|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если ваш ребенок очень тревоженЕсли ваш ребенок очень тревожен Отметьте высказывания, которые относятся к вашему ребенку:
Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности: 15 – 20 баллов – высокая тревожность 7 –14 баллов – средняя 1 – 6 баллов – низкая Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Среди эмоций, входящих в состояние тревоги, выделяют эмоцию страха. Наличие у ребенка страхов в нормативном варианте является обычным явлением для детского возраста, но если страхов очень много, то следует говорить о тревожности ребенка. Психологические особенности тревожных детей: 1. Личностные особенности: неадекватная самооценка (как правило, заниженная); чувствительность к неудачам, боязнь неудачи в деятельности, в которой испытывает затруднения; чувствительность к оценкам, мнениям значимых взрослых, сверстников. 2. Эмоциональная сфера: эмоциональная неустойчивость и проявления аффективных реакций: агрессия, гиперактивность, чрезмерная подвижность или пассивность 3. Коммуникативная сфера: трудности в установлении контактов со сверстниками; в игре соглашается на незначимые роли; часто обращается к взрослому за подтверждением правильности тех или иных действий 4. Особенности поведения: неуверенное поведение; сверхпослушность или негативизм; склонность к вредным привычкам, навязчивым, ритуальным действиям; скован или расторможен в движениях. В работе с тревожными детьми используются приемы игровой терапии. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка – проводится в форме организации ролевых игр с сюжетами, где ребенок поочередно играет роль «слабого», «трусливого», робкого» и «сильного» персонажей и тем самым – в первой роли - осознает, проживает и конкретизирует свои страхи и тревогу, а во второй – приобретает чувство уверенности в себе. В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста наиболее эффективно использование игр с куклами. Как вести себя с тревожным ребенком: ü Не предъявляйте ребенку завышенных требований; ü Делайте ребенку как можно меньше замечаний; среди замечаний не должно быть угроз невыполнимых наказаний; ü Не ругайте ребенка в присутствии других детей; ü Хвалите ребенка даже за не очень значительные достижения, отмечайте его успех в присутствии других; ü Не сравнивайте ребенка с другими детьми; сравнивайте его собственные результатами с теми, которых он достигал раньше; ü Давая ребенку поручение, оказывайте ему поддержку, говорите ему о своей уверенности в его способностях; ü Избегайте отрицательных оценок личности ребенка; ü Говорите с ребенком о его переживаниях и чувствах, дайте ему понять, что вы принимаете и разделяете их; ü Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера; ü Учитывайте индивидуальный темп деятельности ребенка: не следует подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического темперамента, дайте им возможность действовать в привычном им темпе; ü Избегайте давать ребенку задания, которые выполняются за регламентированное количество времени; ü Не оставляйте без внимания вопросы ребенка, его обращения за помощью и поддержкой; ü Чаще используйте тактильный контакт (массаж, поглаживание, прикосновения); ü Старайтесь, как можно больше общаться с ребенком: совместное чтение, игры, семейные праздники; ü Говорите ребенку о своей любви к нему. Следуйте этим нехитрым рекомендациям, и вы с малышом справитесь со всеми тревогами!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|