронт (шла Первая Мировая война).

После Февральской и Октябрьской революций четыре года воевал на фронтах Гражданской войны. Когда Григорию исполнилось 29 лет, обвенчался он с жительницей Усть-Лыжи Ксенией Николаевной Ануфриевой. Каневы построили большой дом, у них родились сын и две дочери. С 1930-х годов Григорий и Ксения пошли работать в колхоз. Григорий Канев выучился на ветеринара. Неоднократно его отправляли на летовку в стада оленьсовхоза «Усть-Усинский», делать оленям профилактические прививки, лечить животных от болезней.

Осенью 1941 г. в составе оленьего батальона Григорий Васильевич ушёл на фронт. Много испытаний выпало. Упряжки кочевников тундры подвозили на линию фронта боеприпасы, продовольствие, подтаскивали к огневым точкам гаубицы, пушки, помогали забрасывать в тыл врага десант, вывозили с поля боя раненых. Особую ценность оленьи упряжки представляли в распутицу, когда никакая техника не могла помочь солдатам.

Самым большим бедствием для оленеводов во время войны являлись частые бомбёжки. Во время одной из них был ранен и Григорий Канев. Взрыв разметал и сани, и оленей. Сам Григорий Васильевич очнулся лежащим в упряжке своего односельчанина Изосима Хатанзейского. Получил тяжёлую контузию.

Из воспоминаний Артеева Филиппа Никитича,  уроженца д. Акись: «Морозы в тот год были крепкие. Не все олени выдерживали трудности перехода, слабых забивали или оставляли в деревнях, через которые проезжали. Среди бойцов были сильные обморожения.

Немецкие самолёты охотились за упряжками, просто за пасущимися оленями. Старались пролететь над ними на небольшой высоте. От этого олени пугались и разбегались в разные стороны». 

Канев Авраам Меркурьевич вместе с другими оленеводами и солдатами проделал под началом комиссара отряда Андрея Николаевича Смирных тяжелый переход в 1500 км. до Архангельска, почти полностью сохранив оленье стадо. Оттуда на поезде, погрузив в специальные вагоны оленей, в Мурманск. Служил в 6-й оленье-транспортной дивизии, 31 отдельном оленье-лыжном батальоне – стрелок оленевод, до ноября1943 года. Затем, 1-й дивизии 14 армии, стрелок, ездовой оленевод. Вот, что он рассказывал: «Ежедневная работа – уход за оленями, поездки на передовую линию, куда доставляли пополнение, боеприпасы, а во время боёв вывозили на нартах раненых. Случалось, что немецкие лётчики охотились на оленьи упряжки. Они знали, что в зимнее время это был единственный транспорт, на котором доставлялось на передовую всё: боеприпасы, пища, воинское пополнение, почта. Даже такая прозаическая вещь, как табак. А когда бывало затишье, ремонтировали оленью упряжь, обновляли обувь. Сушились, отдыхали».

Терентьев Филипп Пантелеймонович рассказывал своей дочериТерентьевой Надежде Филипповне, проживающей в г. Печора, как трудно было воевать в суровых условиях северной зимы. И многие обессиленные бойцы, избавляясь от лишнего груза, снимали каски с головы и платили за это жизнью. Фашисты, несмотря ни надень ни на ночь, постоянно охотились за оленьими упряжками. Однажды папа с группой бойцов устроились на ночлег. Когда все легли, папа отошёл проверить оленей, так как упряжки располагали вдали от людей. И в это время упал снаряд на спящих и обессиленных солдат. Многие его друзья - сослуживцы тогда погибли».

Во время Великой Отечественной войны действия армейских оленетранспортов были очень эффективны. Оленеводы ехали по горам и болотам; плыли запряженные олени через реки и озера и морем в десантах без единого звука; олени не лают, не воют, не ржут, не стонут; олени помогли выстоять и защитить родной край. Даже раненные, они умирали беззвучно, орошая заполярную тундру каплями крови, так похожими на ягоды спелой брусники.

    В своих мемуарах командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков писал: «Боевые операции в Заполярье являлись в истории Великой Отечественной войны уникальными, ибо нигде более нам не доводилось обороняться и наступать в такой природной зоне». Уникальным был и транспорт, который использовал советский солдат.

      28 августа 2015 г. в д. Новикбож Усинского района состоялось открытие первого в Коми республике памятника воинам оленно-транспортных батальонов. Событие приурочено к празднованию 235-летия Новикбожа и 250-летия соседнего с ним села Усть-Уса.

 

 

 

  

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.