Пояснительная записка.. Планируемые результаты
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение,2014год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программы по литературе, включённой в её структуру.
Планируемые результаты
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованияс учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| Характеристика учебной деятельности обучающихся
| Основные виды учебной деятельности
| Словарная работа
| Домашнее задание
|
1.
|
|
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
|
1
|
Вводный урок
| Личностные:
выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.
Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное.
Предметные:
знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
| Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.
| Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.
| Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка, абзац,
| Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.
|
|
|
|
|
| Устное народное творчество - 10 ч.
|
|
|
|
|
2.
|
|
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведений
| Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности
Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
| Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблююдение над поэтикой малых жанров.
| Ответить на вопросы: по-чему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и пого-оркой пословица «Поговорка – цветочек, посло-вица-ягодка»? Придумать и описать ситу-ацию, используя как своеобраз-ный вывод пословицу или поговорку.
| Фольклор, фольклористи ка, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка.
| Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам
|
3.
|
|
Детский фольклор
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведений
| Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки.
Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия.
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
| Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.
| Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку
| Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы
| Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обо-гащаем устную речь» (с. 8 учебника); конспект статьи учебника (с. 7-8).
|
4.
|
|
Сказка как особый жанр фольклора
|
1
|
Урок знакомства с теоретическими понятиями
| Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характер ные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказоч -ные зачины и концовки); Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоя тельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.
Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жан-ра.
| Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллю -страциями
| Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок
| Сказка, старины
| Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10); конспект статьи учебника (с. 12).
|
5.
|
|
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариан тах сказки; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
| Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
| Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»
| Постоянные эпитеты, сказочные формулы.
| Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).
|
6.
|
|
Народная мораль в характерах и поступках героев.
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ.
Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
| Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»
| Пересказ сказки «Царевна- лягушка».
Самостоятельная работа
| Постоянные эпитеты, сказочные формулы.
| Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).
|
7.
|
| Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения.
| Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать с текстовым материа лом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки
Предметные: иметь представле ние о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)
| Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, созда-ние собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки
| Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.
| Повторы, постоянные эпитеты, формулы волшебных сказок
| Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
|
8.
|
| Изобразительный характер формул волшебной сказки.
|
1
|
Урок развития речи
| Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ых приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников.
Предметные: умениенаходить отличия в вариантах сказки.
| Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника
| Ответить на вопросы статьи учебника
|
| Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28 - 38)
|
9.
|
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа -ния
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения.
| Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста.
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
| Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.
| Выразительное чтение.
| Гипербола.
Героическая
сказка.
Герой.
| Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).
|
10.
|
|
Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию
Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту.
Предметные: закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа
| Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.
| Составить план сказки. Самостоятель ная работа.
| Постоянные эпитеты, пов-торы, сказоч -ные формулы, вариативность народных сказок
| Подготовить выразительное чтение русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель» (с.42- -43), нарисовать ил-люстрации
|
11.
|
|
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
|
Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа)
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставлен ные вопросы.
Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.
|
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопро -сы; чтение по ролям; сопостав -ление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»
|
Анализ сказок
|
| Подготовить вопросы для конкурса на знание на-родных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)
|
|
|
|
|
| Древнерусская литература
2 ч.
|
|
|
|
|
12.
|
| Возникновение древнерусской литературы.
«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать опреде ление понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…».
Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин.
Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям),
| Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.
|
Чтение по ролям. Словарная работа
| Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина
| Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воево -ды Претича»
(с. 48 - 50)
|
13.
|
|
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| умение определять черты фольклора в летописи.
Литература 18 века
1 ч.
| Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Ивано- ва; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51)
| Составление цитатного плана. Пересказ.
|
Устаревшие слова
|
Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)
|
14.
|
|
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверж- дение наук в отечестве».
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений
Предметные: знать определе ние теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо поставлен житейский, практический опыт простого человека
| Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения
| Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем , что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?
| Астроном, весьма, слыл, очаг; Коперник, Птоломей
| Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)
|
|
|
|
|
| Литература 19 века
39 ч.
|
|
|
|
|
15.
|
|
Русские басни. Басня как литературный жанр
|
1
|
Урок чтения и изучения произведений
| Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев)
Меиапредметные: умение выразительно читать
Предметные: умение опре делять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особен ности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанро вые особенности басни
| Чтение статьи учебника «Рус-ские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сума-рокове, Лафон-тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки
| Чтение по ролям.
| Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басниЭзопов язык
| Конспект статьи учебника (с.57)
Подготовить рассказ об И.А.Крылове ( с.58 - 59); про-читать басни (по выбору), подготовиться к викторине.
|
16.
|
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни
Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать жанровые особенности басни
| Чтение басни и ее полноценное вос-приятие; ответы на вопросы; чте-ние по ролям; установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи
| Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям
| Басня, аллегория, мораль басни.
| Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне.
|
17.
|
|
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведений
| Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи
Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов
Предметные: знать жанровые особенности басни
| Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментирован -ное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»
| Инсценирован -ное чтение
| Басня, аллегория, мораль басни.
| Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64)
|
18.
|
|
Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне
|
1
|
Урок развития речи
| Личностные: на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отноше ние к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.
Метапредметные: умение выразительно читать
Предметные: знать художествен ные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использо вать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр
| Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понравив шихся басен
| Создание басни
| Басня, аллегория, мораль басни
| Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.
|
19.
|
|
В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
|
1
|
Урок внеклассного чтения
| Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова
Метапредметные:
Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи
| Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презента -ция иллюстраций; сопоставление басен
| Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций
|
| Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»
|
20.
|
|
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки
Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки.
| Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие худо -жественного произведения; ответы на вопро сы; установление ассоциативных связей с произве- дениями живопи си
| Беседа по прочитаному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.
| Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки
| Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»( с. 71-81). Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 82 - 83)
|
21.
|
|
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
|
1
|
Урок чтения и изучения произведения
| Личностные:понимание роли и значения сказок в жизни селовека
Метапредметные: овладение умением составления таблицы, выявление общих и отличитель ных черт
Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки
| Чтение сказки, ответы на вопро -сы, сопоставле -ние сказки народ-ной и литератур -ной, выявление общих и отличи -тельных черт
| Составление таблицы «Сходство и различие рус-ской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка.
| Сказочные формулы волшебной сказки
| Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царев- ны со старушон- кой, описание объятого сном замка)
|
22.
|
|
Баллада В.А.Жуковского «Кубок»
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада»,
Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения
Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям
| Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.
| Чтение по ролям
| Баллада, ратник, латник
| Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90).
|
23.
|
|
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»
|
1
|
Урок чтения и обсуждения произведения
| Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе
Метапредметные: вырабатывать умение вырази тельного чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в текс-те, отвечать на поставленные вопрсы.
Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра ба |
|