Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л.П. Гримак. Гипноз и телевидение. истоки нашей страсти к телевидению)



Л.П. Гримак

Гипноз и телевидение

(истоки нашей страсти к телевидению)

(журнал «Прикладная психология», №1/1999 г., Изд. «Магистр», Москва., с. 74-81)

 

"Подобно рыбе в воде, люди в той или иной культуре плавают в фактически не­зримой среде культурно-санкциониро­ванных, но искусственных состояний со­знания". Теренс Маккенна.

 

Сопоставление таких, казалось бы разнород­ных явлений, как гипноз и телевидение на первый взгляд представляется неправомерным. Чтобы по­казать обоснованность и, более того, необходи­мость рассмотрений этих понятий в их взаимосвя­зи, необходимо хотя бы коротко коснуться психо­логии человеческого сознания и припомнить, что любил рассматривать наш предок, пока не стал те­лезрителем. Иными словами, следует уяснить, с ка­кими психологическими "наработками" мы вошли в эпоху так называемой цивилизованности и стали властителями безграничных техногенных сил как физического, так и информационного планов.

Как ни прискорбно сознавать, но антропология свидетельствует, что не индивидуальное благора­зумие, а групповые внушаемость и гипноз явились первоосновой обыденного сознания человека и только с учетом этого обстоятельства могут быть поняты многие "странности" его поведения. Изве­стный американский этнограф Джон Пфейфер, ис­следуя искусство пещерного человека, пришел к выводу, что психике ранних людей было свойствен­но так называемое "сумеречное" состояние мыш­ления. "Преобладание "сумеречного" состояния мышления, сама наша чувствительность к этому состоянию, - считает автор, - говорят о его эво­люционной важности. В случаях крайних оно при­водит к патологии, психическим расстройствам и маниям, стойким галлюцинациям и фанатизму. Но оно же является побудительной силой за всем этимвидеть вещи цельно... В доисторические времена сумеречное состояние, наверное, было особенно и даже чрезвычайно важно. Если давление затруднительных обстоятельств верхнего палеолита требовало пылкой веры и следования за вождями ради выживания, то индивиды, наделенные подобными качествами, способностью легко впадать в транс, способствовали бы развитию более стойких индивидов" [1].

Как видно, внушаемость -способность следовать за вождями и старей­шинами и гипнабельность - свойство легко впадать в транс (измененное состояние сознания) и действовать в нем по велению вожака без размышлений считались важнейшими психическими качествами, способствующими групповой сплоченности и выживаемости раннего человека. Очень важно, что эти генетически закрепившиеся качества начали проявляться и у современного человека во всем многообразии его подсознательных действий по обеспечению подражательных, половых, оборонительных, массовидных инстинктов. Более того, некоторые авторы в связи с этим говорят о "естественной очарованности" человека измененными состояниями сознания, вследствие чего он научился вызывать их произвольно (галлюциногены, алкоголь, ритмические воздействия).

Среди множества способов формирования транса самым естественным и безобидным оказался "прирученный" домашний огонь, который не только кормил, согревал домочадцев, но и служил им энергетически положительным объектом непроизвольной групповой медитации.

Видный французский философ Гастон Башляр уделил этому факту серь­езное внимание, создав эссе с многозначительным названием "Психоанализ огня". В центре внимания здесь находится "человек, погруженный в задумчивость, наедине с собою, задумавшийся у очага, где огонь так же ясен, как сознание одиночества". Состояние человека, взирающего на огонь, писатель называет «зачарованным созерцанием", "состоянием легкого гипноза", возникающего самопроизвольно. Вероятно, огонь, заключенный в очаг, - продолжает свою мысль автор, - впервые побудил человека к мечте, стал сим­волом, приглашением к отдыху. Трудно представить себе, чтобы философия праздности могла обойтись без созерцания пылающих поленьев... Но живительность тепла вполне осознаешь только при достаточно длитель­ном созерцании огня, чтобы ощутить блаженство, надо сидеть, опершись локтями в колени, подперев ладонями подбородок. Такая поза у огня свойственна нам от века. Возле огня полагается сидеть и предаваться отдыху, но не засыпая, а погружаясь в мечтательность объективно особого рода" [2].

Да простят меня интеллектуалы от телевидения, но все, что здесь было сказано об огне в камине, можно в значительной степени отнести к пламе­неющему экрану телевизора. Последний стал таким же "символом жизни", центром притяжения внимания семейного круга и "генератором транса", каким был в далекие времена домашний очаг. Но на этом аналогия, пожалуй, и заканчивается. Коренное отличие состоит в том, что созерцание огня стиму­лирует собственные, глубоко личные грезы "огнепоклонника", тогда как "пы­лающий" телеэкран внедряет в его голову специально фабрикуемые, стандартные иллюзии, зачастую лишенные добрых намерений.

Но, кроме того, телеэкран не только сохранил за собой, но и существенно интенсифицировал гипногенную функцию, приблизив ее вплотную к нарко­тической сути. В этом плане стоит прислушаться к словам признанного авто­ритета в области наркопсихологии Теренса Маккенны. Вот как он характери­зует силу телевизионного пристрастия: "Самой близкой аналогией силы при­страстия к телевидению и той трансформации ценностей, которая происходит в жизни тяжело пристрастившегося потребителя, будет, вероятно, героин... Иллюзия знания и контроля, какую дает героин, аналогична неосознанному допущению телевизионного потребителя, будто то, что он видит, где-то в мире является "реальным". По сути, видимое является косметическим улуч­шенным видом продуктов. Телевидение, хотя и не является химическим втор­жением, тем не менее в такой же мере способствует пристрастию и точно так же вредно физиологически, как и любой другой наркотик" [3].

 Чисто психологическая сторона телевизионного пристрастия анализирует­ся в работе американского теоретика информационных систем Марии Винн. "Совсем не отличаясь от наркотиков или алкоголя, - отмечает автор, - телепереживание позволяет своему участнику вычеркнуть мир реальный и войти в приятное и пассивное состояние. Тревоги и заботы с помощью поглощен­ности телепрограммой куда-то вдруг исчезают, так же как и при выходе в "путешествие", вызванное наркотиками или алкоголем. И точно так же, как алкоголики лишь смутно сознают свое пристрастие, чувствуя, будто контро­лируют свое состояние больше, чем на самом деле... Телезритель подобным же образом переоценивает свой контроль, свое владение ситуацией во время просмотра телепередачи. В конечном счете именно это вредное влияние те­левидения на жизнь огромного числа людей определяет его как фактор се­рьезного пристрастия. Привычка к телевизору нарушает чувство времени. Она делает другие восприятия смутными и странно нереальными, принимая какую-то более "значительную реальность" за реальность. Эта привычка ослаб­ляет отношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные возможности поговорить, пообщаться" [4].

Повседневная психотерапевтическая практика показывает, что немалую часть населения уже сегодня составляют своеобразные видеоманы. В эту группу входят, в основном, две возрастных категории: дети до 16 лет и пожилые люди - пенсионеры. У последних проблема "свободного времени" в связи с этим, нередко, стоит так остро, что им бывает некогда сходить за хлебом в соседний магазин.

На собрании Американской психологической ассоциации в Торонто не­давно говорилось о явлении "видеомании", напоминающем наркоманию. Доктор К. Юнг (Kimberly Young) из Питсбургского университета детально про­анализировала особенности видеоманского (в том числе интернетоманского) поведения. Она привела случаи, когда люди в силу личной потребности про­водили за видеоэкраном в среднем 38,5 часов в неделю. Некоторые видеоманы предпочитают созерцать "мерцающий экран" по ночам, чтобы избежать упреков со стороны родных; иные норовят сказаться больными, чтобы, ос­тавшись дома, наедине вдоволь наслаждаться вожделенным занятием [5].

Характеризуя гипногенное свойство телепередач, американский психолог искусства Рудольф Арнхейм писал: "Совершенно неважно, что показывается. Это может быть программа на иностранном языке или еще что-нибудь, не представляющее никакого интереса. И раздражитель, на который вы практи­чески не реагируете, усыпляет вас. Это напоминает убаюкивание. .. не раздра­жает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении. Ваши чувства, которые в противном случае заставляли бы вас предпринимать какие-либо активные действия, пол­ностью отвлечены" [6].

Высокую гипногенную действенность работающего телеэкрана один из со­здателей метода нейролингвистического программирования Джон Гриндер рекомендует использовать для гипнотизирования детей в целях коррекции их поведения. Для того чтобы внушить определенную психологическую установ­ку, рекомендуется подстеречь момент, когда ребенок смотрит телевизор, сесть рядом с ним и подключиться к его вниманию словами: "и у тебя сложилось такое непреодолимое стремление сделать...".

Если при этом коснуться пальцем правой руки его переносицы, он закроет глаза и погрузится в более глубокий сон.

В нескольких случаях, не прибегая к настоящим гипнотическим сеансам, именно таким образом удавалось избавлять детей от ночного недержания мочи, причем, в одном из них внушение на фоне телевизионного транса проводила сама мать, обученная психотерапевтом.

К сожалению, телевизионный гипноз в исключительных случаях может формировать и крайне отрицательные поведенческие программы. Так, в апреле 1959 года в США некий Норман Смит выстрелом в открытое окно убил смот­ревшую телевизор женщину, которую он не знал. По его объяснениям, он сделал это под влиянием сильного импульса, полученного от телефильма "Снайпер". Для того чтобы такого рода гипнотический импульс мог подвигнуть субъекта на преступление, он должен был совпасть с определенной пси­хической предрасположенностью индивидуума в данный период времени. Следовательно, во многих случаях внушенные телеэкраном установки не ре­ализуются лишь потому, что сам телезритель еще не созрел до этого уровня поведения.

Формируемый телепередачей транс может служить предпосылкой и для фиксации неблагоприятных навязчивых реакций. Примером может быть сле­дующий случай. Во время просмотра телепередачи женщина находилась в легком трансе. В это время ее сын уронил на пол чашку, которая со звоном разбилась. Женщина вздрогнула и "пришла в себя". Однако после этого ос­тались навязчивые подергивания плечом. Известны случаи привычного засы­пания у экрана телевизора, когда такого рода псевдозритель теряет способ­ность воспринимать видеоинформацию.

Таким образом, телевидение выступает в качестве новейшего и эффективнейшего средства формирования гипнотической пассивности зрителя, кото­рая способствует прочному закреплению создаваемых психологических уста­новок. Именно поэтому телевизионная реклама считается наиболее действен­ным способом программирования покупателей и потребителей услуг. Инфор­мационное "семя" ни уличной, ни печатной рекламной продукции не попа­дает на такую благодатную психологическую почву, какую собой представляет погруженное в поверхностный гипноз сознание телезрителя. В этом случае программирование субъекта осуществляется по типу известного специалис­там постгипнотического внушения, то есть когда данная установка осуществ­ляется в назначенный срок после выхода из транса.

Нет ничего удивительного в том, что в последние полтора десятка лет английские и американские психологи столкнулись с неизвестным ранее пси­хическим заболеванием - манией покупок. Согласно оценкам специалистов, полтора-два процента американцев имеют признаки этой болезни. Свойственна она в основном людям, страдающим от одиночества, комплексов неполно­ценности, низкой самооценки, не видящих смысла своего существования. Бо­лезнь проявляется в том, что попав в супермаркет, такой человек начинает покупать буквально все подряд, пытаясь избавиться от некоего внутреннего беспокойства. Явившись с приобретениями домой, и сам покупатель и его близкие оказываются в шоке, будучи поражены величиной денежных расходов и явной ненужностью покупок. Особенно часто страдают этой болезнью жен­щины, т.к. они более внушаемы. Установлено, что 63% людей, не способных удержаться от покупок, даже если понимают, что этот предмет им не нужен, страдают депрессией.

Действенность целенаправленных суггестий многократно повышается ис­пользованием новых технологий информационной обработки телезрителей: подпороговых сигналов, приемов нейролингвистического программирования (НЛП). Психолог из Великобритании Ники Хайес, автор книги "Психология в перспективе" называет методы НЛП нейропсихологическим подходом и считает, что психотехнолог, "обладающий такого рода психологическим оружи­ем, может быть не менее страшен, чем тот, кто обладает оружием обычным [7].

 Один из наиболее простых способов подачи неосознаваемых команд, указаний, установок и т. п. разработан в системе НЛП (прием Эриксона). Зак­лючается он в том, что в передаваемый текст - звучащий или печатный - вводится так называемая "вставленная речь" ("скрытое сообщение"). Она об­разуется как бы внутри основного текста тем, что интонацией или графически в нем выделяются отдельные слова, в совокупности составляющие скрытую команду.

В данном случае срабатывает механизм межполушарных взаимоотноше­ний в восприятии информации. Поскольку за оценку контекста сообщений ответственно правое полушарие мозга (за словесное содержание - левое), то полученная таким образом информация не осознается, но сохраняет свою действенность.

В системе НЛП разработано множество психотехник, позволяющих средствами телевидения достаточно эффективно привлекать внимание зрителя к заранее намеченным качествам демонстрируемого объекта и формировать соответствующие установки. Среди таких психотехник - "трансформация смыс­ла", "присоединение к будущему", "якорение" и мн. др. Возможности НЛП позволяют не только легко формировать положительное эмоциональное от­ношение к предмету или явлению. Не менее просто НЛП создает заданные отрицательные установки и устраняет из памяти актуальные образы или эпи­зоды. Достоинство этих техник в том, что, представляя собой манипуляции со зрительными образами, они легко переводятся на язык современного те­левидения.

Вот, например, один из приемов устранения навязчивого образа или тя­гостного впечатления, получивший название "разрушение". Субъект должен вообразить зрительный образ, от которого он желает избавиться, в виде большого цветного витража. Далее он с силой "ударяет" по нему молотком и наблюдает, как он разбивается на тысячи мелких осколков и распадается.

Другой высоконадежный прием разрушения тревожных видений заклю­чается в том, чтобы мысленно смотреть фильм, когда он останавливается и проекционная лампа прожигает дырку в каждом кадре. Можно просто сжечь дотла картину с неприемлемым сюжетом.

В этом плане совсем нетрудно представить себе серию передач, в которых очень большой, но "хрупкий" портрет какого-либо из кандидатов в президен­ты на глазах миллионной аудитории зрителей почему-то часто трескается и превращается в мелкие осколки. Но можно и проще - показать то же изображение в полной сохранности, но преднамеренно подчеркнуть в нем какую- то эмоционально-отталкивающую деталь (потное лицо, бородавку на лбу, неприятнуюгримасу и т. п.).

Как видно, реклама, и телереклама в особенности, по своей сути и воз­можностям - гениальная форма психологической агрессии, которой нечего противопоставить рядовому законопослушному гражданину. Первоосновой ее общественной силы явилось то обстоятельство, что она "явочным поряд­ком" взяла на себя роль проводника и радетеля основы демократической свободы - свободы гарантированного индивидуального выбора, как особой личностной ценности, современные манипуляторы сознанием от телерекламы используют этот миф в своих интересах, заявляя, что они лучшим образом обеспечивают свободу индивидуального выбора в мире вещей и услуг.

Исследование состояния этого вида информационной деятельности тре­бует специальных работ. В общем же виде совсем недавно ее хорошо оха­рактеризовал декан факультета фундаментальной медицины МГУ им. Ломаносова Олег Стефанович Медведев. "В рекламе на российских телеэкранах, - отметил он, - свирепствуют бездоказательность и вседозволенность, пере­ходящие даже самые свободные нравственные границы. А у доверчивого российского народа нет, как у людей на Западе, соответствующего иммуни­тета" [8].

Таким образом, аналогия "телеящика" с животворным образом горящего камина, которая сложилась в подсознании человека, играет с ним весьма злую шутку. Ассоциации с живым, поистине целебным натуральным огнем мешают осознать нам прямо противоположное свойство мертвого "электрон­ного огня", оказывающее в большинстве случаев неблагоприятный эффект на психические функции человека и его энергетику.

Одна из причин гипнотизирующего действия телепередач кроется в том, что восприятие ее материалов приводит к большому расходу энергии. Имен­но поэтому некоторые авторы именуют телевизор энергетическим вампиром. Человеку кажется, что он сидит и физически отдыхает, однако быстро сме­няющиеся на экране зрительные картины непрерывно активируют в его дол­говременной памяти множество образов, составляющих опыт его индивиду­альной жизни. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознавания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но уси­ливает процессы ее запечатления и программирования поведения.

Кроме того, телевидение легко создает сильные психологические установ­ки, неосознаваемое стремление к повторению однажды пережитых состоя­ний. 3. Фрейд такого рода влечения назвал "вынужденными повторениями" и побуждающую их силу ставил выше принципа удовольствия. Когда что-то делается легко и приятно, у многих формируется потребность повторять это действие. Указанная закономерность лежит в основе популярности телевизи­онных сериалов, прижившихся в последние годы в нашей стране. Даже оди­ночное переживание определенной цепочки информационно-эстетического воздействия (сюжета) формирует предрасположенность к повторному пере­живанию идентичного состояния. Так, у зрителя, сидящего за телевизором и испытывающего чувство удовлетворенной справедливости за трудную победу героя, подсознательно возникает потребность к повторению испытанных эмо­ций. Он с радостью воспримет вторую серию показанной истории, а затем все с большим возбуждением - все остальные. Его, как говорят, затянет телеви­зионное пристрастие, отличающееся от наркотического лишь меньшей интен­сивностью получаемого "кайфа". Со временем такого рода привыкание ста­новится очень устойчивым и сопровождается выраженным гипнотическим трансом.

Интересно, что не так давно в Эдинбургском зоопарке ученые провели двухмесячный эксперимент над двенадцатью шимпанзе, проверяя их восприимчивость к телепередачам. Каждое утро в строго определенное время им показывали 15-минутные видеофильмы, представляющие собой монтаж отрывков из  картин Дэвида Атенборо, самого известного кинодокументалиста животного мира.

Уже в течение первой недели четыре самки начали предвкушать кино и заранее усаживались перед телевизором, несколько позже многие начали копировать действия обезьян и животных, которых они видели на экране. Психологов удивила лишь разница в поведении самок и самцов: первые ста­новились "теленаркоманами", тогда как вторые мало уделяли внимания те­левизору. Здесь, несомненно, проявилось то обстоятельство, что особи жен­ского пола в животном мире (как и в человеческом) самой природой предназначены к прельщению, очарованию и потому, кстати, легче и более фун­даментально поражаются различного рода наркотиками. Как видно, магия феномена "вынужденных повторений", отмеченного 3. Фрейдом у человека, проявляется и у животных.

Таким образом, мы рассмотрели целый ряд неблагоприятных психологи­ческих факторов, присущих современному телевидению. Однако познание этих отрицательных моментов конечно же не требует отмены телевидения, также, например, как наличие смога в городах не ведет к упразднению  автомобилестроения. Но о соответствующих "фильтрах" думать надо и в пер­вом, и во втором случаях. Это только в Афганистане - стране, истерзанной десятилетиями междоусобной войны, осознание возможных деструктивных действий телевидения на психику людей, привело к его запрету.

В данной работе мы сознательно опускаем такие важные вопросы теле­вещания, как содержательность, эстетический уровень его материалов, нали­чие в них определенной гражданской позиции, соблюдения требований прин­ципов гуманизма и психоэкологии. Эти весьма важные вопросы достаточно регулярно и подробно освещаются в периодической и специальной печати и получают достойную оценку.

Являясь одним из главных средств массовой коммуникации и оказывая огромное влияние на всю социальную систему, телевидение в настоящее вре­мя фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры и поляризуя определенным образом все поле культуры. То, что не попадает в каналы телевидения, в наше время почти не оказывает влияния на состояние общества.

К большому сожалению, с "дружественных человеку" телеэкранов никог­да не говорилось о специфике психологического действия телепередач как таковых. Честная и мужественная позиция людей, телевизионную власть пре­держащих, должна была предусмотреть просвещение своей многомиллион­ной зрительской аудитории в весьма важных вопросах психоэкологической защиты от тех неблагоприятных моментов, которые были обсуждены в настоящей статье.

Литература

I. PfeifferJ. Е. The Creative Explosion: An Inquiry into the Origins of Art and Religions. Itaca. - N. Y., 1982. - P. 213. 2. Башляр Г. Психоанализ огня. - М., 1993. - С. 14, 29-30. Э. Мдккенна Т. Пища богов. - М., 1995. - С. 278.

Winn М. The Plug - In Drug. - N. Y. Penguin,????.- P.24-25. ft net Info. - 199?. - 9-10

Arnheim R. Television as a Medum. "Performance", 19?2.- N23. - P, 16. Hays! N. Psichology in perspective. - London: Macmillan Press, 1995. аНовая газета, 17-23 августа 1998 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.