Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Загадки Эпохи Легенд



Загадки Эпохи Легенд

Часть 1

История – описание, преимущественно лживое, деяний, преимущественно незначительных, совершенных правителями, преимущественно подлыми, и вояками, преимущественно тупыми.

Амброз Бирс.

Признаюсь, что первые сомнения в истинности привычной точки зрения на события «Колеса времени» посетили меня после прочтения «Удара по Шайол-Гул» и «Путеводителя по Колесу времени».

Для начала давайте оставим в стороне всякий субъективизм и задумаемся над ...числами. Гибель Эпохи Легенд традиционно делится на 3 периода: 1) Падение в тень; 2) Война Тени; 3) Разлом. Продолжительность Падения в тень оценивают в 100- 210 лет (но в любом случае не менее 70 лет, согласно «Удару по Шайол Гул» и биографии Ланфир). Война Тени длилась около 10 лет, события Раскола растянулись на 250-350 лет. И что же мы видим? Если составить наглядный график, отображающий хронологию упадка Эпохи Легенд, то «Война Тени» будет представлять на нем просто-таки ничтожный отрезок – почти что точку. Уже интересно, согласитесь. Еще у нас есть уникальное свидетельство Коумина (воспоминания Руидина) из которого видно – современники окончания Войны Тени не считали, что живут в последние годы Эпохи Легенд. Наоборот, мы наблюдаем всеобщую радость и уверенность в том, что «все будет, как и раньше». А как, собственно, обстояли дела раньше?

В Третью Эпоху окончательно утвердилось представление об Эпохе Легенд как о своеобразном «Золотом Веке» человечества, воплощенной Утопии. Которая постепенно деградировала под влиянием Темного. Несомненно, в период Падения в тень действительно наблюдалась картина всё более возрастающего упадка, декаданса и энтропии. Я сознаю, что следующим вопросом шокирую почтенных читателей. Однако я не могу не задать его. Откуда именно мы знаем о том, что за все негативные тенденции периода Падения в тень ответственность несёт Темный? Напомню золотое правило логики – «Post hoc, ergo propter hoc». После - не значит вследствие. Какие у нас аргументы за то, что падание в Тень стало последствием влияния Темного, а не естественным процессом, случайно совпавшим с периодом после пробития Скважины? Таких аргументов я не вижу.

Напротив, некоторые свидетельства заставляют засомневаться, что в Эпоху Легенд все обстояло так уж прекрасно, как нас пытаются убедить. Во-первых, существование если не рабства, то крепостничества. Да-да, я о Чарне. Ланфир дала согласие на его брак и выписала ему нечто вроде «вольной». Но это Ланфир (сама по себе крайне незаурядная и  интересная личность –  о ней у нас будет отдельный разговор). А если бы Чарну досталась другая хозяйка? Меня коробит сама постановка вопроса – пожизненная работа слугой без права перехода к другому хозяину, необходимость просить разрешения на брак... Не удивлюсь, если Айз Седай практиковали обмен Дайшан Айил на породистых собак.

Очень характерен эпизод разговора Чарна и незнакомца, толкнувшего его. Вначале он грубит и явно нарывается на драку, затем –  узнав в Чарне Дайшан Айил, пресмыкается перед ним. Напоминаю, на этот момент Отверстие ещё не просверлено(!).

Давайте присмотримся и к биографии Балтамела, вернее Эвала Раммена до того как он стал он стал Балтамелом. Он «проводил много времени в заведениях, которые сегодня назвали бы тавернами самого низкого пошиба. Ему доставляло огромное удовольствие общение с самыми низкими слоями общества, вплоть до преступников». Значит, притоны, бордели и преступления все же существовали. Да и ещё бы им не существовать. Как бы тогда делал карьеру Бе’лал? Да, я знаю, что адвокаты могут работать и в гражданском процессе. Однако психологический профиль Бе’лала – это профиль именно уголовного адвоката. Да и само по себе существование развитой судебной системы (отметим, что юристы считаются почетной профессией, тот же Бе’лал не только получил третье имя, но и был другом Льюиса Терина), говорит о наличии значительных трений и противоречий в обществе. Если люди постоянно выясняют между собой отношения в судах – значит до Золотого века еще довольно далеко.

Из всего этого следует ясный и однозначный вывод – кризисные явления в обществе Эпохи Легенд начались еще до пробития Отверстия.

Говоря о периоде Падения в Тень, необходимо отметить ещё одну любопытную особенность. На протяжении всего «Колеса Времени» нам внушали мысль: если печати, закрывающие Отверстие падут, то немедленно наступит Конец Света. Однако... во время Падения в Тень Отверстие оставалось открытым и никакого Конца Света не наступало. От 70 до 200 лет Отверстие стояло незапечатанным, Темный не был скован и ... ничего особо жуткого не происходило. Жизнь шла своим чередом. Мало того, судя по сохранившимся свидетельствам, жители Эпохи Легенд (по крайней мере Айз Седай) могли время от времени приходить к Темному пообщаться, обсудить тот или иной вопрос – и это не считалось чем-то предосудительным. «Большинство людей не желали забивать себе голову, и видели лишь возможные выгоды для себя в свободе Темного. Прежде, чем оставшаяся часть мира поняла с какой силой им пришлось столкнуться, все больше появлялось тех, кто одобрял Темного»; «Темный предлагал им свое покровительство и возможность получить то, чего эти люди другим способом никогда бы не получили» (Путеводитель по миру Колеса Времени). Это описание времён до начала Войны Тени.

Подобные свидетельства позволяют взглянуть на события Эпохи Легенд совершенно по-другому. Тогда, в отличие от последующей Эпохи, каждый мог поговорить с Темным, а затем, осознанно и обдуманно сделать свой выбор между Светом и Тенью. Позднее в Третьей Эпохе ситуация была принципиально иная – человек, решивший стать на сторону Тени был лишён возможности выслушать самого Темного, о философии Тени он узнавал в лучшем случае от Ишамаэля (и не факт, что цели и взгляды Ишамаэля совпадали с целями и взглядами Темного). А в худшем – в интерпретации ближайшего Друга Темного, осуществляющего вербовку. Им вполне мог оказаться неграмотный фермер или матрос. Неудивительно, что философия Тени в подобных пересказах скатилась до «убить всех человеков», а Друзья Темного комплектовались преимущественно из законченных отморозков (к счастью, были и исключения).

Возвращаясь к Эпохе Легенд, следует признать – общение с Темным на то время не считалось признаком принадлежности к злу. Вместе с тем аморальность Темного и его деструктивные намерения стали понятны почти с самого первого соприкосновения с ним. Нет ли тут противоречия? Полагаю, что нет. Современники Эпохи Легенд относились к Темному не как к «Аццкому Сотоне», а как к интересному физическому явлению, имеющему собственный разум. Опасному, но не настолько, чтобы отказаться о его изучения, от контактов с ним. И, кстати, скорее всего они были правы. Темный – не первый и не последний враждебный человечеству разум, изучавшийся в Эпоху Легенд. Башня Генджей, договоры с Илфинн и Элфинн... и снова я вынужден бросить камень в огород Айз Седай Эпохи Легенд. Заключать договора с подозрительными людолисами, питающимися Силой и сдирающими человеческую кожу можно, а говорить с Темным почему-то нельзя. Очевидно, что до начала Войны Тени Айз Седай не считали Отверстие источником опасности (а, что если они были правы?) – в результате в течение всего Падения в Тень Отверстие оставалось открытым.

Хорошо, всё же предположим, что Айз Седай допустили преступную небрежность и недооценили опасность, исходящую от Темного. Но что же в это время делал их руководитель, Льюис Терин Теламон? Он ... ничего не делал. Вообще ничего. Хотя, по всем писанным и неписанным правилам, служебное расследование должно было быть начато уже после гибели Шарома. Представьте: научный эксперимент закончился провалом, есть массовые жертвы среди ученых и мирного населения, затем один из организаторов эксперимента (Бейдомон) заканчивает жизнь самоубийством при подозрительных обстоятельствах. И Льюис Терин ничего не предпринимает... Как минимум он должен был взять объяснительную у Миерин, запротоколировать показания и обеспечить её круглосуточную охрану пока она не «совершила самоубийство» вслед за Бейдомоном. Миерин Эронайл выжила чудом –  вопреки действиям Льюиса Терина, а не благодаря им.

Чем далее мы углубляемся в исследование истории с бурением Отверстия, тем интереснее становятся находки. Оказывается отчёт о сверлении Отверстия был составлен лишь спустя 150 лет после проведения эксперимента: «Оригинал отчета об этом эксперименте датирован, очевидно, началом первого столетия П.Р.» Не поздновато ли? К тому же отчет составляли уже после того как Ланфир была запечатана в Шайол Гул. И уже не могла ничего ни подтвердить, ни опровергнуть. Случайность? Не думаю! Отчёт начал составляться только после того как исчезла последняя свидетельница эксперимента...

Ну, ладно – отвлечёмся от сверления Отверстия. И вспомним ужасы Падения в Тень. Например, «именно в это время появились, и на время стали очень модными, зверские по своей жестокости спортивные состязания, известные, как «дуэли шаджи». Дуэли шаджи проводились в Куале, с использованием кинжалов для левой и правой руки, называемых соответственно осан'гар и аран'гар, лезвия которых смазывался медленно действующим ядом. К исходу дуэли крайне редко выявлялся явный победитель, обычно погибали оба ее участника: либо от ловкого, смертоносного удара, либо от яда. В некоторых частях мира в годы предшествующие окончательному краху в войне, убийствам и насилию эти спортивные состязания стали регулярным и постоянным зрелищем».

Действительно ужас! При каком же правителе Айз Седай происходили подобные зверства? Конечно, при Льюисе Терине Теламоне! Это не времена Войны Тени, пока что нет никаких «территорий оккупированных Тенью» –  все эти «забавы» происходят на территориях под властью Льюиса Терина. А он то ли не хочет, то ли не может приостановить эти безобразия. В любом случае налицо крайняя некомпетентность и профессиональное несоответствие должности предводителя Айз Седай. Вдумайтесь – Падение в Тень пришлось на годы правления Льюиса Терина. По сути это примитивный эвфемизм, призванный замаскировать роль Льюиса Терина в гибели Эпохи Легенд. Читая о конце Второй Эпохи следует просто заменять слова «годы Падения в Тень» на «годы правления Льюиса Терина». И всё станет ясно и понятно. «Цивилизация стремительно рушилась» (цитата из «Путеводителя по Колесу Времени») – вот печальный итог правления Льюиса Терина.

Но всё же нельзя сказать, что Льюис Терин совсем ничего не делал. Вместо борьбы за спасение цивилизации, он занялся установлением личной диктатуры, сосредоточив в своих руках практически неограниченную власть. Он создал девять скипетров власти – 9 тер’ангриалов, направленных на подчинение остальных Айз Седай (одним из этих скипетров является, предположительно, Клятвенный жезл из Белой башни – в Эпоху Легенд Льюис Терин, вероятно, требовал от других Айз Седай приносить на нём клятву верности Дракону). Также в годы Падения в Тень Льюис Терин успел заключить выгодный брак с Илиеной. В личной жизни Льюис Терин отметился как сибарит, эпикуреец и любитель роскоши – чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с описанием интерьеров его дворца в прологе «Ока Мира». Вот так проходили последние годы Эпохи Легенд - для большинства это  была «гибель цивилизации и бесславная смерть» (Путеводитель), а для Льюиса Терина и его приближенных – это жизнь полная впечатлений и изысканных развлечений.

Война Тени сейчас видится неизбежным последствием бурения Отверстия и распространением идеологии Тени. Однако если мы взялись проводить самостоятельное расследование тех далёких событий, то не следует забывать и о принципе «qui prodest» – «кому выгодно». Итак, выгодно ли Темному начало войны Тени?  Очевидно, что не выгодно. Зачем форсировать события, если всё и так складывается в твою пользу? Как нам известно из Путеводителя к Колесу Времени, после открытия Отверстия число сторонников Тени постоянно росло. Так зачем им было затевать войну, если сам ход истории склонялся в их пользу? Стоило всего лишь просто подождать несколько десятилетий – и никакой войны вообще не понадобилось бы. При сохранении существовавшей тенденции к росту Друзей Тёмного, их число вскоре составило бы подавляющее большинство от населения Эпохи Легенд и они взяли бы власть в руки сугубо мирным способом. Победив на выборах –  ведь в Эпоху Легенд была демократия. Завербовав в свои сторонники наиболее авторитетных лидеров общественного мнения (как показывает деятельность Бе’лала, шаги в этом направлении уже предпринимались). На худой конец, перетянув на свою сторону генералитет. После чего Льюис Терин не смог бы ничего сделать. Его вполне легально отстранили бы от власти при полном одобрении населения, проникнувшегося идеологией Тени. После чего «Друг Темного» официально стало бы почетным званием, которое ещё нужно было заслужить, а история Падения в Тень была бы переписана как история борьбы Избранных против прогнившего и коррумпированного режима Льюиса Теламона (третьего имени «Терин» его, несомненно, лишили бы). Создается стойкое впечатление, что Война Тени была выгодна сторонниками Света.

Поднимать открытое восстание и развязывать войну было не в интересах Тени. Да и что, в сущности, представляла собой Война Тени? Да, со стороны Тени были троллоки и мурдраалы. Но со стороны Света были нимы и огир (это то, что мы знаем –  а возможно там были и другие мутанты, лично меня мучат сомнения, что Агинор был единственным генетиком того времени). Однако весь командный состав и большинство рядового состава с обоих сторон состояли из людей. Была ли Война Тени войной на уничтожение? Тень, во всяком случае, не устраивала тотального геноцида (хотя военные преступления имели место, как уже говорилось, Тень тоже далеко не добрая и пушистая). Известно, что для управления завоёванными провинциями назначались губернаторы, причём Темный всегда учитывал склонность того или иного Избранного к эффективному управлению.  

Как известно, повороты Колеса времени имеют некоторую цикличность. Как-то во время своего общения с читателями Р. Джордан подтвердил, что души Отрекшихся не привязаны к Тени, за исключением Ишамаэля, и во время новой реинкарнации Отрекшиеся могут присоединяться как к Свету, так и к Тени. Выбор за ними самими. О чем-то подобном рассказывал и Ишамаэль. Он, правда, любил добавлять, что такой же выбор есть и у Дракона. Таким образом, возможны повороты Колеса на которых тот же самый Агинор выбирает сторону Света. Хотелось бы увидеть эти эпохи – очевидно, что на стороне Тени нет ни троллоков, ни мурдраалов, ни драгкаров, ни голамов. Только люди. И я даже боюсь представить, кого может вырастить Агинор, сражаясь за Свет.

Если бы по чистой случайности на стороне Тени не оказался Агинор, Война Тени представляла бы войну людей с людьми. Да, вы не ослышались. В отличие от тех же самых Троллоковых войн, война Тени - это гражданская война между людьми эпохи Легенд. Не было никакого «вторжения темных орд».Был  конфликт и раскол внутри Айз Седай.

Продолжение следует



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.