Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гаджет! Знай своё место!



 

"Гаджет! Знай своё место!"

Предисловие:

Наше завтра - это то, что мы подумаем сегодня!

Приглашаем к диалогу о том, что нас волнует:

Где грань между использованием детьми гаджетов и использованием детей гаджетами?

В каком возрасте возможно сознательное использование?

Если понятно, что и некоторые взрослые не могут сознательно ими пользоваться:)
.
Что сделать сейчас - в детском возрасте максимально, чтобы одна нога осталась в реальном мире и она была опорной.

Как и что развивают компьютерные игры? Потому что многие говорят, что в игре развивается всякие тактические или подобные способности. Насколько там пользы есть вообще?

И вопросы, на которые родители детей детского сада
ищут ответы последние 25 лет:
Столько минут мультиков в день? Какие мультики? Когда начинать?

Вообще: как быть с Алисой и Сири? Общаться, играть, пусть развлекает детей и рассказывает им сказки?

11 февраля, в 19 часов, школа "Путь зерна". Миклухо-Маклая 20 А
Это вторник - день, проходящий под знаком Марса.
Мы соберёмся для диалога, посвящённому очень важной, фундаментальной для нашего времени темы - отношения с миром суррогатной реальности. Как не стать киборгом, и в то же время не остаться маргиналом на окраине цивилизации?
Это будет диалог. Важно всем вместе прожить эту тему, а не просто загрузить в память мегабайты очередной противоречивой информации. Прочувствовать на уровне сердца качество живого и мёртвого в нашей повседневности.
Это особенно важно в стенах школы - создать некий эгрегор здравого смысла.
Приходите со своими мыслями, вопросами, ответами - будем творить будущее своих детей и наше с вами.


Последние вопросы, на которые каждый ответит сам себе, что я лично сделаю после нашего диалога и что мы сделаем вместе для наших детей?

По окончании обсудим дальнейшие диалоги - темы и вытекающие из наших встреч действия.
В общем, нам есть о чём поговорить и что сделать.
Диалог буду вести я - Сергей Ивашкин, консультант международного института развития человека и организации.
Вопросы пишите сюда или по адресу ivashkin@het-imo.net

 

Часть первая.
Прикольно! Гаджет должен знать своё место! Владелец гаджета уже вроде бы и не причём!
Автор фразы наделяет гаджет уже свойствами субъекта, а не объекта. К чему бы это?!
Собственно, прикол этот я осознал уже после того, как встретился с родителями на диалоге под таким названием, которое сам же и придумал.
Сейчас я понимаю, что внутренне я убеждён, что ребёнок, подросток, часть взрослых в реальности слабее своих гаджетов. Гаджеты навязывают свою волю, а не наоборот. И указать место гаджету должны те, кто этот гаджет покупает для ребёнка и те, кто может влиять на его действие – семья, родители класса, школы, в целом, общество.

По большому счёту нас интересует не информационно-коммуникационная технология сама по себе, а мы сами и наши дети, для которых мы строим пространство здесь и сейчас, чтобы они взяли из него навыки для счастливой жизни в будущем.
Поэтому предлагаю взглянуть на феномен человеческого развития и через него уже смотреть на место ИКТ.
Какие личностные качества дают нам возможность чувствовать себя уверенно в быстро изменяющемся неопределённом мире, быть счастливыми?
Из этого вопроса я выбираю самые главные слова «НАМ», «СЕБЯ», «БЫТЬ». Откуда берётся моя самость! Кто я? Где я, а где мир?

Человек ощущает себя, встречаясь с миром. В восприятии мы осознаем, чувствуем, где мы, а где внешний мир. И, вообще, чувствуем, что мы - есть. В полной тишине без света, да ещё и без движения выдержать могут только очень тренированные люди.

Через органы чувств к нам поступает самая простая информация.
Зрение даёт возможность воспринять движение, форму, как след движения, цвет, его интенсивность.
Ухо воспринимает толчки воздуха, их частоту, силу. Это такое утончённое осязание.
Обоняние тупо впитывает частицы материи, витающие в воздухе.
Осязание воспринимает силу давления. Как часть осязания есть ещё чувство движения и чувство тепла. Когда мы смотрим и когда ощупываем, мы делаем это с участием чувства движения и чувством тепла.
Есть ещё чувство самого себя, своего тонуса. О нём мы говорим, отвечая на вопрос: Как ты себя чувствуешь? Как жизнь? Человек отвечает, не задумываясь, поскольку это живёт в нём целостно. Это чувство жизни. Есть силы, бодр, значит всё хорошо, даже если по факту не хватает чего либо. И в этот момент в неформальной обстановке человек рассказывает из своей жизни наиболее яркие, вдохновляющие моменты. Если нет силы, не чувствуешь бурление жизни, то начинается пересказ мрачных историй о том, как всё плохо.
Во-от и всё! Движение, форму, тепло, интенсивность, цвет, толчки, давление сильнее, слабее, тонус.

Вот сейчас вы читаете текст. Ваши глаза воспринимают только светящиеся точки на экране, у которых есть определённое расположение – форма. Всё. Они даже не двигаются.
Всё остальное живёт уже где-то в нас, в душе, в теле, в духе. Это уже вы, а не точки. И только пробуждается к жизни этими точками.
А откуда это "остальное" взялось? И насколько это соответствует реальности мира внешнего? Насколько это объективно?
Это зависит от того, насколько сильно развиты ваши органы чувств и насколько много у вас было возможности действовать в этом мире самому, чтобы строить целостную картину мира в своей душе.

Для того, чтобы ощущать себя, чтобы встречаться с реальностью мира внутри себя и вовне, важно развивать органы восприятия. Именно они дают возможность быть адекватным миру, реальности здесь и сейчас.
ВОСПРИЯТИЕ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ НУЖДАЮТСЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ. ДЕЙСТВУЮТ В КОМПЛЕКСЕ, ДОПОЛНЯЯ ДРУГ ДРУГА. ТОЛЬКО ТАК МОЖНО АДЕКВАТНО ОТРАЗИТЬ МИР СЕБЯ И МИР ВОВНЕ.
Органы чувств ребёнка формируются окружением, средой и возможностью САМостоятельно взаимодействовать с миром. Я действую – двигаю глазами, шевелю руками, хватаю, бросаю, строю, ломаю. Это Я действую. Это Я смотрю туда, куда Я хочу. Это Я разбираю на части подаренную вами машину. Это Я спалил волосы над свечкой и это Я склеил коробочку для мамы и нарисовал портрет папы. Я захотел, решил и сделал. Это Я. Я есть.
Я действую, опираясь на органы восприятия и формирую Свою картину мира. Я приватизирую мир.
Так формируется личность.
Чтобы сделать что либо в материальном мире я должен задействовать все свои органы чувств. Через это они развиваются и учатся адекватно воспринимать мир. Информация от одних органов подкрепляет информацию других. Через это достигается достоверность. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ещё лучше - увидеть, услышать, понюхать, потрогать, попробовать, если это едят, на вкус.
Таким образом мы формируем органы восприятия, делаем их точными. И формируется картина мира внутри нас. Точная.
Точность появляется ещё и за счёт того, что мир даёт обратную реакцию на твои действия. И она бывает очень впечатляющая. Лизнул железку на морозе, не задул спичку, встал в байдарке, сказал что-то неприятное более сильному мальчику, отобрал игрушку, не нашёл нужных слов для девушки. Мир убедительно демонстрирует причинно-следственные связи.
Теперь поставьте на место реального мира и реальных отношений с ним компьютер, смартфон, телевизор.
Поставили?
Что получилось?

Часть вторая. Гаджет! Знай своё место!
Отдельные мысли после диалога.
Кто мы, чтобы воспитывать и учить наших детей?
Тема развития органов восприятия внешнего мира больше относится к человекам от рождения и до двенадцати лет.
Развитию органов восприятия способствует основная деятельность ребёнка - сначала игра со своим телом, с окружающими предметами. Потом игра ролевая на основе подражания. Потом игра по правилам.
И компьютерам тут места нет. Они нужны сознательным взрослым, чтобы искать ответы на детские вопросы.
К семи годам настаёт время жажды учиться. Этот благословенный период тянется пять лет. Дети тянутся за авторитетом взрослого, который умеет больше, чем они.
Всё это время формируется способность ребёнка воспринимать мир во всём его разнообразии. Задача взрослых создать разнообразную среду и дать ребёнку возможность действовать из его интересов. Хорошо организованная среда направляет ребёнка в здоровое развитие.
Восприятие внешнего мира становится основой для работы мышления.
Точное восприятие – адекватное мышление. И наоборот.
Порядок построения внутренней картины мира такой. Наблюдение природы, эксперимента, собственного поведения, поведения окружающих. Потом точное описание. Сначала это дети делают бессознательно – из интереса к миру. Потом с помощью учителя. Воспринимать, обращать в слова, образы. Уметь рассказать об увиденном, услышанном, нарисовать. Постепенно внешнее действие – подражание, запоминание, воспроизведение больше переходит в область речи и мышления.

Мышление. Это, действительно, без метафор и преувеличений, наше всё!
Пока мы не осмыслим, не осознаем воспринятое – мы ничего не можем сделать. Мы действуем как животные - из инстинкта. Или как социальное животное – из выработанной привычки поведения. Поэтому так важно развивать мышление – способность, отличающую человека от животного, выделяющего одного человека от массы. За животного мыслит природа – его групповая душа. За социальное животное в нас – общество с его архетипами, традициями. Только человек может сказать: Я мыслю.
И это два самых важных понятия:
«Я» «МЫСЛЮ»
МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я ЧЕЛОВЕК!
Для действия в мире сейчас и в будущем крайне нужны развитые способности логического мышления, основанного на закономерностях материального мира. И так же способности мышления живого (иммагинация, инспирация, интуиция). Которое я бы определил как сознательная интуиция, пробуждаемая концентрацией внимания на определённом образе, мысли, состоянии с целью проникнуть в сущность феномена.

Крайне важна для будущего способность сопереживания – это основа человеческой воли. Я соединяюсь с миром, с другими людьми. Я им сопереживаю. Из своего сопереживания я порождаю желание действовать. Нет сопереживания, остаётся одна только бездушная логика, ведущая к голому интеллектуализму. Нет сопереживания, нет человеческих здоровых связей – нет любви, нет семьи, нет друзей. В конечном счёте, нет жизни.
Как сказывается на развитии логического и живого мышления взаимодействие с интернетом? Какое отношение имеет мир интернета и реальная жизнь? Какой опыт можно перенести из социальных сетей в жизнь семьи сейчас, в жизнь семьи в будущем, на отношение с друзьями, с работодателями? Как я использую своё мышление для просмотра новостей в ленте соцсетей, приколов, гифок? Как через мессенджеры я могу передать глубину и яркость отношений?
Чему я научился, проведя часы в интернете? Что дало мне общение с миром соцсетей, миром новостей со всего мира для развития меня как человека? Для достижения своих целей в жизни? Это основные вопросы для всех, кто садится к компьютеру или берёт в руки смартфон.
И здесь мы переходим от темы как воспитывать детей к теме: Кто мы, чтобы их воспитывать? У нас самих есть ценности и цели, ради которых мы тратим свои силы, за которые мы готовы бороться? Что мы умеем делать такого, чтобы наши дети сказали: Вот круто! Я тоже так хочу! А мы бы им ответили: Хочешь так же, ну так поменьше трать время на интернет. Вот тебе возможность развиваться, чтобы стать таким как я и мои друзья!

Здесь я вынужден констатировать, что очень мало я видел людей, чьи примеры могут быть привлекательными для подростков. Поэтому и мало людей, которые могут убедительно сказать что-то своим подросткам детям. Поэтому обращённый ко мне вопрос: Что я могу сделать для того, чтобы мой ребёнок меньше сидел с гаджетом в руке? – это вопрос о том, как я могу изменить себя, своё поведение, свой образ жизни, чтобы быть примером для своего сына или дочери?
Изменения начинаются, когда мы имеем веру в ценности, когда у нас есть идеалы, когда мы начинаем действовать. До святости мы не дотянем. Но для наших детей важно стремление, намерение, усилие в этом направлении.
Поэтому, если вы хотите помочь своим детям измениться, начните меняться сами. И это вам пригодится не только для воспитания детей. Это принцип работает для руководителей всех уровней. Сотрудники меняются в лучшую сторону только там, где меняется руководитель.
Начав процесс осмысления свое жизни, планирование и движение к своим ценностям хотя бы маленькими шажками, мы создаём будущее для себя и для своих детей.
Для этого нужно развивать в себе ещё несколько качеств.
Главное – это воля. Способность ставить цель и её достигать. Разбейте цель на задачи и большую дистанцию на короткие отрезки. Ставьте небольшие задачи перед собой и добивайтесь их выполнения. Предложите то же самое для своего подростка. Антон Чехов в сумке носил плодородную землю для своего сада. И сад был.
Важна очень позитивность. Стремление видеть хорошее. Найти в пользовании гаджетом хорошее, полезное и акцентировать на этом деятельность. Это для учителей особенно важно. Если у ребёнка есть возможность пользоваться интернетом, так дайте интересное задание, интересные ссылки, которые отражают интересы вашего предмета и интересы подростка. Пусть по дороге домой он смотрит ролики или фильмы на тему, с которой вы будете работать завтра. Или ищет сам материал, который понадобится для обсуждения на уроках.
Для родителей тоже важно ориентироваться в интересах своих детей – смотреть те же самые фильмы, концерты, ролики, приколы. И разговаривать о них. Искать вместе смысл того, что увидели, показывать, что сами нашли, что вам нравится. Обсуждать, искать смыслы.
Полный запрет на критику. Если человек что-то делает, он закрывает свою-то потребность. Ищите какую, а потом думайте вместе, может быть можно по-другому её реализовать? Как ни странно прозвучит, но ненависть, жестокость – это вывернутые наизнанку любовь и ласка. Я не получил от вас энергию любви и ласки. Тогда я возьму сам, без вашего разрешения. И то, и другое – энергия. Люди это делают бессознательно.
Я туплю со смартфоном, чтоб мой мозг отдохнул от сумасшедшего, зачастую, довольно бессмысленного напряжения на уроках. Подростки не понимают, зачем они это всё учат.
Если на уроках интересная осмысленная деятельность, то мозг так не устаёт и не нуждается в отдыхе путем загрузки информацией, не требующей напряжения и дающей эмоциональный положительный эффект.
Уроки должны стать продолжением интересов подростков. Тогда, после уроков жизнь может стать продолжением уроков. И в смартфоне будут искать информацию для продолжения осмысления того, что было на уроках. Это идеал, но о нём нужно помнить и к нему стремиться.
Очень важное качество для воспитателей непредвзятость. Мы, родители и учителя относимся к подросткам предвзято. Впрочем, подростки платят нам тем же. Начните тренировать непредвзятость. Возникло у вас суждение. Не торопитесь его проговаривать. Задайте подростку вопросы. Пусть он расскажет вам, что он думает по этому поводу, какие у него основания к тому или иному поступку. Если сделать это без осуждения и ласково, то вы узнает о жизни много интересного. И, может быть, даже согласитесь его видением.
Как воплощать в жизнь те мысли, которые мы считаем важными? Сначала восприятие. Вместе с подростком опишите его день, неделю. Какие дела сколько времени занимают. Точное описание само подскажет, в каком направлении двигаться. Подростки очень умны и подвижны в мышлении. Спросите их, что они думают? К чему ведёт такой образ жизни? Без сарказма, критики, позитивно и непредвзято. Какие цели ставит подросток перед собой и как его образ жизни этому соответствует?
Сначала это неплохо сделать самому со своей жизнью. Потом посмотреть на жизнь семьи. Она у вас есть жизнь семьи? Вы встречаетесь все вместе? Знаете, кто чем живёт?
В общем, воспитание подростков, это воспитание взрослыми самих себя. И их ненормативное поведение – это, ни что иное, а приглашение к развитию.
Последнее, что сегодня важно сказать. Сейчас мир устроен так, что ответственность за развитие детей лежит только на родителях. Ранее этим занималось государство, церковь, община. Были выстроены медицина, образование, культура на воспитание определённого типа человека. Всё окружение работало на одну цель – вырастить верноподданного, верующего. Сейчас существует сотни агентов влияния, жаждущих только одного от детей и от всех людей – энергии в виде денег.
Из этого вытекает роль родителей. Им нужно быть психологами, диетологами, врачами, педагогами, священниками, комиссарами, священным синодом и центральным комитетом. Мы хотели свободы, и она у нас во многом есть. Свобода порождает ответственность. И здесь уж точно: Никто кроме нас, родителей!

Сергей Петрович Ивашкин, 12 февраля 2020 на ВК



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.