|
|||
V Семейный фестиваль Любовь и верностьV Семейный фестиваль "Любовь и верность" Конкурс «Крепкая семья – достойна подражанья»
ЖИЗНЬ ПО ЗОВУ СЕРДЦА!.. (о педагогическая династии семьи Барановых-Модестовых-Селяниновых)
Выполнил: Никита Селянинов, 7А класс МАОУ СОШ № 8 г. Ишима
г. Ишим, 2021 г. …Так началась династия семьи, Из года в год отсчитывая вехи… В душе мы все - твои ученики! Жива профессия учителя навеки! Наталья Селянинова С раннего детства я люблю перелистывать старый альбом с фотографиями, на каждой из страниц которого - интересные памятные события жизни моей семьи. Мне приятно видеть улыбчивый и молодой взгляд моего деда Ивана Николаевича, сына полка, пятнадцатилетним мальчишкой убежавшего на фронт в составе духового оркестра. Жаль, что я совсем немного захватил его при жизни… А деду было бы, что мне рассказать, что передать в наследство: он был музыкантом и учителем от Бога! А вот и моя любимая бабушка Нина Ивановна! Юная, красивая, с длинными косами, ведёт урок в своём первом выпускном классе… «Наша Красная Шапочка!» - её, любя, называли ученики. Дело учителя - скромное по наружности - одно из величайших дел в истории. Именно учитель воспитывает людей, будущих созидателей, ученых, путешественников. У каждого учителя своя судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их объединяет, - это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Только таких учителей, которые дарят свою любовь, душевное тепло, учат не бояться никаких невзгод, люди помнят всю жизнь, вспоминают с благодарностью. Один за другим меняются фотоснимки… А ведь на них – целая жизнь! Жизнь моей семьи, педагогической династии Барановых-Модестовых-Селяниновых, общий стаж которой свыше трёхсот тридцати лет. На протяжении целого века двенадцать представителей нашей семейной династии несли и продолжают нести с гордостью имя «Учитель». Я хочу рассказать вам о самых ярких представителях династии. Основателем семьи учителей является Надежда Фёдоровна Баранова-Модестова (моя прабабушка), которая родилась в 1893 году. Окончила Гимназию благородных девиц в городе Оренбурге, была учителем словесности и пения. Её младший брат - Сергей Фёдорович Баранов – тоже был педагогом, заведовал кафедрой литературы Иркутского педагогического института. По воле судьбы, Надежда Фёдоровна оказалась в Сибири, в Викуловском районе. Учила на дому детей-инвалидов, была регентом церковного хора. Мой прадед Иван Корнилович был священником и тоже занимался педагогической деятельностью, ведя занятия в воскресной школе. Духовному воспитанию и культуре в семье уделялось огромное внимание: дети играли на фортепиано, скрипке, писали стихи и рассказы, с двенадцати лет подрабатывали в школе, ведя уроки в младших классах. Четверо из семи стали педагогами. К 1942 году семья Модестовых полностью осиротела: расстрелян отец за верность убеждениям, вскоре от тяжёлой болезни умирает мама. Старшие братья Виктор и Вадим, ученики 10 класса, убежали на фронт. На плечах 18-летней Надежды, заведующей школой, остаётся ещё четверо братьев и сестёр. Съедено всё: горстки муки, картошка, картофельные очистки… Дети пухнут с голоду… Младших – Нину (мою бабушку) и Александра решено отправить в детский дом. Жизнь детского дома строилась на своих канонах: нравственности, патриотизме, труде. Жили они одной большой семьей: засаживали огород, поле с картофелем. Из рослых ребят формировался отряд, и они вместе с завхозом отправлялись на сенокос, месяц жили в шалашах, еду готовили на костре. За право быть зачисленным в такой отряд объявлялся конкурс. Для моей бабушки Нины Модестовой, как и для других воспитанников, детский дом №15 стал родным. Он научил жить достойно. Миловидная, тоненькая, просто миниатюрная, Нина участвовала везде, где только успевала. Была призером в лыжных гонках, занималась легкой атлетикой, гимнастикой, училась игре на аккордеоне, еще и подрабатывала, чтобы как-то прожить. В 1953 году Нина Ивановна Модестова поступила в Ишимский педагогический институт сразу на два факультета (филологический и физкультурный), активно занималась музыкой и спортом. После вуза работала учителем русского языка и литературы в школе, была депутатом, руководила городским объединением учителей. Для Нины Ивановны литература - это прежде «человековедение». На её уроках ученики получали историко-литературные знания, учились доброте и мужеству, сопоставляли свое поведение, образ мыслей и чувств с поступками и раздумьями героев художественных произведений. На занятиях по любой теме она стремилась активизировать мысль учащихся, включить их в творческий поиск. Нина Ивановна хорошо знала особенности каждого ребенка, стремилась заинтересовать каждого учащегося. У моей бабушки множество наград и званий, но самой лучшей наградой она считает уважительное отношение к себе бывших учеников. Они по сей день с благодарностью вспоминают своего учителя, навещают, желают ей здоровья и долгих лет жизни. С чего начинается воспитание? Со знакомства с прекрасным... С прекрасным человеком, с прекрасным учителем! Прекрасное пробуждает доброе: Где красота, там доброта - Их разлучить ничто не может: Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись - Ни светлым днём, ни днём дождливым... И если хочешь быть красивым, Ты добротою поделись! Со своим будущим мужем, моим дедушкой Иваном Николаевичем Селяниновым, Нина Ивановна познакомилась в пединституте. Он – молодой учитель музыки, она – юная студентка, случайно оказались рядом на одной фотографии. Это и сыграло судьбоносную роль. Иван Николаевич родился в 1926 году в Курганской области в семье священника. С детства одарённый музыкальными способностями, мечтал стать музыкантом. Талантливый паренёк играл на духовых инструментах в Доме пионеров. А в 1941 году, когда весь народ от мала до велика встал на защиту Родины, пятнадцатилетний мальчишка, полный патриотического порыва, ушёл добровольцем на фронт. Попал в 1272-й стрелковый полк 384-й стрелковой дивизии, формировавшейся в Синицынском бору. Приняли Ивана сыном полка. Он воевал под городом Старая Русса в составе взвода разведки на Ленинградском, затем на Северо-Западном фронтах. Даже участвуя в военных действиях, мой дед не расставался с музыкой, сочиняя в период затиший между боями стихи, песни о любимых, ожидающих возвращения своих сыновей, братьев, мужей, отцов. Однажды после кровавого боя он написал песню «Колыбельная с фронта», которую, спустя много лет, пел своей младшей дочке Наташе (моей маме): Бьётся вьюга, всю ночь не смолкая, Замела, занесла все пути… Ты в кроватке лежишь, дорогая, Нежно мишку прижавши к груди… Сон глаза твои смыкает, А метель поёт в трубе… Сколько радости мне доставляет Здесь на фронте мечтать о тебе!
Любимая, далёкая дочурка синеокая! Нежно мишку укрой: вот окончится бой, Твой отец вернётся домой! Однажды после битвы в немецком блиндаже наши бойцы нашли аккордеон. Этот инструмент стал для деда верным спутником всей жизни. А за свою ратную службу он удостоен десяти правительственных наград и медалей. В редкие часы затишья брал Иван аккордеон, Был трофей тот дорог слишком, с ним не расставался он. И лилась рекою песня, по округе всей слышна, Если мы душою вместе, вражья сила не страшна! И по фронтовым дорогам, задавая бравый тон, Прошагал с Иваном в ногу, боевой аккордеон.
С 1946 г. в Ишимском пединституте И.Н. Селянинов вел уроки музыки, руководил духовым оркестром. После окончания Тюменского пединститута стал учителем географии, но с музыкой не расстался. По зову сердца Иван Николаевич связал свою жизнь с педагогической и музыкальной деятельностью. Именно в ней раскрылись такие черты его характера, как внутренняя культура, глубокая интеллигентность, толерантность, целеустремлённость, широкий кругозор, творческий подход к делу, организаторские способности. Скромный, выдержанный Иван Николаевич умел добиваться поставленной цели, просто и дипломатично общался с педагогами и учащимися, в любой ситуации идя им на помощь, помогая мудрым советом, щедро даря свои опыт и знания. За пятидесятилетний стаж педагогической деятельности Иван Николаевич выучил не одно поколение детей, прививая им любовь к географии, музыке. Огромные хоры, в которых пели практически все учащиеся школы, всегда занимали первые места, так как все были увлечены общим интересным делом, жили миром прекрасного!
Год, другой, десятилетья… И за веком – новый век. Через много лихолетий Честно прожил человек.
Не кривил своей душою, Не злорадствовал, не лгал И с судьбой своей большою Трудным шагом прошагал…
В душах юных, в душах вольных Он зажёг огонь любви. А диезы и бемоли Выжить юным помогли.
Как услышишь звук оркестра, Зазвучит аккордеон – Это весточки из детства, Нашей молодости звон! Михаил Поляков, преданный ученик и надёжный друг Активная жизненная позиция И.Н. Селянинова нашла выражение в разнообразной общественной деятельности: несколько лет он вёл большую общественную работу в городском совете ветеранов. Многие знают его как шахматиста-перворазрядника, руководителя хора предприятий и учреждений города. Являясь в течении сорока лет лектором-международником, он регулярно встречался с людьми разных поколений, выступал с докладами на актуальные темы, рассказывал о войне. Счастливые личики учеников, фотографии с походов и концертов, субботников и литературных гостиных… Это счастливая школьная страна! Любовь к школе старших представителей династии была особенной: они уважали каждого ученика, глубоко верили в силы и талант каждого педагога, за что были всегда признаны любимыми учителями и наставниками. По стопам своих родителей, наших прадедов пошли моя тётушка Людмила и мама Наталья. Нелёгкую, но благородную миссию выбрала старшая – Людмила Ивановна Савосина. Можете ли вы себе представить глухого от рождения ученика, внимательно слушающего музыку Чайковского, Прокофьева? А встречались ли вы с глухими детьми, плавно кружащимися в быстром вальсе или лихо отплясывающими русскую кадриль в точном соответствии с ритмом музыки?.. И представить это трудновато. А на уроках моей тёти Людмилы Ивановны такие чудеса ежедневные! Она учитель ритмики и сурдопедагогики, руководитель театральной студии школы-интерната для глухонемых детей. Её уроки подарили многим ученикам, не способным слышать от рождения, чарующий мир музыкальных звуков. Со стен класса ритмики смотрят мечтательно-усталые глаза Чайковского, мудрые глаза Бетховена, по – детски широко раскрытые глаза Прокофьева… Всё это моментально уносит в мир музыки. Но как оказаться в мире музыкальных звуков глухому ребенку? Этому надо научить. Задача колоссальной трудности. Но она увлекает учителя-новатора. Людмила Ивановна проводит исследования по восприятию музыки глухими детьми на уроках ритмики с опорой на наглядность и дидактический материал. В классе много музыкальных инструментов, фортепиано. Людмила Ивановна учит детей речи в танце, игре, при прослушивании музыки, пении. Маленькие ученики забывают, что они обделены здоровьем: они участвуют в постановках сказок, театральных пьесах, ставят концертные номера и слышат каждой клеточкой своего тела заслуженные аплодисменты зрителей, видят улыбающиеся лица воспитателей и гостей школы, которые не в силах сдержать слёз от увиденного! Моя мама Наталья Ивановна с детства впитала дух учительства и продолжила династию семьи. Она – самый юный представитель нашего семейного педагогического братства. Её педагогическая карьера началась с 1998 года: в первый год работы ученики, любя, называли ее «три в одном». Конечно, ведь она преподавала малышам начального звена музыку, пятиклассникам - русский язык и литературу, а ребятам старшего звена - мировую художественную культуру. Сразу во всех классах школы! А затем… исполнилась мечта: она стала студенткой-заочницей Тюменского института культуры, получила режиссёрское образование и набрала свою театральную студию! Маме любая работа под силу! Она творческая и одухотворенная личность! Была проректором по воспитательной работе в филиале ТюмГУ, заместителем директора по воспитательной работе в общеобразовательном лицее им. Е.Г. Лукьянец, ныне является директором детской школы искусств «Мир талантов» города Ишима. Её питомцы – это вокальная студия «Вернисаж», хор трёх поколений из числа учащихся, родителей и педагогов, а так же семейная театральная студия «Пилигрим», в которой занимаюсь и я с раннего детства. Любимая фраза мамы «Я просто большой ребёнок!» видна во всём: она играет в команде КВН вместе со студентами, участвует во всех мероприятиях, спортивных соревнованиях. Ясный взгляд, заразительная улыбка, мелодичный голос и какая-то едва ощутимая детская непосредственность. Ну, конечно, она – учитель. Она - человек с радостно-крылатым сердцем! Её любят ученики за то, что видят в ней не только учителя, а друга и наставника. Я не понаслышке могу сказать, что моя мама - счастливый человек! Быть педагогом - это призвание! Теперь вся жизнь в моих учениках: В их душах, мыслях, взглядах и улыбках! Они, как лучик солнца в небесах, Сиянье звёзд и пенье струн у скрипки… Мне жить легко: они всегда поймут, Обиды, страх развеют добрым взглядом. Мне трудно жить: пример с тебя берут; И мне не затеряться в детях надо! Мне их учить, а им учить меня Ценить добро, со злом всегда бороться, Людей любить и не жалеть тепла Души для тех, кому страдать придётся… Я так хочу, чтоб добрые ростки, Которые в ребятах зародились, В людей открытых, честных проросли, Которыми, надеюсь, все б гордились! Наталья Селянинова В 2000 году мама стала победителем городского конкурса «Молодой учитель года», но скромно про это умалчивает. Конкурсов у неё хватает! Литературно-музыкальные композиции, социальные акции, вечера памяти и митинги, семейные праздники и благотворительные концерты для детей с ОВЗ – творчества и инициативности у неё не отнять! Вместе с любимыми учениками, талантливыми коллегами они устраивают праздники, которых с нетерпением ждут в нашем городе! «Музыка – душа моя!» - это девиз всей нашей семьи. Это вторая наша семейная династия. Я люблю, когда мама поёт! Её звонкий голос и благородное исполнение вводят в оцепенение: погружаешься в красивый мир музыки и стихов… Да, моя мама многие песни сочиняет сама и затем исполняет в кругу семьи, на конкурсах, со своей вокальной группой и сводным хором. Наш хор необычный: в нём учителя, лицеисты, родители, ветераны. Мы участвуем всей семьёй: я, мама, бабушка Нина и тётя Люда! Нам нельзя иначе! Мы всегда рядом! Мы – одна династия, один род, который живёт «по зову сердца»! По зову сердца создана моей мамой и семейная театральная студия «Пилигрим», где наравне с юными актерами занимаются их мамы и бабушки, дедушки и папы. Это большое счастье – быть не только сыном, но и учеником мамы! Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье - встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Я очень хочу быть похожим на своих «домашних» учителей, которые учат ежечасно, ежеминутно чуткости, выносливости, усердию и благородству души! « Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и - поезд отправился дальше, а учитель остался один на пустой платформе, и если высунуться из окна, то долго ещё будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей - ждут своей очереди. И в глазах написано: «Торопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель! Жизнь твоя достойна подражания!.. И тогда Учитель сразу забудет об ушедшем поезде и о пустой платформе. Да никакой платформы и не было. Чёрная доска, как инеем, покрыта пыльцой мела. На окнах цветы примулы. На стене портрет А.С. Пушкина…» -Здравствуйте, дети! Добрый день!.. И вновь я перелистываю страницы семейного альбома… Для меня дороги эти мгновения! Пройдут годы, и альбом пополнится новыми фотографиями, сюжетами еще одной педагогической карьеры… Я обещаю! Сентябрей и последних звонков – бесконечная осень! Это в жизни моей ярким светом прошла полоса! Двери школы открыты для нас! В гости милости просим! Своё сердце ребятам дарить и творить чудеса! Год за годом шагаем дорогой великих открытий… Ведь профессия эта – династия нашей семьи! Старший друг рядом с нами, советчик, наставник - учитель, Что по жизни ведёт и примером нас учит своим. Новый день пусть встречает нас солнечной, тёплой погодой! Я живу этим днём! Я учусь день и ночь напролёт… И мудрей становлюсь и моложе чуть-чуть год от года. Я – учитель! И это, поверьте, призванье моё! Наталья Селянинова
|
|||
|