|
|||
Занятие 2.. Омонимы, омоформы и омофоны.Занятие 2. Омонимы, омоформы и омофоны. ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО Загадки- шутки. 1. В какой клетке не держат птиц и зверей? 2. В каких лесах не водится дичь? 3. Из какого крана не берут воду? 4. Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ Задание № 1. Объясни значения выражений: Яркий свет ______________________________________________________ Целый свет _______________________________________________________ Сладкий на вкус __________________________________________________ Хороший вкус _____________________________________________________ ВСПОМНИ! Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение, называются ОМОНИМЫ. Омонимы всегда являются одинаковыми частями речи: обозначают предметы, действия предметов или признаки предметов. · Прочитай пары слов. Мир-мир, скат- скат, кашка-кашка, форма- форма. Задание № 2. Составь и запиши с данными омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл этих слов. Форму слов можно изменять. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВСПОМНИ! Если одинаковые по звучанию и написанию слова принадлежат к разным частям речи, то такие слова называются ОМОФОРМАМИ, ЛАЙ (собачий) – ЛАЙ (приказ лаять). Слова, которые одинаково звучат, но пишутся по - разному, называются ОМОФОНАМИ, ЛУГ – ЛУК. Омонимы, омоформы и омофоны часто используются в загадках, скороговорках, шуточных стихах – каламбурах. Задание № 3. Прочитай эти шуточные стихи Я. Козловского. Найди в них омонимы, омоформы и омофоны. Шьёт иглой портниха в строчку, Взял коньки точильщик в точку. Я, заканчивая строчку, Ставлю маленькую точку. _____________________________________ Ракушка размером с ухо. И хотя в серёдке сухо, _________________________________________ Слышит ухо, что не глухо, Как шумит в ней море глухо._________________________________________ Я коня водой пою, Песню солнышку пою._______________________________________________ Ты свети, свети, светило! Я хочу, чтоб ты светило. ____________________________________________ До поры, когда под ушки Лягут белые подушки. ______________________________________________ Кто не сводит с книг очей, Тот зовётся книгочей. ______________________________________________ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ Задание № 4. Давай поиграем! Метаграммы. 1. Различие между двумя словами есть. И ты сейчас о них понятие составишь: Когда я с И-меня ты будешь есть, Когда я с О-перешагнёшь, но есть не станешь. 2. Я раньше был кавалеристом. Скакал, как ветер, в поле чистом, Но как-то Л на Р сменил, И я в планеты угодил. 3. Чтоб отгадать, имей терпение: С Л – часть лица я, с Б – растение. 4. Меня ты можешь повстречать В просторах Арктики холодной. Перемени мне Р на Г, И стану пляской я народной. 5. Мне недолго измениться: С С я – рыба, с Ф я – птица. 6. С О мной питаются С Е одеваются. 7. Я с буквой В – угрюмая ночная птица, А с буквой Д – в воде сумею раствориться. 8. Конечно, метаграмма эта Весьма проста и несложна: Я с У – далёкая планета, Я с И я в Азии страна.
|
|||
|