Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация для родителей. Интеллектуальные игры для развития мышления у детей



Консультация для родителей

Интеллектуальные игры для развития мышления у детей

Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще Сухомлинский в своей работе "Сердце отдаю детям" писал: "Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры". Влияние шахмат на раннее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты, проводившиеся в других странах, показали такой же результат.

о – менее популярная игра, но очень перспективная в развивающем плане. В Японии проводились исследования, подтвердившие, что врожденные способности лучше раскрываются у детей, которые играют в го. Рекомендовано начинать обучение в возрасте 4-5 лет, когда процессы мышления еще формируются. В го важны не только аналитические способности – большую роль играет интуиция. Исследования людей, перенесших инсульт, показали, что в начале игры решающее значение имеет правое полушарие, отвечающее за творческие способности, а в середине и конце – левое, отвечающее за логическое мышление. Таким образом, у детей, играющих в го, развиваются оба полушария. Нельзя сказать, что в шахматах творчество отсутствует, но все же эта игра скорее аналитического плана.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в следующих партиях. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, "музыки шахмат" - этюдов. Физической подготовкой тоже придется заняться – не так-то легко просидеть несколько часов за доской.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Когда лучше начать заниматься с ребенком? Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х.-Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте. Но наиболее важный период в развитии мышления – это возраст 7-12 лет, поэтому уроки шахмат, как правило, начинают со второго класса, так как первый год в школе – это большие перемены и стресс в жизни ребенка.

Обучение проводится в игровой форме, дети выполняют занимательные задания, участвуют в викторинах, разгадывают ребусы и загадки, смотрят шахматные спектакли-сказки. Каждая фигура изучается очень подробно, а понятие "мата" вводится только к концу первого года обучения. Результаты психологические тесты детей, занимающихся по такой методике, показали эффективность шахматных уроков.

Главная сложность внедрения шахматного всеобуча – это отсутствие учителей по данному предмету. Здесь большую роль может сыграть обучение с помощью интернета: основную часть урока будет проводить квалифицированный преподаватель, а учителю на месте останется организовать сам процесс и контролировать его результаты. Такая двухуровневая схема работы применяется в некоторых странах. На данном этапе в России уроки шахмат проводят учителя начальных классов, УМК составлен достаточно подробно, поэтому главной проблемой зачастую является психологический барьер – страх преподавать шахматы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.