|
|||
Картина четвертаяКартина четвертая
Ночь. На мызе Алексея под Петербургом. За столом Алексей, протопоп, дьяк, дьякон, подьячий, юродивый и несколько монахов. Все пьяны. За окнами — ветер и дождь, гнилая осень.
Алексей . Афанасьев Большой, подавай сулею! Что, заснул там, на конике?
Афанасьев подает водку.
Дьяк . Эй, отцы, наливай, не зевай! И попьем, и споем, и в литавры побьем! Подьячий . С какой радости? Дьяк . Как у Фили мы пили, потом Филю побили… Подьячий . Охо-хо, о-хо-хо, о-хо-хонюшки!.. Алексей . Что вздыхаешь, отец, что невесел стал? Подьячий . Как же нам не вздыхать? Как посмотришь кругом, что же в царстве теперь у нас делается? Церкви божии царь разоряет, на войне нашу кровь проливает… Тяжело, тяжело, тяжелехонько… Лес рубить не велит, даже рыбку ловить не велит! Да ведь рыбка в воде не царева, а божья. Вон и с мельниц берут, даже с пчелок дерут… Крест с груди уж последний снимают! Монахи . Правда, Федор, твоя, горько нам, тяжело, тяжелехонько! Подьячий . Вот и пала мне мысль: уж не время ль антихристу бытгь? Не у нас ли он в царстве родится? Дьяк . Чур меня! Протопоп . Эх-хе-хе, что толкуешь, родится, родится!.. Ведь ты грамотный, чай? Про антихриста что в книгах сказано? Монахи . Не томи, говори, что там сказано? Протопоп . В синаксари приметы даны, и понятны приметы для всякого. Он родится от блудной жены и от Дана, от сына Иакова. Ну, а Дан тот есть аспид и змей, выползает он в тьме на дорогу, и тогда уж не езди по ней, уязвляет он конскую ногу! Монахи . Ох, ты, господи, господи, господи! Протопоп . Погодите, не все! Как придет гордый князь, как антихрист придет, назовут его… назовут его… назовут его Петр! Монахи . Ох, ты, господи! (Крестятся .) Алексей . Вон куда ты метнул! Берегись, Протопоп! Ну, а впрочем, чего не бывает! Юродивый (приплясывая и гремя веригами ). Лежит дорога, а через тае дорогу — колода. По той дороге идет сатана, несет он кулек песку да ушат воды. Песком ружье заряжает, водой ружье заливает… Тьфу, сгинь! Как в ухе сера кипит, чтоб в ружье твоем порох кипел! Монарх ты наш Петр, буди проклят! Протопоп . Царевич, не серчай! Воззри хоть ты на нас, светлопорфирный! Утешь несчастных, поддержи, нам тяжко! Монахи . Ох, тяжко нам! Алексей . Чего вы завыли, как бабы? Молчать! Слушайте все мое слово царевича! Плох становится наш государь, и недолго уж бедным нам маяться. Час настанет, помрет государь, не успеет он даже покаяться… (Афанасьев в ужасе подбегает к Алексею, но тот его отталкивает и продолжает .) Похороним его, и взойдет на престол новый царь Алексей! Монахи . Светлый ангел ты наш! Алексей . Я отцовской стезей не пойду, старине я остануся верен. Корабли потоплю иль сожгу, корабли я держать не намерен. Питербурху не быть, не мечтай, государь, на Москве буду жить, как и жили мы встарь, буду жить я в великом покое! И увидим опять, в блеске дивных огней, нашу церковь соборную радостной, разольется по всей по родимой Руси звон великий и мерный и сладостный! Я верну благочиние, верну, благолепие станет чудесное! И услышим опять по церквам на Руси православное пение небесное! Не могу выносить я порядков отца, омерзело мне все, ненавижу его! Умирай, умирай!
Грохот в дверь. Все вскакивают в ужасе.
Монахи . Помилуй нас, грешных, о, боже!
Все, кроме Алексея, скрываются. Афанасьев открывает дверь, входит курьер.
Курьер . Письмо государя из Дании. (Подает письмо Алексею, уходит .) Алексей (прочитав письмо ). Отец зовет меня к себе. Опять война, поход и море. О, горе мне, о, горе! О, призрак страшный, роковой, повсюду ходит он за мной, гнетет меня и давит! Нет, никогда меня он не оставит… Что делать мне? Ослушаться, не ехать? Прикинуться больным? Нет, страшно мне бороться с ним. Довольно! И знаю я, что сделать мне. Афрося, Фрося! Ефросинья (входит со свечой ). Чего кричишь, царевич? Спать пора. Огни повсюду погасили, у нас одних дым коромыслом. Ужели мало тебе дня? Алексей . Афрося, любишь ли меня? Ефросинья . А для чего же не любить? Люблю, на то и полюбовница твоя. Алексей . Прислал мне царь письмо, зовет с собой в поход, грозит монастырем, коль не поеду. Я ехать не хочу к нему, и я бежать надумал. Ефросинья . Куда бежать? Опомнись, что ты! Алексей . Куда нам скрыться, знаю я. Мы тайно проберемся в Вену, там цесарь — родственник и друг, не выдаст нас, он нас укроет. Ефросинья . Я не хочу в чужие страны, чего я не видала там? Тебя отец разыщет и пошлет на плаху за измену, мне страшно, я боюсь, оставь меня! Алексей . Вот какова твоя любовь! А я смотрел в глаза тебе, я на коленях пред тобою ползал! Царевич я, а стал твоим рабом! Змея ты подколодная, змея! Меня ты зельем опоила, приколдовала, а теперь оставить хочешь! Нет, не бывать тому! Ефросинья . Не силой я тебе на шею навязалась! Искал бы ты себе жену среди принцесс! Ведь я дворовой девкою была… Ты сам ввел в грех меня, ославил, обесчестил! Оставь меня и поезжай, а я боюся царской мести! Алексей . Так не поедешь, бросишь? Ин будь по-твоему! Не доставайся ж никому! (Выхватывает нож .) Ефросинья . Убьет, убьет! Ой, страшно мне! Царевич, пожалей, не убивай! Прости меня, свою рабу, по глупости я обронила слово… Алеша, глянь, ведь это я, твоя Афрося! Алексей . За что меня терзаешь ты, злодейка? Ефросинья . Прости и позабудь! Покорно за тобой поеду на край света, лелеять буду я тебя, я против слова не скажу. Алексей . Афрося, верь мне, дай мне срок, я на тебе женюсь, венцом прикрою грех пред богом и людьми. Когда же стану я царем, и ты царицей будешь! Я одного прошу, люби, не покидай меня! Ефросинья . Царевич, я люблю тебя! Алексей . Там, в чужих странах, мы сыщем покой, там нас укроет могучий и ласковый цесарь, там мы грозу переждем!.. Ефросинья . Там, в чужих странах, стану твоею женой; верной подругой твоею!.. Алексей . Верной и вечной!.. Ефросинья . Вечной и верной!.. Алексей . В края чужие, но не навек! Доверься мне, мы жизнь свою спасем, там сгинут горести, пройдут печали, там ждет нас счастье и покой!.. Ефросинья . В края чужие, там пройдут печали, там ждет нас счастье и покой! Я верю, я твоя, царевич! Алексей . Клянись мне, что ты моей до гроба будешь! Клянись! Ефросинья . Клянусь тебе, твоя навек, твоя, Алеша! Алексей . Не будем медлить, не будем медлить, бежать! Ефросинья . Бежать, бежать!
Занавес
|
|||
|