Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДОКЛАД. Батумский ботанический сад.. Гости миров.



 

ДОКЛАД

Батумский ботанический сад.

Гости миров.

 

 

 


Друзья! Друзья мои верные! Уважаемое жюри!

Дамы и господа! Зал возвышенный!

 

Я рада приветствовать Вас. Рада видеть и чувствовать Вас. За слово Вас благодарю. За искреннее слово. Взошел росток. И к свету выше, и выше, земляки! Я светом поделюсь с тобой, живое...

Он – сад. Батумский сад. Конечно, у воды. Сад. На ста гектарах сад. Создатель сада – ботаник, географ, путешественник Андрей Николаевич Краснов. Он жил и учился в Петербурге, а в окрестностях Батуми Андрей собирал для гербария и коллекции насекомых... Работа скажем, ювелирная...

Он чувствовал: растения здесь роскошествуют. Субтропики! Почва богата, но видов растений маловато. А что, если перенести их с континента Америки, Африки, Австралии. Что если? Лучшим местом для гостей планеты Андрей посчитал Зеленый Мыс. В 1894 году на заседании в Москве он оглашает эту идею. Но только через пятнадцать лет получает согласие высоких инстанций. И сад Батумский возник. Так возник.

Он, Андрей Николаевич Краснов – директор. Началась переписка с миром. Из Английского ботанического сада в Кью прислали триста видов растений, из Гималайского ботанического сада в Даружилинге – семьдесят видов, из США – семена и саженцы субтропических культур. Когда всходили диковинные гости, ростки их складывались в маленький рупор, они как бы спрашивали, оглядывались. Живое! Краснов улыбался. Счастливая минута. Как велика, добра-таки Россия. И как земля ее многообильна.

О средствах не говорю. Что там наши средства! Тем не менее, за два года ученый создал чудесный сад. Он решал масштабно. Воспроизводил модели природных ландшафтов Америки, Японии, Индии, Австралии. Крупнейшие регионы мира. Все подлинно! На участках – цитрусы, японская хурма, авокадо, бамбук, тунговое дерево. Росли, названия в язык входили. Хурма, бамбук и авокадо...

Батуми, Батуми. Батумский сад находился в зоне влажной с годовой температурой плюс пятнадцать градусов, бородой дождей и вакханалией туманов.

Жара допрыгивала до сорока градусов, максимальная прохлада до нуля. Идеальный перепад температур! Растения растут, быстро растут, щедро. Что им Япония, что им Китай? Адрес прекрасный и теплый поныне – Россия.

И будь-то с вершин, Гималайских вершин сошли сизоватые сосны, кипарисы, рододендроны. С вершин лугов альпийских съехал барбарис. И, океаны одолев, приплыли из Австралии акации. Пронзительно синее Средиземноморье отрядило пальмы, лавры, олеандры, буки. И как бы на волне, с Америки далекой — секвойя, пекан, дубы, и кипарис, как мягкое копье. Мир щедр. Прими, Россия.

Еще одна стрела. Зеландия – Россия. В Новозеландском отделе сада тянутся к солнцу драцена, новозеландский лен. Цветут растения с ноября по март. Влажные субтропики представили каштаны, граб, плющ, папоротники, Мексика - кактусы, агавы, юкки, кипарисы. Они как сторожа. Они высоки и остроконечны. И бесконечны к жажде роста. Все - земляки.

Страна утренней свежести - Япония, поднебесная страна - Китай командировали в Россию чайные кусты, камелии и клены. Япония- криптомерию, азалию, пионы, барбарис. А еще тунг и лаковое дерево. А еще- пальмы веерные, священное дерево гинкго... Среди деревьев есть святые. Кто бог дерев? Черное море, Черное море, зеленый Батуми.

Гости миров. Сила пройдет по цветам утонченным. Сила живая, пьянящая, светлая. Вести миров принимают листы и прожилки их. Взгляды живых привлекают листы и прожилки их. Стебель распустит цветок поражающий. Кто ты, цветок? Чьего бога небесного? Чей ты и кто? И не слышу ответа. Утром восставшим во благе и свете, утром восставшим в тумане росистом трогаю травы. Трогаю травы и слышу ответы. Слышу ответы под шорох росы.

 

Спасибо, друзья. И спасибо, мой зал. Мы из мира цветущего. И спасибо, мой друг! Космос близок зеленый. И спасибо - за все!

 

Море Черное. Знойно Батуми. Тянутся к солнцу гости миров. Тянутся...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.