Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Текст песни Франц Шуберт — Форель



Текст песни "Франц Шуберт — "Форель""


Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…
Причудницы форели в ней мчаться, как стрела.
Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье,
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.


А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел,
И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.
"Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, –
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя,
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!"


Но скучно стало плуту так долго ждать, –
поток взмутил он в ту ж минуту
уж дрогнул поплавок,
Он дернул прут свой гибкий, а рыбка,
а рыбка бьется там;
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам,
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.


 

Эдвард Хагеруп Григ.

 

Имя - Эдвард Хагеруп Григ
Дата рождения – 15 июня 1843 г
Место рождения – г. Берген (Норвегия)
Профессия – композитор, дирижер, пианист, музыкальный деятель
Семья – Гесина Юдит и Александр (родители); Марен (сестра, 1837), Ингеборг Бенедикт (сестра, 1838), Юн (брат, 1840), Элизабет (сестра, 1845)
Корни - Шотландия
Дата смерти - 4 сентября, 1907 г
Место смерти - г. Берген (Норвегия)

Он родился в обеспеченной семье, чьи предки прибыли к берегам Норвегии из Шотландии по делам купеческим, но зарекомендовали себя с хорошей стороны настолько, что в течение трех поколений пребывали на посту британского вице-консула, передавай должность по наследству.

Мама будущего композитора, как было и положено девушкам, неплохо музицировала, а Эдвард проникся игрой на фортепиано с "младых ногтей" (опять же с подачи матушки, которая помогала сыну осваивать нотную грамоту).

Поскольку Эдвард не был старшим сыном, то и необходимости в специальном образовании для продолжения семейной династии вице-консулов, для него не было. Это бремя досталось его старшему брату Юну. Эдвард же при моральной поддержке матери и материальной - отца, направил все свои силы в освоение Музыки.

Надо отметить, что появление мальчика в стенах учебного заведения стало для учителей настоящей головной болью. Во-первых, юный композитор не отличался дисциплиной. Во-вторых, его оценки и дисциплина оставляли желать лучшего. В-третьих, он постоянно и с удовольствием импровизировал на фортепиано или напевал какую-нибудь мелодию, мягко говоря, нервируя педагогов.

Его одноклассники прозвали Эдварда "Мозаком", поскольку он оказался единственным, кто ответил на вопрос учителя: "Как зовут композитора, написавшего Реквием?" Это лишний раз доказало, что Грига не интересовало ничто, кроме музыки.

Первым успехом стало его дебютное произведение, написанное Григом в 12 лет. По настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булла, которому посчастливилось общаться с юным гением, сразу после окончания средней школы мальчика отправили в Лейпцигскую консерваторию.

Он имел дерзость сомневаться в компетентности учителей и требовать перевода в другой класс к другому (определенному!) преподавателю. Эдвард окончил консерваторию с блеском и, в отличие от школы, зарекомендовал себя как усердный, талантливый ученик, но в зрелые годы без особого пиетета вспоминал свое студенческое время. Исключением стал лишь его учитель Мориц Гауптман, которого Григ считал олицетворением противоположности консерваторской схоластике.

Гисена Юдит и Александр Григ

Его мечтой было работать в своем родном городе, но, вернувшись в Берген, Эдвард столкнулся с тем, что местные жители в силу своей музыкальной безграмотности банально не в состоянии понять, оценить и принять то, что он готов был им предложить.

 

Поэтому Григу пришлось отправиться в Данию в Копенгаген, считавшийся столицей передовых музыкальных веяний. Здесь он нашел свою любовь и постоянного творческого партнера в лице своей кузины, переехал с ней в Осло (подальше от возмущенных их браком родственников) и начал свое шествие под акомпонемент своих гениальных произведений.

Эдвард Григ со своим старшим братом Юном

Им восторгался Ференц Лист, Петр Чайковский, ему предложили пост дирижера Кристианийского (Осло) филармонического сообщества, норвежское правительство назначило Григу пожизненную гос.стипендию, а вместе со знаменитым поэтом Генриком Ибсеном Григ создал свою самую известную увертюру "Пер Гюнт".

Его музыка покоряла и ценителей, и обывателей. И многие деятели искусств с удовольствием "цитировали" его произведения в современных проектах.

Short, lyric character pieces were very much in vogue in the late nineteenth and early twentieth century, especially so in Scandinavia. Edvard Grieg was an undisputed master of the genre, and his ten books of Lyric Pieces, with a total of 66 items, span the better part of his composing career. More at home in smaller forms than in large formal structures, composing these pieces came natural to Grieg, to the extent that he half-jokingly complained in a letter to his close friend, the Dutch composer Julius Röntgen : "... I have been lyric once again. Can't you please cure me of this affliction ?".
With some exceptions, the Lyric Pieces are of small scale and modest ambition, which has ensured them a prominent place in every amateur pianists' repertoire. Yet, their ever-fresh inspiration, distinct Nordic flavour, and occasional flashes of virtuosity offer great opportunities for the enterprising concert pianist.

I recorded this complete set in march-may 2016, and took off the 4 separate videos for Books I - IV which I had already uploaded here. It supersedes my earlier set from 2007 on pianosociety.com (the mp3's there have been updated, too). I hope these can be enjoyed, there's probably not another another single-video Lyric Pieces complete set on YT.

Book I - 8 Lyric Pieces, Op.12 (1864-67)
Fräulein Betty Egeberg gewidmet

# Arietta
# Waltz
# Watchman's Song
# Elfin Dance
# Folk Song
# Norwegian Melody
# Album Leaf
# National Song

Book II - 8 Lyric Pieces, Op.38 (1883-88)

# Berceuse
# Popular Melody
# Melodie
# Halling (Norwegian Dance)
# Jump Dance (Norwegian Dance)
# Elegie
# Waltz
# Kanon

Book III - 6 Lyric Pieces, Op.43 (1886)
Herrn Professor Isidor Seiss gewidmet

# Butterfly
# Solitary traveller
# In my native country
# Little bird
# Erotikon
# To the Spring

Book IV - 7 Lyric Pieces, Op.47 (1886-88)
Fräulein Elisabet Hernemann gewidmet

# Valse-Impromptu
# Album-leaf
# Melodie
# Halling (Norwegian Dance)
# Melancholie
# Norwegian Dance
# Elegie

Book V - 6 Lyric Pieces, Op.54 (1889-91)
Herrn Julius Röntgen gewidmet

# Shepherd's boy
# Norwegian Peasant March
# March of the dwarfs
# Notturno
# Scherzo
# Bell ringing

Book VI - 6 Lyric Pieces, Op.57 (1890-93)
Herrn Hermann Scholtz gewidmet

# Vanished days
# Gade
# Illusion
# Secret
# She dances
# Home-sickness

Book VII - 6 Lyric Pieces, Op.62 (1893-95)

# Sylphide
# Gratitude
# French Serenade
# Brooklet
# Phantom
# Homeward

Book VIII - 6 Lyric Pieces, Op.65 (1896)

# From early years
# Peasant's Song
# Melancholy
# Salon
# Ballad
# Wedding day at Troldhaugen

Book IX - 6 Lyric Pieces, Op.68 (1897-99)

# Sailor's song
# Grandmother's minuet
# At your feet
# Evening in the mountains
# At the cradle
# Valse mélancholique

Book X - 7 Lyric Pieces, Op.71 (1901)
Frau Mien Röntgen gewidmet

# Once upon a time
# Summer's eve
# Puck
# Peace of the woods
# Halling (Norwegian Dance)
# Gone
# Remembrances

«Лирические пьесы» составляют большую часть фортепианного творчества Грига (в десяти тетрадях цикла объединяются шестьдесят шесть фортепианных пьес). Они продолжают тот тип камерной фортепианной музыки, который представлен «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» Шуберта, «Песнями без слов» Мендельсона. Непосредственность высказывания, лиризм, выражение в пьесе преимущественно одного настроения, склонность к небольшим масштабам, простота и доступность художественного замысла и технических средств — вот черты романтической фортепианной миниатюры, которые свойственны и «Лирическим пьесам» Грига.

«Лирические пьесы» можно назвать «музыкальным дневником» композитора. Сюда Григ «вписал» самые разнообразные свои впечатления, чувства, мысли. По «Лирическим пьесам» видно, как много дум и чувства Григ отдавал родине. Тема родины звучит в торжественной «Родной песне» (ор. 12), в спокойной и величественной пьесе «На родине» (ор. 43), в жанрово-лирической сценке «На родину» (ор. 62), в многочисленных народно-танцевальных пьесах, задуманных как жанрово-бытовые зарисовки. Тема родины продолжается в великолепных «музыкальных пейзажах» Грига («Весной» — ор. 43, «Ноктюрн» — ор. 54), в своеобразных мотивах народно-фантастических пьес («Шествие гномов», «Кобольд»).

Живые, непосредственные зарисовки «с натуры» («Птичка», «Бабочка»), отзвуки художественных впечатлений («Песня сторожа», написанная под впечатлением шекспировского «Макбета»), музыкальный портрет («Гаде»), страницы лирических высказываний («Ариетта», «Вальс-экспромт», «Воспоминания») — таков круг образов этого цикла. Жизненные впечатления, овеянные лиризмом, живым чувством автора, — вот содержание и эмоциональный тон цикла, объясняющий его название; «Лирические пьесы».

Особенности стиля «Лирических пьес» так же разнообразны, как и их содержание. Очень многим пьесам свойственны предельный лаконизм, скупые и точные штрихи миниатюры; но в некоторых пьесах обнаруживается стремление к картинности, широкой, контрастной композиции («Шествие гномов», «Гангар», «Ноктюрн»), В одних пьесах слышна тонкость камерного стиля («Танец эльфов»), другие сверкают яркими красками, впечатляют виртуозным блеском концертности («Свадебный день в Трольхаугене»).

«Лирические пьесы» отличаются большой жанровой разнохарактерностью. Мы встречаем здесь элегию и ноктюрн, колыбельную и вальс, песню и ариетту. Очень часто Григ обращается к жанрам норвежской народной музыки (спрингданс, халлинг, гангар).

Художественную цельность циклу «Лирических пьес» придает принцип программности. Каждая пьеса открывается заголовком, определяющим ее поэтический образ, и в каждой пьесе поражает простота и тонкость, с какими воплощается в музыке «поэтическое задание».

Уже в первой тетради «Лирических пьес» (ор. 12, 1867)определились художественные принципы цикла; разнообразие содержания и лирический тон музыки, внимание к темам родины и связь музыки с народными истоками, лаконичность и простота, четкость и изящество музыкально-поэтических образов.

Цикл открывается светлой лирической «Ариеттой». Предельно простая, по-детски чистая и наивная мелодия, лишь чуть «взволнованная» чувствительными романсными интонациями, создает образ юношеской непосредственности, душевного покоя. Выразительное «многоточие» в конце пьесы (песня обрывается, «замирает» на начальной интонации; кажется, что мысль унеслась в иные сферы), как яркая психологическая деталь, создает живое ощущение, видение образа. Мелодические интонации, фактура «Ариетты» воспроизводят характер вокальной пьесы:

Ярким своеобразием отличается «Вальс». На фоне типично вальсовой фигуры сопровождения выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями. «Капризные» переменные акценты, триоли на сильной доле такта, воспроизводящие ритмическую фигуру спрингданса, вносят в вальс своеобразный колорит норвежской музыки. Он усиливается характерной для норвежской народной музыки ладовой окраской (мелодический минор):

«Норвежский танец», живой и задорный, воспроизводит целую танцевальную сцену. В сменах мелодико-ритмических фигур, регистровых и динамических контрастах словно видны разные фигуры танца, разные группы танцующих. Стремительно «бегущая» мелодия, с четкими метрическими повторами и резкими переменными акцентами, с триольным «кружением» воспроизводит характер спрингданса. Особое своеобразие придает пьесе колоритная «инструментовка» — выдержанная квинта в басу и неуклюже «шагающий» за мелодией по квартам и квинтам голос вверху:

«Листок из альбома» соединяет непосредственность лирического чувства с изяществом, «галантностью» альбомного стихотворения. В безыскусной мелодии этой пьесы слышны интонации народной песни (сравнить с мелодией «Норвежского танца» ор. 35, № 2). Но легкая, воздушная орнаментика сообщает изысканность этой простой мелодии:

Последующие циклы «Лирических пьес» привносят новые образы и новые художественные средства.

«Колыбельная» из второй тетради «Лирических пьес» (ор. 38, 1883) звучит как драматическая сценка. Ровная, спокойная мелодия складывается из вариантов простой попевки, словно выросшей из мерного движения, покачивания. С каждым новым проведением ее (в более светлой регистровой окраске, с гармониями, «затушевывающими» остроту тяготений) усиливается ощущение покоя, света:

Контрастная тема средней части, напряженная, динамичная, соединяющая активные, энергичные интонации с элементами речитации, вносит нотки драматизма:

После нее, в репризе, основная тема звучит тревожными возгласами, Структура ее сохранена, но она приняла характер живого высказывания, в ней слышно напряжение человеческой речи. Нежные «баюкающие» интонации на вершине этого монолога превратились в скорбные патетические восклицания. В «Колыбельной» Григ сумел передать целую гамму чувств посредством развития предельно простой, лаконичной мелодии.

В третьей тетради «Лирических пьес» (ор. 43, 1886) доминируют светлые, поэтические образы природы: «Бабочка», «Птичка», «Весной».

«Птичка» — пример редкостного дара Грига немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок. Мелодия пьесы соткана из коротких «поющих» трелей и «скачущего» ритма. Фактура предельно скупа, прозрачна; преобладают яркие звенящие звучания верхнего регистра. Сумрачные тона средней части лишь ярче оттеняют ясность начального образа. «Порхающие» фигурки коды создают ощущение легкости, простора (пьеса написана в трех-пятичастной форме):

В пятой тетради «Лирических пьес» (ор. 54, 1891) появляются новые стилистические черты. Григ отходит от миниатюры, от камерных звучаний. Масштабы развития, контрастность образов, сочные тембровые краски позволяют говорить об оркестральности. Композитор словно переносит на фортепиано характерные особенности оркестрового письма: тембровое разнообразие, регистровые контрасты, рельефность фактуры (Пьесы op. 54 больше известны в оркестровой редакции. В так называемую «Лирическую сюиту» для оркестра вошли пьесы: «Мальчик-пастух», «Гангар», «Ноктюрн», «Шествие гномов».).

«Гангар» («Крестьянский марш») — распространенный в Норвегии тип танца-шествия (gang — шаг). Это старинный парный танец спокойного и величавого, торжественного характера, размеренного движений (на 6/8). Картина его воспроизведена Григом так, что слушатель, кажется, видит приближение и удаление танцующих, своеобразную пластику движения.

«Гангар» строится на развитии и вариантных повторах одной темы. Тем интереснее отметить образную многогранность этой пьесы:

Непрерывное, неторопливое развертывание мелодии отвечает характеру величавого плавного танца. Интонации свирельных наигрышей, вплетающиеся в мелодию, долгий выдержанный бас (деталь народного инструментального стиля), жесткие гармонии (цепь больших септаккордов), порою звучащие грубовато, «нескладно» (как будто нестройный ансамбль деревенских музыкантов!),— все это сообщает пьесе пасторальность, сельский колорит. Но вот возникают новые образы (середина трех-пятичастной формы): короткие властные сигналы (ff яркая тембровая окраска — как будто медь, неустойчивые гармонии) и ответные фразы лирического характера (на p, с мягким красочным гармоническим основанием — большие септ- и нонаккорды), Интересно, что при образном изменении темы ее метроритмическая структура остается неизменной.

С новым вариантом мелодии в репризе появляются новые образные грани. Светлое звучание в высоком регистре, ясная тоничность сообщают теме спокойно-созерцательный, торжественный характер. Плавно и постепенно, опевая каждый звук тональности, сохраняя «чистоту» до мажора, спускается мелодия (ее диапазон — три октавы). Сгущение регистровой окраски и усиление звука приводят светлую, прозрачную тему к суровому, сумрачному звучанию. Кажется, что этому шествию мелодии не будет конца, Но вот резким тональным сдвигом (до мажор — ля-бемоль мажор) вводится новый вариант: тема звучит величаво, торжественно, чеканно.

«Шествие гномов» — один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. В контрастной композиции пьесы противопоставлены друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства троллей и чарующая красота, ясность природы. Пьеса написана в трехчастной форме. Крайние части отличаются яркой динамичностью: в стремительном движении мелькают фантастические очертания «шествия», Музыкальные средства крайне скупы: моторная ритмика и на ее фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, синкоп: сжатые в тонической гармонии хроматизмы и разбросанные, жестко звучащие большие септаккорды; «стучащая» мелодия и резкие «свистящие» мелодические фигурки; динамические контрасты (pp — ff) между двумя предложениями периода и широкие лиги нарастания и спада звучности:

Образ средней части открывается слушателю лишь после того, как исчезли фантастические видения (долгое ля, из которого словно выливается новая мелодия). Светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием народной мелодии, Чистый, ясный строй ее отразился в простоте и строгости гармонического склада (чередование мажорной тоники и ее параллели).

«Ноктюрн» — изумительный по тонкости лирический пейзаж. Блики природы выписаны здесь, кажется, с живописной ясностью, но ни одна «живописная» деталь не выпадает из общего, глубоко лиричного тона «картины».

«Ноктюрн» написан в динамической трехчастной форме. Основу первой части составляет лирическая мелодия:

Устремленные вверх «разомкнутые» мелодические фразы, напряженность хроматизмов в гармонии, уводящей от ясных тяготений и устойчивости тоники, неожиданные мягкие и красочные тональные повороты — все это сообщает образу романтическую зыбкость, тонкость нюансов. Но начало мелодии вырастает из короткого наигрыша народного склада, словно доносящегося издали. Простой и понятный, вызывающий образные (пейзажные) ассоциации, он не включается в дальнейшее развитие мелодии, как бы оставаясь живым, «объективным» впечатлением. Так же естественно, продолжая лирический образ, возникают живописные образы: трели птиц, легкое дуновение ветерка.

С мастерством колориста Григ сумел придать красочность, тембровую определенность каждой теме. Начальный наигрыш вызывает в представлении тембр рожка, лирический разлив мелодии — теплое звучание смычковых инструментов, светлые переливчатые трели — звонкий и чистый звук флейты. Так в фортепианную звучность привносятся черты оркестральности.

В «Ноктюрне» можно проследить лаконичность григовского стиля. Здесь велико выразительное значение мельчайших музыкальных деталей, регистровые контрасты, смена размера от плавного текучего (9/8) к более легкому и подвижному (6/8), контрасты напряженного развития гармонии в начале, статики в «трельной» теме и красочных гармонических сопоставлений в середине (Piu mosso, нонаккорды в терцовом и тритоновом соотношении), образные контрасты и их музыкальная связь (можно проследить, как естественно преобразуется «полетный» мотив середины, подготавливая переход к репризе). Важны в «Ноктюрне» и пропорции в соотношении частей: средняя часть, легкая, воздушная, значительно сжата по сравнению с крайними частями.

В репризе разлив лирики сильнее, ярче. Краткая и сильная кульминация темы звучит как выражение полного, восторженного чувства. Интересен конец «Ноктюрна»: интенсивное развитие мелодии переводится в сферу красочных созвучий (секвенция на длинной цепи хроматически нисходящих септаккордов). «Трельный» мотив неожиданно набегает тогда, когда слух ждет появления начального наигрыша. Уже лишенный гармонической красочности, с грустным повтором-«эхо» (на полтона ниже), он звучит как далекий отзвук.

Среди «Лирических пьес» последних опусов выделяется «Свадебный день в Трольхаугене» (ор. 65, 1896). Это одно из самых радостных, ликующих произведений Грига. По яркости, «броскости» музыкальных образов, масштабам и виртуозному блеску оно, приближается к типу концертной пьесы. Характер его больше всего определяется жанровым прообразом: движение марша, торжественного шествия лежит в основе пьесы (В фольклоре Норвегии распространены свадебные марши.). Как уверенно, горделиво звучат призывные взлеты, чеканные ритмические концовки мелодических образов! Но мелодию марша сопровождает характерный квинтовый бас, что к торжественности его прибавляет простоту и очарование сельского колорита:

Пьеса полна энергии, движения, яркой динамики — от приглушенных тонов, скупой прозрачной фактуры начала до звонкого ff, бравурных пассажей, широкого диапазона звучания. Пьеса написана в сложной трехчастной форме. Торжественным праздничным образам крайних частей противопоставлена нежная лирика средней. Ее мелодия, как бы спетая дуэтом (мелодия имитируется в октаву), строится на чувствительных романсных интонациях.

Свои контрасты есть и в крайних разделах формы, также трехчастных, Середина вызывает в представлении танцевальную сценку с противопоставлением энергичного мужественного движения и легких грациозных «па». Огромное нарастание мощи звучания, активности движения приводит к яркой, звонкой репризе, к кульминационному проведению темы, словно приподнятой предшествовавшими ей сильными, мощными аккордами.

Для Грига, композитора-лирика, композитора-пианиста, «Лирические пьесы» оказались естественной формой высказывания. Именно поэтому так полно, разнообразно раскрылась в этих циклах тематика творчества Грига; поэтому «Лирические пьесы» сконцентрировали в себе стилевые особенности его музыки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.