Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вера и знание.



 

Познание – высшая форма отражение объективной действительности. Познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать, лишь овладевая коллективно выработанной, объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. В познании существуют разные уровни:

Чувственное познание. Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой – социального развития. Оно осуществляется в трех формах:

1. Ощущение – элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств. В процессе познания выполняют следующие функции:

1) В качестве субстрата ВОСПРИЯТИЯ дают последнему возможность отобразить структуру внешних предметов;

2) Выступают в роли признаков объективных свойств внешних явлений при условии, что взаимосвязь между качеством ощущений и свойством предмета заранее известна;

3) Являются основой для формирования элементарных представлений.

2. Восприятие – чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. В процессе познания выполняют следующие функции:

1) Отражают отдельные отношения, присущие предметам и процессам внешнего мира;

2) Позволяют выделить предмет из окружающего фона;

3) Могут служить признаком других, ненаблюдаемых свойств предмета, если связь между восприятиями и этими свойствами известна заранее;

4) Могут выступать в качестве моделей для других, ненаблюдаемых предметов, аналогичных данному;

5) Являются основой для формирования сложных представлений.

3. Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия данных предметов на органы чувств.

Физиологические ощущения и восприятия детерминируются энергией, которая в результате воздействия внешних предметов на органы чувств передается в мозг. Информационная пропускная способность органов чувств человека: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Видов ощущений больше, чем органов чувств. Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга. Некоторые компоненты восприятия сохраняются неизменными, в результате чего восприятие обладает константностью. Если сходные восприятия встречаются индивиду вновь, то они различаются значительно быстрее благодаря ПАМЯТИ. Память – способность человека относительно быстро воспроизводить ранее выработанную информацию. Часть представлений возникает за счет воображения, создания субъектом ранее не присущих ему ощущений, восприятий, представлений. Репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Фантазия, мечта – это форма воображения.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

Мышление. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существующих свойств в отношении вещей. Это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Практическое мышление направлено на решение частных, конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей.

1. Понятия – это мысль, в которой отражены общие, существующие свойства, связи предметов и явлений;

2. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо; суждение – развернутое понятие;

3. Умозаключение – операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение;

4. Гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений;

5. Теория – система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящая факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющая определенный класс явлений и осуществляет научное предвидение.

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Иррациональный вид познания – можно и не выделять как отдельный от рационального, автономный вид. Как заметил М. Хайдеггер, «иррационализм есть только не осмыслившая себя рациональность». По крайней мере, допускается возможность частичной рационализации иррационального в будущем. Иррационализм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности. Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон. Иррационализм (лат. irrationalis: неразумный, нелогичный) — характеристика мировоззрений, которые каким-либо образом обосновывают несостоятельность научного мышления в познании основополагающих взаимосвязей и закономерностей реальности. Сторонники иррационализма считают высшими такие познавательные функции, как интуиция, переживание, созерцание и т. п.

Опыт познавательной деятельности свидетельствует о том, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения. Интуиция (лат. – «пристально смотреть») – безусловная способность человека к непосредственному, прямому пониманию смысла и познанию, минуя обоснование и доказательства. Интуитивной способности человека свойственны:

1) неожиданность, внезапность решения задачи;

2) неосознанность путей и средств ее решения;

3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

По другому можно сказать, что интуиция есть внезапное озарение. В конце XIX в. как реакция на позитивизм возникло философское течение интуитивизма (Лосский Н.О., Франк С.Л., Бергсон, Гартман и др.).

Эмпирическое и теоретическое (научное) познание. Основополагающие формы научного познания. Эмпирическое познание опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое познания связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Органически взаимосвязаны и предполагают наличие друг друга. В целостной структуре научного познания.

Психика человека выступает как сложное системное образование с много-численными цепями взаимоопределения. Чувственное и рациональное познание пронизывают друг друга. Для обозначения их единства используется термин «эйдос». Максимально целостный психический образ явления и есть «эйдос».

Вера и знание.

По Канту, существуют три вида веры. Прагматическаявера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. «Эту веру ничто не может поколебать, так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения». Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку связь с сущей Истиной (от лат. religare — связывать), которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет («Я гибну», как сказал бы С.Л. Франк).

Существует четыре основных точки зрения на проблему взаимоотношения веры и знания, или, как часто говорят, религии и науки:

1. вера и знание, религия и наука находятся в антагонистическом противоречии, но одинаково глубоко уходят своими корнями в человеческую природу;

2. знание - всё, вера - ничто, религии не место в сознании просвещенного человека;

3. вера - всё, знание - ничто, только религия наполняет жизнь человека смыслом, наука же - порождение его гордыни;

4. вера и знание не находятся в противоречии, они дополняют друг друга, религия и наука разными путями ведут к одному и тому же.

Один из самых важных критериев, разграничивающих веру и знание, заключается в том, что человек верующий, религиозный признает наличие в мире чуда. Он полагает, что чудо уже случалось и может случиться в будущем. Человек нерелигиозного склада ума, атеист не верит, что в мире возможно чудо. Для него не существует онтологической тайны, он склонен думать, что всё, в конце концов, подвластно знанию. Концепция знания впервые была сформулирована в античной философии. Древнегреческие мыслители ставили перед собой задачу понять мир без привлечения таинственных сил. Никакой тайны в мире нет, всё подвластно знанию. Мир един. Поэтому между людьми и богами не нужны посредники, не нужны жрецы. Греческие жрецы похожи скорее на обслуживающий персонал, чем на могущественных жрецов Египта или Вавилона. Если религия, религиозная вера тесно связаны с принятием возможности чуда, а чудо, по крайне мере, в его высшем проявлении возможно постольку, поскольку существует закономерность, то если нет закономерности, естественной необходимости, нет и чуда, которое усматривается в нарушении законов природы. Вера и знание - это две противоположные стороны одной медали, они не пересекаются. Это два разных мира.

В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.