Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проиграла ли Тень? «Большая игра» Колеса времени



 

 

Проиграла ли Тень? «Большая игра» Колеса времени

Загадки Эпохи Легенд

Часть 2

«Настоящая цель войны – мир»

Сунь-цзы

Ход Войны Тени также полон загадок и недомолвок. Так, нам достоверно известно, что первые 3 года войны перевес был на стороне Тени, с 3 по 7 год –  на стороне Света, с 7 по 10 –  снова на стороне Тени. Однако подобное течение военной кампании противоречит здравой логике. В первые 3 года на стороне Льюиса Терина  были такие выдающиеся военачальники как Барид Бел Медар (Демандред), Дурам Ладдел Чам (Белал), Тел Джанин Аэллинсар (Саммаэль). Несмотря на это Тень наступает.

На 3 год войны на сторону Тени переходит Демандред, на 4 –  Саммаэль (предварительно сдав одну из ключевых крепостей). Свет потерял их военные таланты, а Тень - приобрела. Логичным представляется, что напор Тени усилится в разы, в силы Света будут бесславно разбиты.

Но не тут-то было. Всё происходит ровно наоборот. Свет начинает контрнаступление, которое продолжается 4 года. Первая мысль, которая приходит в голову –  это то, что великие генералы Эпохи Легенд были бездарны и больше мешали, чем помогали. Иными словами, «с такими союзниками и врагов не нужно». Вроде логично –  пока они были союзниками Льюиса Терина, Льюис Терин проигрывал. Как только они стали союзниками Темного, проигрывать стал Темный. Однако самое простое решение, не всегда самое верное. Во-первых, вряд ли стоит считать Темного идиотом, который раздаёт звание Избранных откровенным бездарностям. Во-вторых, эти же Избранные достаточно неплохо проявили себя во время последних трёх лет войны. Можно также предположить, что Льюис Терин был глуп, на 4 год войны внезапно поумнел, а на 8 – снова поглупел. Мда, в эту версию тоже как-то слабо верится.

Что же произошло на самом деле? Вероятно, на 4 год войны произошёл некий Инцидент. На борьбу с последствиями которого были направлены все силы Тени. Фронт войны со Светом для Темного сразу же стал второстепенным направлением. Воспользовавшись тем, что силы Тени распылены, Льюис Терин немедленно нанёс удар в спину. Наступление Света 4-7 года войны Тени объясняется тем, что основные силы Тени сражались в совершенно другом месте. С этим предположением отлично согласует история Саммаэля. Мы точно знаем год, в который Саммаэль перешёл на Сторону Тени – это 4 год войны. Читаем описание Саммаэля в Путеводителе: «несмотря на свои способности воина и тактика, Саммаэль предпочитал вести в бой свои силы только тогда, когда был уверен в победе». Мы также неплохо знакомы с деятельностью Саммаэля во время Третьей эпохи и должны согласиться с подобной характеристикой. Однако  ведь 4 год войны – это год, когда Тень потеряла стратегическую инициативу и начала отступать. Получается, что Саммаэль решил перейти на сторону проигрывающего! Для такого у него должны были быть действительно железные основания. Саммаэль никогда не отличался излишней романтикой или прекраснодушием. Поэтому, предположу, что поменять сторону его вынудило осознание некой угрозы, понять и предотвратить которую Льюис Терин в принципе не был способен. Но с которой могла разобраться Тень. О том, что именно произошло, мы поговорим подробнее немного позже, в свой черёд. Пока же, пусть уважаемый читатель запомнит – на 4 году Войны Тени произошло некое событие, существенно подкосившее силы Тени. Эта информация нам ещё пригодится.

В истории Войны Тени встречаются и ещё более загадочные явления. Например, рассказ «Удар по Шайол-Гул»  упоминает о существование партии сторонников переговоров с Тенью. Причем группировки, настроенные на заключение переговоров с Тенью, появлялись неоднократно, в разные годы. Однако, во всех случаях, события развивались по одному и тому же сценарию:

1) Тень соглашалась на проведение переговоров (что ещё раз подтверждает – Темный не был заинтересован в эскалации военных действий, в мирное время он добился бы своих целей гораздо быстрее);

2) Тень гарантировала неприкосновенность для участников переговоров (что опровергает аргументы о том, что Тень стремилась к полному уничтожению своих оппонентов) и держала своё слово – никто из переговорщиков не был убит;

3) Участники переговоров со стороны Света неизменно переходили на сторону Тени. Вот, что пишет об этом сам Р. Джордан: «Ясно, что несколько раз во время войны эти люди по собственной инициативе отправляли к Отрекшимся посольства, пытаясь заключить с ними соглашение о прекращении кровопролития. Позже все они были найдены за исполнением дел, оказывающих помощь Тени, хотя многие из них, кажется, даже не осознавали этого».

Очень интересная информация – все, кто выступал за прекращение кровавой бойни, рано или поздно оказывались на стороне Тени. Все, без каких-либо исключений. Поэтому, согласимся к Темному переходили и высокоморальные люди. Личности, не ищущие для себя власти, богатства или славы, а думающие только о служении обществу (более того, я полагаю, что подобные альтруистические мотивы определяли действия даже некоторых Отрекшихся). Что же это означает? Боюсь только одно – то, что у Тени была некая сверхубедительнейшая информация, ознакомившись с которой любой здравомыслящий индивид признавал правильность пути Тени.

Это не может быть обещание власти, богатства, бессмертия и т.д. Ибо всегда нашёлся бы человек, который, не задумываясь, отвергнул бы всё предложенное ради жизни и счастья других, ради общей победы. Так, эпохой позже Ранд, Перрин и Мэт отклонили предложения Ишамаэля, обещавшего всё перечисленное. Неужели люди Эпохи Легенд были слабее волей? Нет, к такому решению могло привести лишь некое знание, способное  перевернуть мировоззрение любого, кто прикоснулся к нему. Что это может быть? Только одно –  они узнали правду о том, что из себя представляет Темный. После этого о дальнейшем следовании по пути Света для них не могло быть и речи...

Не ошибусь, если скажу, что одним из первых, догадавшихся об истинной сущности Темного был Элан Морин Тедронай, ставший впоследствии Ишамаэлем. Как известно, он был философом, автором многих работ,ни одна из которых не дошла до Третьей Эпохи. Очень плохой знак для сторонников Света. Если эти работы полны людоедских теорий и ненависти, то ради победы Света необходимо, наоборот, держать в их открытом доступе. Чтобы каждый желающий, обратившись в публичную библиотеку Кайриэна или Тар Валона, мог получить на руки томик работ Ишамаэля и лично убедиться – Элан Морин Тедронай был законченным подонком и поедателем младенцев.

Однако если его работы имеют гуманистическую направленность, то сторонникам Света их действительно нужно уничтожать. Иначе у прочитавших зародятся сомнения – оказывается, на сторону Тени переходили и вполне достойные люди. И это практически прямо подтверждается текстом: «Публичное признание Предавшегося Тени, услышанное от уважаемого всем миром человека ... привело к еще большим беспорядкам». Мы не знаем к какой философской школе он принадлежал, но если бы Элан Морин исповедовал что-то вроде ницшеанства, то его демонстративный переход на сторону Тени не вызвал такой острой реакции. Сказали бы – «Ну, а что ещё можно было бы ожидать от него? Все вполне закономерно». Нет, очевидно всё было совершенно по-другому: философская концепция Элана Морина никак не увязывалась с переходом ко злу  (а Темный, учитывая всё известное о нём, на добро никак не тянет).

Мы не можем восстановить профессиональный состав всех 29 Отрекшихся, но знаем по крайней мере о 13 доживших до третьей Эпохи.

Итак:

Ишамаэль - философ;

Агинор - биолог;

Балтамель - историк;

Равин - чиновник;

Саммаэль - спортсмен;

Демандред – учёный? политик? (точную отрасль знаний определить тяжело, но Демандред считался вторым после Льюиса Терина);

Белал - юрист;

Асмодиан - музыкант;

Ланфир - физик;

Грендаль - психотерапевт;

Семираг – врач;

Месана – учитель;

Могидин – экономист.

Есть ли между ними что-то общее? Конечно, есть – все они, кроме Саммаэля, принадлежат к прослойке называемой «интеллигенцией. Среди Отрекшихся нет ни крестьянина, ни слесаря, ни даже торговца (Могидин – финансовый аналитик, продажами она не занималась).

«Высший Совет Тени», если его можно так назвать, формировался исключительно из интеллектуалов. Ergo, Темный не является шаблонным «Темным властелином» и параноиком, он понимает важность привлечения на свою сторону интеллектуальных элит Эпохи Легенд. Но чтобы привлечь таких личностей на свою сторону, их нужно чем-нибудь заинтересовать. «Он купил их обещанием бессмертия и власти» – скажете вы. Власть, положим, у многих Отрекшихся или уже была, или же они нею попросту не интересовались. А пусть даже и интересовались. Книги описывают их как одних из лучших людей своего времени, не зря большинство Отрекшихся имели третье имя. Тот же Элан Морин Тедронай вполне мог выиграть любые выборы. Ну а если не мог и выборы выигрывали денежные мешки, а не выдающиеся философы, то что-то в Эпоху Легенд изрядно прогнило и Темный тут совсем не причем.

С обещанием бессмертия дела обстоят еще интереснее – Темный начал исполнять свои обещания лишь в Третью эпоху. И то не сразу, а лишь после того как у него стали заканчиваться Избранные. Между гибелью Агинора и Балтамеля и их воскрешением прошел изрядный промежуток времени. У меня крепнут подозрения, что если бы Ранд не принялся так энергично сокращать их число, то эти двое так и не дождались бы воскрешения.

Так каким образом Избранные третьей эпохи могли знать, что Отец лжи не врет? Тем более вся теория применения Единой Силы говорила о том, что Исцеление смерти – невозможно. Они были наивными дурачками, которые после первого же намека забыли о сотнях проведенных исследований и  верили первому встречному? Не похоже. Необъяснимо (на первый взгляд), но факт – лучшие ученые Эпохи Легенд, филигранно владевшие методами научного анализа, внезапно поверили в возможность вечной жизни. Ладно бы, если б в эпоху Легенд процветала религия. Но нет – это время описано как период атеизма.

Мне представляется, что для массового перехода Айз Седай на сторону Темного были совершенно другие основания. Как мы выяснили – к началу Войны Силы общество Эпохи Легенд оказалось в кризисе: политическом, экономическом, нравственном. «Айз Седай» в переводе с Древнего наречия – это «слуги сущего». Очевидно, что они пытались выработать план выхода из этого кризиса. Часть из них ходила советоваться к Темному (чей интеллект был широко известен, тем более на этот момент Темный считался лишь неким физическим феноменом, с которым допустимо контактировать). Другая часть держалась Льюиса Терина и Латры Посае, разрабатывая свой альтернативный план.

В итоге на выходе возникло два диаметрально противоположных Проекта выхода из кризиса. Их детали тяжело установить по прошествии стольких лет, однако можно предположить, что проект Темного был циничен, сомнителен с морально-этической стороны, однако рационален и имел больше шансов на осуществление. Проект Терина-Посае был полон возвышенных и прекраснодушных лозунгов, однако реальность его осуществления была сомнительной. Кроме того, проект Темного, скорее всего, предусматривал смещение Льюиса Терина с должности Первого среди слуг (к тому времени его компетентность действительно начала вызывать вопросы) и полную реорганизацию структуры Айз Седай.

Льюис Терин пришел в ярость. С этого момента Темный был объявлен «абсолютным злом» виновным в Падении в Тень. Любые контакты с Темным были запрещены, а Друзья Темного подлежали уголовному преследованию. Очевидно, далее по плану Льюиса Терина и Латры Посае в течение нескольких дней должна была произойти «зачистка» основных городов от Друзей Темного. Отметим, что даже на этом этапе Льюис Терин не собирался что-либо делать с Отверстием, рассчитывая перебороть нарастающее влияние Темного репрессивными мерами. Итак, приказ на «зачистку» был отдан.

Ирония судьбы состояла в том, что Темный действительно оказался далек от идеалов «непротивлению насилию» и успел спрогнозировать подобное развитие событий, подготовив отряды троллоков и мурдраалов. Так началась Война Тени. Выбор шел между диктатурой Льюиса Терина (которая вяло прикрывалась знаменами «демократии») и диктатурой Темного.

Впрочем, давайте отвлечёмся от Айз Седай и перейдем к самым, что ни на есть широким слоям населения. «Путеводитель по миру Колеса Времени» живописует мятежи и восстания, которые сотрясали тылы Светлых. Однако известно ли нам хотя бы единое восстание на территории под властью Тени? Нет, не известно. Это также заставляет задуматься. То ли пропаганда у Льюиса Терина была поставлена хуже, то ли войска армии Света совершали зверства не уступавшие деяниям троллоков и мурдраалов. Последнее предположение не лишено правдоподобия. Вряд ли все любители посмотреть дуэли шаджи одновременно строевым шагом пошли записываться в армию Темного. Упадок морали во времена Падения в Тень затронул все общество. Естественно, что часть «моральных разложенцев» оказались и на стороне Света. Таким образом, военные преступления совершали обе Стороны.

Но вина за жертвы среди мирного населения, за непрекращающуюся мясорубку, утягивающую человеческие жизни, лежит, в основном, на Льюисе Терине. Он в любой момент мог, если и не нанести Тени сокрушительное поражение, то перевернуть ход действий в свою пользу. Мог, но не захотел. Речь идет о Ланфир. Вот как Грендаль описывала их взаимоотношения: «Мне помнится, Льюс Тэрин вроде как вовсю тобой помыкал... И так сказать, держал на посылках. За вином для себя гонял... Он так завладел твоими мыслями, что скажи он «коврик», - ты растянулась бы у его ног...»  A parte: вообще-то уже после этих слов обязано возникнуть подозрение, что с моралью в Эпоху Легенд начало твориться что-то нехорошее еще до пробития Скважины. Это не нормальные отношения двух влюбленных. И если так со своей любимой женщиной поступал «лучший из лучших» из представителей Света, то что же представляли собой «худшие»? 

Льюис Терин Теламон в любой момент мог перетянуть Ланфир на свою сторону. Вместе со всеми секретными сведениями и планами Тени. Со всеми знаниями о слабых местах Темного.  Я уже не говорю о мощном пропагандистском эффекте от такой акции. Достаточно было развестись со своей женой и отослать её с детьми в монастырь в отдалённый исследовательский институт. Сказать Ланфир, что понял и осознал, что не может без неё жить, что своей властью «Первого из слуг» дарит полное прощение всех её деяний и вдобавок предлагает свою руку и сердце – официальный брак и статус жены Льюиса Терина Теламона. Люди верят в то, что хотят верить… Вы действительно думаете, что Ланфир устояла бы?

Да, наверное, пойти на такой поступок тяжело и больно. Очень больно. Но должность государственного деятеля несет не только власть и привилегии, но и ответственность.  И умение пожертвовать если не своей жизнью, то хотя бы своим семейным счастьем ради жизней тысяч людей, которые доверились тебе.

Но Льюис Терин не хотел ничем жертвовать. Вместо этого он разрабатывает план по запечатыванию Отверстия. Путеводитель именует план «дерзким» и отмечает, что его неприятие привело к расколу между мужчинами и женщинами Айз Седай. Расколу, который продлился более 3000 лет!

Я не могу осуждать Латру Посае. Так как план был не «дерзким», а «дурацким». Из «Удара по Шайол-Гул» известно, что Льюис Терин застал там Отрекшихся по чистой случайности. Первоначальный план предусматривал лишь запечатывание Темного. После чего, оставшиеся на свободе Отрекшиеся немедленно развязали бы между собой междоусобные войны. В результате, количество жертв войны увеличилось бы на порядок. Я уже не говорю, что после подавления открытого сопротивления Тени некоторых Отрекшихся (ту же самую Могидин) пришлось бы вылавливать десятилетиями. Во время которых они, без сомнения, продолжали бы устраивать диверсии и террористические акты.

Льюису Терину невероятно повезло. Вероятно сработал эффект та’верена. Однако повезло не до конца. Темный ответным ударом запятнал Саидин. Стоп! Я не буду оспаривать то, что Порча связана с Темным. Но откуда нам известно, что Темный умышленно запятнал Саидин? Да, он дает своим Избранным защиту от Порчи. Но защиту можно обеспечивать и от тех явлений, к возникновению которых ты не имеешь не малейшего отношения. К тому же очевидно, что обеспечение такой защиты требует даже от него громадного напряжения сил. Обычных Повелителей ужаса он защитить не может. Хотя, казалось бы, если Порча дело его рук – то это не должно составить никаких усилий.

И снова «Qui prodest?» Кому выгодно? Неужели это выгодно Темному? Ведь Темный до сих пор наоборот, опирался на ченнелеров (не зря все Избранные – ченнелеры). К тому же взаимное недоверие между Повелителями Ужаса усугубилось. Теперь, в дополнение к обычным интригам, женщины стали опасться мужчин. 

Вряд ли Повелителей ужаса ждали с распростертыми объятьями и в стеддингах, а вот мужчин Айз Седай, сражавшимся на стороне Света, там всегда были рады видеть. А школы Месаны, поставлявшие большую часть Повелителей Ужаса. В них не было раздельного обучения мальчиков и девочек. Увы, но эти «кузницы кадров» для Великого Повелителя также прекратили действовать после появления Порчи. А это значит, что мобилизационный резерв Тени быстро иссяк. Создается впечатление, что если бы не порча и Разлом, Тень все еще могла выиграть Войну Силы.

Да, а что собственно мы знаем о Порче? Льюис Терин и Сто Спутников пошли запечатывать Отверстие, следуя опасному плану, предусматривающему, по сути, постановку эксперимента с непредсказуемыми последствиями. После этого их в своем уме никто больше не видел. Никто не мог расспросить, что же именно произошло у Отверстия в тот день. Однако это скорее похоже не на умышленный ответный удар Темного, а на побочный эффект манипуляций Льюиса Терина по установке печатей и соприкосновению с Темным. Своеобразная техногенная катастрофа тысячелетия.  В самом деле, распространение порчи не происходило одновременно. Вначале Спутники, через десять лет – остальные мужчины, и лишь через сотни лет – Пути. «В отличие от Спутников, на большинство мужчин, способных направлять, порча подействовала не сразу…С момента основных разрушений, вызванных Льюсом Тэрином и оставшимися в живых Спутниками, прошло почти десять лет, когда порча стала овладевать другими мужчинами Айз Седай». Через десять лет Темный надежно сидел под печатями… Нет, это больше похоже на распространение загрязнения, исходящего из какого-то необнаруженного источника. Если бы Порча была частью Темного, то логично было бы ожидать, что во временем она будет ослабевать. Однако этого не происходило. Могли ли Льюис Терин и Темный, вступив в противоборство, случайно пробить в Узоре дыру в некое место, откуда в саидин хлынула Порча? Есть все основания предполагать, что попытки дырявить Узор небезопасное занятие – особенно, когда неизвестно, что за ним. Не исключено, что Темный это еще совсем не худший вариант из того, что там может находится.

А как все хорошо начиналось… Вспомним день запечатывания Темного «Сквозь ряды солдат с шоковыми копьями, восседавших на бронированных джокарах, Коумин видел и другие поля, каждое из которых было замкнуто в такое же живое кольцо. Над головой жужжал махолет. С виду он напоминал огромную черную осу, но Коумин знал, что внутри этого летательного аппарата находятся двое патрульных.» Все достижения цивилизации удалось пронести через войну и сохранить. Темный побежден и теперь, всё будет только лучше и лучше: «Из города доносились музыка, пение и радостный смех. На башне городского совета неистово звонил колокол. Горожане танцевали прямо на улицах, и Коумину с трудом удавалось протискиваться сквозь толпу». Они еще не знают, что у них впереди Разлом…

Что же это всё напоминает… Концовку «Памяти света», не так ли?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.