Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Алгоритм разбора ситуационных задач.



 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра патофизиологии

 

Методические указания для студентов2 курса

 Специальности 060201 Стоматология (очная форма обучения)

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине «Патофизиология, патофизиология головы и шеи»

 

Составитель: ст. преподаватель Кушкова Н.Е.

 

ТЕМА:Типовые формы нарушения обмена веществ.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушения углеводного, белкового, жирового обмена.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм нарушений углеводного, белкового, жирового обмена;

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями обмена веществ;

- изучить роль нарушений обмена веществ в формировании заболеваний человека, в том числе, стоматологической патологии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие об обмене веществ, виды обмена веществ, биохимические превращения веществ в организме; влияние эндокринной системы на обмен веществ.

После изучения темы: основные виды нарушений углеводного обмена, причины и механизмы развития сахарного диабета, патогенез его основных проявлений. Основные виды нарушений обмена веществ, их этиологию, патогенез, клинические проявления и принципы патогенетической терапии. Самостоятельно изучить: нарушения обмена аминокислот, нарушение конечных этапов белкового обмена, виды и причины развития ожирения, нарушения обмена нуклеиновых оснований (подагра).

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:На основе данных лабораторно-клинических анализов проводить патофизиологический разбор нарушений обмена веществ.

 

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Объясните, почему при сахарном диабете 1 типа наблюдается снижение массы тела, а при диабете 2 типа – увеличение?

2. Почему при сахарном диабете развивается полиурия?

3.  Что является главным патогенетическим звеном гипогликемической комы?

4. Повышение содержания каких липидов в крови играет атерогенную роль?

5. При каких заболеваниях отмечаются нарушения обмена аминокислот? Каковы отдаленные последствия при этой патологии?

6. При каких заболеваниях отмечается нарушение конечных этапов белкового обмена?

7. Назовите основные варианты ожирения в зависимости от причин развития, объясните патогенез избыточного отложения липидов в подкожной клетчатке.

8.  Какие факторы повышают риск развития подагры? объясните патогенез развития этого заболевания.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

 

1. Укажите главное звено в патогенезе сахарного диабета I типа (ИЗД):

1) вирусная инфекция

2) снижение количества рецепторов к инсулину

3) переедание, сопровождающееся ожирением

4) разрушение β-клеток островков Лангерганса аутоиммунными механизмами

5) уменьшение чувствительности периферических тканей к инсулину

 

2. Этиологические факторы сахарного диабета 2 типа (ИНЗД): а) вирусная инфекция; б) снижение количества рецепторов к инсулину; в) генетическая предрасположенность; г) переедание, сопровождающееся ожирением; д) разрушение β-клеток островков Лангерганса аутоиммунными механизмами; е) уменьшение чувствительности периферических тканей к инсулину. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в, е

2) а, в, д

3) б, в, г, е

4) г, д, е

5) а, б, в, г

 

3. При инсулиновой недостаточности гипергликемия обусловлена: а) уменьшением утилизации глюкозы тканями; б) увеличением продукции глюкозы в печени; в) увеличением продукции глюкозы в мышцах; г) всеми перечисленными факторами. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) а, б

4) г

5) а, б, в, г

 

4. Белково-калорийная недостаточность характеризуется: а) снижением содержания в крови аминокислот; б) повышением содержания в крови аминокислот; в) снижением содержания белков в крови; г) повышением содержания белков в крови; д) снижением содержания в крови мочевины. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, в, г, д

2) а, б, г, д

3) б, в, д

4) а, б, в, д

5) а, б, в, г

 

5. Какие факторы способствуют развитию атеросклероза при ожирении? а) гиперхолестеринемия; б) гипергликемия; в) полиурия; г) полидипсия; д) гипертриглицеридемия; е) дислипопротеидемия. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, в, г, д

2) а, б, д, е

3) б, в, г, д

4) а, б, в, д

5) а, б, в, г

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

 

 

4. Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Задача № 1 (с примером разбора). Больная Б., 72 года, страдающая артериальной гипертензией, в течение последних двух лет стала отмечать зябкость в ногах, онемение и боли в икроножных мышцах при ходьбе, а затем и в покое (преимущественно в ночное время, вследствие чего нарушился сон). 6 мес назад на правой голени образовалась безболезненная язва, плохо поддающаяся лечению. На приёме у врача пациентка предъявила указанные выше жалобы, а также жалобы на сухость во рту, повышенную жажду и частое обильное мочеиспускание.

Объективно: кожа на голенях сухая, бледная, холодная на ощупь. Не обнаруживается пальпаторно пульсация на артериях (стопы, пах). В анализе крови: повышены уровни холестерина, фибриногена, тромбоцитов; ГПК натощак 180 мг%.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Ответы:

1. Относительная инсулиновая недостаточность (сахарный диабет 2 типа).

2. Генетически-обусловленная инсулинорезистентность – снижение поступления глюкозы в ткани – гипергликемия, глюкозурия, полиурия, жажда.  Диабетическая ангиопатия развивается вследствие расстройства коллатерального кровообращения в стенках сосудов, циркуляторной гипоксии, поражения vasa vasorum, изменения структуры сосудистойстенки; развивается атеросклероз сосудов нижних конечностей и ишемия, которая ведет к гипоксии тканей.

3. Ограничение углеводов в пише, сахароснижающие препараты, препараты, улучшающие микроциркуляцию, профилактика тромбозов.

 

Задача №2. На приеме в поликлинике мужчина 56 лет предъявил жалобы на быструю утомляемость и боли в икроножных мышцах при ходьбе, прекращающиеся после остановки (симптом «перемежающейс хромоты»), зябкость ног, чувство онемения, «ползания мурашек» и покалывания (перестезии) в покое. Пациент много курит (с юношеского возраста), его профессия связана с периодами длительного охлаждения (работа на открытом воздухе в осенне-зимнее время). При осмотре: стопы бледные, кожа на них на ощупь сухая, холодная, ногти крошатся; пульс на тыльной артерии стопы и на задней большеберцовой артерии на обеих конечностях не прощупывается. Предварительный диагноз врача «облитерирующий эндартериит».

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Вопросы:

1). Можно ли предположить, что причина ишемии у пациента – атеросклеротическое поражение артерий нижних конечностей, если уровень общего холестерина сыворотки нормальный (250 мг/дл)? Дайте обоснование.

2). Какие факторы риска развития атеросклероза выявляются у пациента? Перечислите другие возможные факторы риска.

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

Дополнительная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Кушкова Н.Е.                     _____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 12 от «29» мая 2012 г.

 

Зав. кафедрой:             ________________________             А.П. Спицин

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.