Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА



КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ В.Г. ПЕРОВА

Методическая разработка дистанционного урока рисунка

«Тональный рисунок натюрморта из крупных предметов быта в интерьере»

                                          

ПОДГОТОВИЛ И ПРОВЕЛ:                                                    АЛЕКСЕЕВ СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ                               ПРЕПОДАВАТЕЛЬ                                                                         ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ДАТА, ВРЕМЯ, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

06-11.04.2020

7 «Ж» КЛАСС

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ О ТДЕЛЕНИЕ ИМ.В.Г.ПЕРОВА

 

                                                 ТОБОЛЬСК

                                                         2020

Цель занятия: композиционное, конструктивное, тональное решение рисунка натюрморта, объекты которого находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

Задачи обучения:

1. Ознакомить учащихся с принципами построения изображения предметов натюрморта и научить их понимать взаимосвязь между собой и пространства интерьера вокруг них.

2. Обучить способам точного решения композиции, характера освещения и тональных различий предметов и пространства в рисунке натюрморта в интерьере.

Задача воспитания:

1. Воспитывать аккуратность в работе над рисунком.

2. Воспитывать у учащихся чувство меры в изображении сложных форм.

Задачи развития:

 1. Развивать у учащихся навыки рисунка натюрморта в интерьере.

2. Развивать пространственное мышление и видение предметов натюрморта во взаимосвязи с окружающим их пространством (интерьером).

 Материально-техническое оснащение:

 планшет, софит,  предметы быта для постановки натюрморта.

 

Одним из этапов работы над учебным натюрмортом составляет изображение натюрморта в интерьере, то есть рисунок предметов, расположенных не только на столе, но и в какой-нибудь части комнаты. Это задание требует уже определенного умения и навыков.

 В рисунке натюрморта в интерьере решается более сложная задача, чем в рисунке предметов быта, поскольку рисунок натюрморта в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером. Основной задачей учащегося является изображение пространственной глубины и перспективно-световых планов, показ взаимосвязи элементов интерьера и натюрморта. В данном рисунке большую роль играет самая постановка, самый подбор предметов; тщательно и во всех деталях должна быть продумана композиция. Не следует ставить очень много предметов, особенно мелких, но зато нужно использовать разнохарактерные поверхности: матовые, блестящие, контрастные. Натюрморту в интерьере обязательно предшествует тщательно прорисованный эскиз, выполняемый карандашом или углем. В эскизе необходимо точно решить композицию, пометить освещение и тональные различия предметов. Одновременно выполняются эскизы, схемы рисунка и планы изображаемого помещения. При этом определяется точка зрения, картинная плоскость и точка схода, что позволяет лучше разобраться в сложном перспективном построении предметных форм и их расположении в пространстве интерьера.

 Предварительные варианты эскизов, выполненные с различных точек зрения, дадут возможность выбора лучшего композиционного решения

Соблюдая последовательность усложнения задач, учебные задания следует начинать с угловых с включением в них, подобно натюрморту, не более двух-трех крупных бытовых предметов. Такие объекты ставятся на полу у стены (или у стен) в углу, чтобы создать интерьерную среду. Производя правильное перспективное построение изображения интерьера, очень важно строго соблюдать пропорциональные отношения частей и целого (стен, пола, потолка с предметами, включенными в интерьер).

Уточняются планы расположения предметов, расстояния между ними и их объемные величины

В перспективном построении изображения пространства интерьера, в отдельных случаях можно применять два горизонта, а, следовательно, две точки схода. Таким образом, выбрав наиболее удачный вариант эскиза композиции интерьера, приступайте к рисованию.

 При этом формат бумаги должен быть выбран в соответствии с масштабом рамки выполненного эскиза композиции. Для начала намечают основные линии стен, пола потолка. Проверив и уточнив их, намечают окна, дверные проемы, балки, конструкции и т.п. Только после этого переходят к рисованию основных крупных предметов, не отвлекаясь на детали. Построив в рисунке основные предметы интерьера, проверив их, следует перейти к уточнению деталей и нанесению легкой светотени. Переходя к светотеневой проработке форм, одновременно выявляют их пространственную глубину. Для этого необходимо сопоставление степени проработанности переднего и дальних планов, что способствует правильной передаче перспективных сокращений и воздушной перспективы. Более четко прорабатывают детали переднего плана. Детали дальнего плана прорабатывают мягче и несколько обобщают. При рисовании интерьера могут быть использованы различные изобразительные материалы, начиная от простых карандашей, тонированной и простой бумаги до угля, соуса, сангины, туши, и многих других материалов. Рисунок делается на большом листе бумаги и лучше всего углем. Последовательность работы здесь несколько иная, чем в предыдущих постановках. Так, например, перенося композицию с эскиза,— а переносить ее нужно, держа уголь как карандаш и рисуя отточенным концом — художник затем отламывает кусочек угля и плоской частью помечает общие тени, освещая сразу всю массу натюрморта. Когда это будет сделано, приступают к определению отдельных предметов, их положения, добиваясь, массе натюрморта. Затем следует уточнить большие светотеневые отношения на каждом предмете, цветовые и тональные отличия последних и палочкой угля начинать выявлять детали форм. Работа здесь ведется очень свободно, тени прокладываются широко, но последовательность — от крупных деталей и большой светотени к мелким подробностям формы — ни в коем случае не нарушается с тем, чтобы одновременно с уточнением светотени шло и уточнение формы. Когда весь натюрморт в интерьере будет таким образом решен, необходимо его еще раз пересмотреть с точки зрения точности передачи материальных отличий изображенных вещей. В некоторых случаях можно растереть уголь пальцем для получения очень ровной поверхности, в других — рисовать углем как карандашом, где-то усиливая тон, а где-то наоборот высветляя форму предмета. Одновременно проверяется отношение всех входящих в постановку предметов к полу и стене. Рисунок надо вести, все время сравнивая его с натурой и добиваясь возможно более полного изображения того куска действительности, который студент видит перед собой. Построив рисунок по законам линейной перспективы и конструктивно разобрав все предметы натюрморта, вновь вернемся к законам воздушной перспективы. Вспомним, в связи с этим, «эффект тумана», когда темные и светлые предметы, линии, «выходя» на нас, становятся ярче, контрастней, а дальний план при этом — серый, теряющийся в пространстве. Примените это знание к своему рисунку, и вы почувствуете пространство, глубину листа, на котором нарисованы пока еще только каркасы предметов натюрморта. Необходимо определить источник освещения, он должен находится слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения — помочь дальнейшему выявлению объема предметов в пространстве и самого пространства.

 

Литература:

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение, 1981.

 

2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, Валдос, 1995.- 239 с.: ил.- ISBN 5-09-004262-4

3. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд».- М.: Просвещение, 1979. – 303., ил.

4. Ли Н. Основы академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.