|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глоссарий
Краткое содержание . [1,6]
1.Этнос и нация. Два подхода к пониманию категории «нация». Этнос - это устойчивое культурно-историческое объединение (коллектив) людей, сложившееся на основе племенного родства, которое противопоставляет себя другим таким же объединениям (коллективам) исходя из ощущения комплиментарности (т.е. ощущение подсознательной взаимной симпатии/антипатии, определяющее деление на "своих" и "чужих"). В действительности же этнос и нация - явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей.
2.Национальный вопрос и его структура. Национальный вопрос, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе Н. в. возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. После победы социалистической революции и в социалистическом обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления 1090 их добровольного союза и дружбы, укрепления единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчинённый общему вопросу о социально-политическом прогрессе общества и исходит из того, что главным в Н. в. является объединение трудящихся вне зависимости от национальной принадлежности в борьбе против всех видов угнетения, за передовой общественный строй. Угнетение и эксплуатация одних народов другими и освободительная борьба начались при рабовладельческом строе и продолжались в эпоху феодализма. Теория Н. в. получила развитие в трудах В. И. Ленина. Право наций на самоопределение означает свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином государстве, автономия, федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого государства), а также самостоятельное решение всех вопросов своего внутреннего устройства (общественный строй, форма правления и т.д.) 3.Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса это толерантность, дружба и равенство всех людей .Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнического взаимодействия, как работа в многонациональном коллективе, дружба с представителями других национальностей2. 88,7% студентов-казахов и 88,8% русских студентов имеют друзей из других национальностей. Аналогичные данные получены социологами и по другим социально-демографическим и социально-профессиональным стратам казахстанского общества. Таким образом, макросоциальная структура казахстанской модели общенациональной консолидации создается солидарным действием таких составляющих, как: авторитарная власть - этатистски- общинная доминанта социальной интеграции - архаический способ этнической самоидентификации.
Контрольные вопросы [1,6] 1. Основная функция нации. 2. Теория Национального вопроса в трудах В. И Ленина. 3. Понятия: этнос и нация.
Глоссарий
Задание на СРС [1,6] 1. Реферат. Тема: «Основная функция нации» Задание на СРСП [1,6]
1. Устойчивое культурно-историческое объединение (коллектив) людей, сложившееся на основе племенного родства, которое противопоставляет себя другим таким же объединениям (коллективам) исходя из ощущения комплиментарности Этнос Нация Коллектив Род Товарищество
2. Политическое объединение людей, принадлежность к которому формируется на основе чувства любви и преданности своей стране и народу, ощущения общности исторической судьбы, и т.п. - т.е.через позитивное и ответственное самовосприятие своего гражданства. Нация Семья Родина Этнос Товарищество. 3.Определяется национальной самоидентификацией, которая формируется у человека на основании его культуры, менталитета и личных предпочтений Национальность Этнос Родина Содружество Семья. 4. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса это толерантность, дружба и равенство всех людей вражда, ненависть и война. Равнодушие, расчетливость по отношению к людям.
Литература. 1.Политология: Учебник под ред. В.Н.Лавриненко -М., 2009. 2.Политология. Курс лекций: Учебное пособие /науч.редак.А.А.Радугин -М.,2008. 3. Соловьёв А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2008. . 4. Байдельдинов Л.А. Политология. Алматы, 2003. 5. Грязнов А.Г. и др. Курс политологии. Учебник. М., 2002. 6.Смагулов Е.М. Основы политологии. Учебник. Астана, 2001.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|