Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древняя Индия



 

Государство и право Древнего Китая

 

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII —V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств,

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны «без пристрастия и уничтожения людей». Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к «собиранию» земель вокруг семи крупных китайских царств.

Конфуциа́нство — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.

 

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государст-. ву. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю — путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается, второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

 

Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911—1913 гг. .

 

Сословно-классовое деление в Древнем Китае. В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI—Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесе-мейных (клановых) объединений; б) свободными крестьянами-общинниками; в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.

 

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

 

Этому соответствовала система "общественных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.

 

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновников различных paнгов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

 

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

 

Вместе с исчезновением "общественных полей" рента-налог в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.

 

Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

 

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства — крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

 

Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. "Благородные" противопоставлялись законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

 

Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году

 

до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой налог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года.

 

Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.

 

Государственный строй. Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

 

В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван — первосвященник.

 

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Двор-цовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".

 

По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями — чэкухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII—VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

 

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения между-усобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов'.

 

"Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.

 

Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

 

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации — потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга.

 

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

 

Легисты (законники) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. 1 дань — 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.

 

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.

 

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

 

Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.

 

Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.

 

Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.

 

Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.

 

Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — "трех гунов".

 

В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе

 

признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли "министра образования".

 

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.

 

Глава ведомства Сельского хозяйства был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

 

Местное управление. Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.

 

Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

 

Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

 

Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.

 

Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.

 

Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.

 

Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.

 

Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.

 

Суд. Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.

 

Правовая система Китая формировалась под влиянием двух противоборствующих ученик - этико-политических догматов конфуцианства и политико-правовых концепций легизма

 

Право Древнего Китая - это, прежде всего, уголовное право Здесь центральное место занимает уголовное уложение Тан - \"Тан люй шу и\", в котором сконцентрирована вся философию права Китая

 

\"Тан люй шу и\" (уголовные установления Тан)

 

Уголовный кодекс китайской династии Тан (618-907 годы нашей эры) относится к группе крупнейших правовых памятников мировой цивилизации Это первый из китайских юридических сводов, полностью хра игся Он включает в конкретных нормах основные принципы китайского уголовного права, которые впоследствии легли в основу всего китайского законодательства и повлияли на правотворчество смежных с Китаем краяїн.

 

Разработка и принятие кодекса

 

Кодекс разработан по распоряжению основателя династии Тан - Гао-цзу (тронное имя Гао-цзу носил также основатель династии Хань, бывший крестьянин Лю Бан) Последний повелел голове Шаншушену (правительственный деп Департаментом) Лю-Вэнь-цзина составить проект уголовного кодекса, взял за образец Кодекс Кай-Хуан (589-600 годы) и Кодекс Да-е (618-617 годы), были приняты при династии Суй (581-618 годы токистю правителя и законов вызвала общественные возмущения и мятежи Поэтому было решено переработать указанные кодексы, радикально их смягчив (Гао-цзу распорядился оставить смертную казнь только за д ержавну измену, убийство, грабеж и дезертирство) Однако переработки этих кодексов не дало положительных результатов Комиссия Танской правоведов начала создание нового кодекса, в котором должны быть макс имально смягчены наказания, а положения кодекса отвечать в первую очередь потребностям управления государственножавою.

 

В 653 году под руководством Чжансунь У-цзы, родственника императора, был создан окончательный вариант Кодекс \"Тан люй шу и\" состоит из 30 Цзюань (цзюань - это отдельный свиток с текстом, аналог раздела), 50 02 статей и 12 разделов2 розділів:

 

1) наказание и правила их применения (57 статей цзюаней 1-6);

 

2) охрана и обеспечение запретов (33 статьи цзюаней 7-8);

 

3) служебные обязанности и порядок их выполнения (59 статей цзюаней 9-11);

 

4) семья и брак (46 статей цзюаней 12-14);

 

5) государственные конюшни и хранилища (28 статей Цзюань 15);

 

6) самовластно мобилизационные действия (24 статьи Цзюань 16);

 

7) разбой и хищение (54 статьи цзюаней 17-20);

 

8) драки и иски (60 статей цзюаней 21-24);

 

9) мошенничества и подделки (27 статей Цзюань 25);

 

10) разнородные уголовные установления (62 статьи цзюаней 26-27);

 

11) задержания и бегства (18 статей Цзюань 28);

 

12) судопроизводство и тюремное содержание (34 статьи цзюаней 29-30)

 

Кодекс хорошо организовано Разработчики снабдили каждую статью комментариями, разъяснениями, \"вопросами\" и \"ответами\", примерами

 

Философия кодекса

 

Право Древнего Китая отличается от европейских и многих восточных правовых систем несколькими важными признаками Право здесь не освященным божественным авторитетом \"Изобретение\" права приписывалось ся \"варварам\", поскольку последние, по мнению китайцев, не имели моральных регуляторов поведения и поэтому вынуждены были прибегать к внешней принудительной силы закона (По легенде право - \"фа\" - изобрел вар Варский народ Миао в XXIII веке до не \"Небо\" потом истребило этот народе. "Небо" потім винищило цей народ.)

 

 

 

 

В быту китайцев обращение к праву считалось позорным Жителю общины следовало придерживаться Рите в, своего рода дхарм, соответствующих его социальному статусу в обществе Кодифицированного Продолж ного права Китай вообще до XX века не имел, поскольку хозяйственные отношения регулировались преимущественно административным путем Что касается уголовного права, то, как считалось, в \"лучшие времена\" в варительно м не было необходимости, поскольку люди руководствовались исключительно нормами морали Только в результате \"порчу нравов\" пришлось обратиться к \"варварского\" регулирования общественных отношений с помощью норм права Кит аю изначально чуждо европейское понимание равенства людей в праве Уголовное право Китая глубоко сословным и тщательным образом ранжированы Но в этой неровности парадоксальным образом выражается в ява китайских законодателей о моральной справедливости права: применять одинаковые наказания для разных по моральными достоинствами лиц несправедливо, и наоборот, применять различные наказания, что является адекватными относительно морально неравноценных людей, - справедливо Равенство, по представлению китайских юристов, заключается в соответствии степени влияния моральному уровню лица Поскольку \"количество морали\" в человеку является тождественной ее социальному рангу, служебному положению и степени родства с носителями более высокого социального ранга, то и применение норм права должно соответствовать ранговому положению лица Этот принцип пронизывает весь кодек становищу особи. Цей принцип пронизує весь кодекс.

 

Становление китайской государственно-правовой доктрины, в том числе уголовно-правовой, проходило под влиянием четырех традиционных для Китая учений конфуцианства, даосизма, моизма и легизма Все четыре школы имели целью привести огромную империю, которую раздирали социальные противоречия, династические войны и народные восстания, к внутренней гармонии, порядку, который стал бы продолжением и отражений нием универсального порядка, заданного Небом Ставилась цель создать практическую теорию идеального гармоничного общества Однако пути и средства, предложенные конфуцианцами, даосисты, Моисты и Лепе тами, отличались В конфуцианцев - это стереотип поведения (\"Ли\"), диктуемых морально-социальным долгом \"И\" \"Ли\"-ритуал, правило приличия, церемония, социальный аспект, понимаемая в широком морально-этическом плане Высшим гарантом порядка и моральных устоев выступает Небо - сила мироздания, гармонизирует Небо передает гармонизирующее благодать за нисходящим принципу: императору (сыну Небо а) - правителю - старшему чиновнику - старшему в роде - главе семьи Сверху сходит Порядок, снизу - сыновней почтительность, морально-социальная обязанность уважать старших -132 предков, родителей, в арших по должности, императора и Небо Авторитет старших и диктуемых моральным долгом сыновней почтительность младших образуют гармонию Любое отступление от этого порядка ведет общество к зг убного хаосрядку веде суспільство до згубного хаосу.

 

Конфуцианизации китайского права способствовала деятельность философа и политика эпохи Хань Дун Чжун-гу (179-104 годы до н э), прозванный \"Конфуцием эпохи Хань\" Он учил, что хорошо в человеке должно проявляться я и утверждаться воспитанием, а плохое - подавляться наказанием Конфуцианизация права, начавшаяся в период Хань, длилась несколько столетий и завершилась в период Тан Кодекса \"Тан люй шу и\" Притом анна этическая ориентация, в нем часты объяснения и оправдания норм традиционного предписания морали и отсылка к памятникам древностиня до пам'ятників давнини.

 

Преступления и наказания

 

 

 

 

Тяжесть преступлений в \"Тан люй шу и\" измеряется степенью нарушения нравственного долга Самые тяжелые из них объединяются в \"Десять зол\" (Цзюань 1, ст 6) В кодексе они характеризуются как \"предельное зло\" К й их числу относятся \"Намерение Восстание против\", \"Намерение Великой строптивости\", \"Намерение измены\" Эти три вида преступлений так или иначе направлены против государства и власти императора Далее идут \"Злостное строптивость\" (нанесение побоев, умысел убить или убийство ближайших родственников), \"Извращение\" (убийство трех человек в одной семье, расчленение, изготовление ядов, гадание), \"Большая непочтительность\" (хищение ритуальных приборов, предметов императорского потребления, неуважительные высказывания \"о том, кто в паланкине\", вообще \"поведение, не соответствует моральным устоям Ли подданного\"), \"сыновней нешаноб ность \"(донос на деда, бабку, отца, мать, их плохое обеспечение, нарушение сроков жалобы и т.п.),\" Вражда \"(намерение убийства или продажи дальних родственников, нанесение побоев мужчине, донос на ро дичив), \"Нарушение долга\" (убийство председателя заведения, своего начальника округа, уезда, своего наставника, выявления скорби о смерти мужа, новое замужество до окончания траура), \"Внутренний Хао с \"(привлечение к развратных отношений родственников, наложницы отца или деда) Большое количество статей кодекса (33) посвящена преступлениям против порядка управления (особенно это касается охраны императорские х дворцовых комплексов, несения караульной службы, охраны границ), специфическим преступлений чиновников (взяточничество, присвоение имущества с использованием служебного положения и др.) Должностные преступления события лялись на \"частные\", то есть лично корыстные, и \"общественные\", не имевших корыстного характера Кодекс различает преступления умышленные спланированы (совершенные по заранее разработанному плану), умышленные несплано ные (прямой умысел, но без заранее подготовленного плана), неумышленные действия (\"когда глазами и ушами не сумел заметить, а в мыслях и опасениях не смог предвидеть\"), ошибочные действия Кодекс предусматривает п \"пять видов наказаний: 1) наказание легкими палками, 2) наказания тяжелыми палками, 3) ссылки, 4) каторжные работы; 5) смертную казнь через вдавливания или отсечение головы Кодекс не содержит телесных Покар ань и квалифицированных видов смертной казни Наказание - от легких палок до смертной казни - могли заменяться штрафами от 1 до 120 цзинь меди (один цзинь -569,82 г) или компенсироваться понижением в п осадке Однако такие изменения не допускались в отношении преступлений, входящих в \"Десяти зол- могли замінюватися штрафами від 1 до 120 цзинів міді (один цзинь -569,82 г) або компенсуватися пониженням у посаді. Однак такі зміни не допускалися відносно злочинів, що входять до "Десяти зол".

 

Порядок назначения наказаний

 

Это сложная и наиболее подробно разработана часть кодекса Наказание скрупулезно исчислялось Установленные в нем санкции представляют собой усредненный стандарт и ориентированы на свободных простолюдин нов Для знатных и лично зависимых наказание могло или смягчаться, или становиться жестче В каждом отдельном случае преступление расценивалось ситуативно, а мера наказания должна точно соответствовать степеней ю знатности, ранту, занимаемой должности, семейном состояния и многим другим обстоятельствам Цель наказания заключалась в восстановлении нарушенной преступлением гармонии путем адекватной компенсации Наказание быть р ивним по силе преступления Если преступник раскаялся в содеянном и устранил причиненное им зло, он не подлежал наказанию Судебные функции в период Тан выполнялись уездной или окружной администрацией, для или новникив - теми ведомствами, в которых он служил Преступления, которые наказывались каторгой или ссылкой, рассматривались центральными ведомствами Смертную казнь мог назначать только Императо імператор.

 

Кодекс (Цзюань 1, ст 7) указывает на \"Восемь причин для обсуждения\", устанавливающие особый порядок назначения наказаний для родственников императора, приближенных к нему, \"достойных и благородных мужчин\" лиц, имеющих \"большую доблесть\", занимают должности третьего ранга и выше, почетные должности второго ранга, титулы знатности первого ранга, представителей предыдущих династий и тех, \"кто усердно работает \"В случаях, когда лица перечисленных категорий совершали преступление, не тянул за собой смертной казни, наказание им снижалось на одну ступень и могло или заменяться уплатой соответству



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.