Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Воспоминания 1986



Воспоминания 1986

Как шли в атаку на рентгены,

                                                                                                       Которых  видеть не дано.

 

В 1986 году я жил в городе Талнах и работал в Норильском специализированном монтажно-наладочном управлении «Сибцветметавтоматика» в Горной лаборатории начальником отделения. Отделение базировалось на руднике «Комсомольский» и работало в основном для рудника. Мы внедряли радиосвязь на подземном железнодорожном транспорте, системы контроля на закладочном транспорте, систему контроля от напуска каната в стволе. Одновременно совместно с институтом горного дела города Новосибирска занимались разработкой и внедрением инфракрасного канала связи в подземных условиях. С 1984 года главной темой нашего отделения стала разработка и внедрение системы дистанционного управления погрузочно-доставочными машинами (ПДМ) по заказу рудника. История возникновения этой темы отражена в газете «Заполярная правда». Там все описано правильно.

В 1986 году на руднике уже были внедрены две системы дистанционного управления ПДМ - одна на Восточном поле, другая на Западном, Они периодически работали на отгрузке руды из больших камер. Разработка была награждена бронзовой медалью ВДНХ. Выдвигалась она и на премию Ленинского комсомола, однако мой возраст к тому времени ужу был не комсомольский , 34 года, и мы не прошли по возрасту.

9 мая 1986 года, в 6 часов утра меня разбудил звонок в дверь. За мной приехал водитель нашего директора и сообщил, что меня срочно вызывает директор. По дороге мы заехали за старшим инженером лаборатории Тюпкиным Валерием Михайловичем. Приехав в Норильск, в кабинете директора Алейникова Альберта Павловича мы увидели за столом совещаний. Кроме главного инженера управления Черкашина Юрия Евгеньевича присутствовали почти все отделения горной лаборатории. Директор зачитал правительственную телеграмму, в которой нам и руднику «Комсомольскому» предлагалось в кратчайшие сроки подготовить две ПДМ для работы в радиоуправляемом режиме в условиях сильного радиоактивного облучении на Чернобыльской АЭС.

Посовещавшись, мы решили, что за две недели сможем подготовить аппаратуру для работы на поверхности. Сразу же использовать аппаратуру было нельзя. Дело в том, что по тем временам используемый инфракрасный канал был диковинкой. Канал работал хорошо под землей, где не было солнечного излучения, а на поверхности резко падала дальность связи из-за солнечной засветки инфракрасных приемников и малой мощности излучателей. Поэтому мы вынуждены были перейти на радиоканал УКВ диапазона.

Группа, во главе с главным инженером управления прибыла на  рудник, где мы и начали работу. Горняки в это время готовили машины. В начале мы решили использовать для связи радиостанции «Ласточка», которые использовались в милиции, однако уровень мощности и стабильность частоты этих радиостанций оказались не соответствующими нужным требованиям. По нашему заказу из Киева были доставлены две военные радиостанции модели Р -104. Аппаратура за две недели была доработана для управления машинами при помощи этих радиостанций. Работали по 18 – 20 часов сутки, ночевали в том же помещении на руднике, спали на поролоновых листах на полу. Все было сделано в срок. Испытания проводились на породном складе рудника. В первый раз нас смотрели руководители рудника и Горнорудного управления (см. фото). Все работало исключительно, так как это было нужно. Машиной управлял замечательный машинист рудника Олег Полутов на расстоянии около 500 метров! Он виртуозно набирал ковш, перевозил породу, выгружал ее, разравнивал, тряс ковшом, чтобы высыпались остатки породы, короче выполнял все операции доступные машине, но в дистанционном режиме. На первых испытаниях присутствовали Каргинов К.Г. Левин В.С. Цахилов , Черкашин Ю.Е. и др. Каргинов подпрыгивал от восторга и говорил - что теперь он убедился - что мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Впечатление  для посторонних людей было ошеломляющее. Помню на первых испытаниях по железнодорожному пути, который проходит радом с местом испытания, шли несколько посторонних человек, и Олег Полутов, большой хохмач, направил машину параллельным курсом. Люди с удивлением смотрели на громадную машину, которая двигалась без машиниста, а потом разбежались в стороны.

На втором испытании были Главный инженер комбината Филатов и те же. Филатов сначала очень недоверчиво отнесся к нашему сообщению, что все готово. Однако, когда Олег Полутов, которого Филатов вообще не видел сначала, а только одну машину, начал управлять ею, Филатов был очень удивлен и спросил меня - а где машинист? Я показал ему место, где стоит машинист. Он стоял на взгорке и на расстоянии в полкилометра выглядел довольно мелко. Филатов замолчал и стал смотреть, что вытворяет машина. Машинист выполнил все нужные операции с породой. И тут мне пришла в голову идея. Дело в том, что я и машинист во время испытаний общались по радиостанции «Ласточка». Я попросил Олега, чтобы он направил машину в сторону автомобилей, на которых приехали руководители, Машина поехала в сторону «Волги» Филатова, когда до «Волги» осталось несколько метров, водитель Филатова бросился бежать к автомобилю, вскочил в него и отогнал в дальнее место. Это вызвало смех у присутствующих. Олег развернул машину и тут же проявил свой характер хохмача. Он набрал полный ковш породы и направил машину прямо на Филатова. Филатов стоял, не моргнув глазом. Двенадцати тонная машина подъехала к нему на расстояние полутора метров, остановилась, высыпала под ноги породу и, подняв пустой ковш в нужное положение, нижней кромкой ковша разравняла породу в виде дорожки, отъезжая от Филатова. Филатов выхватил у меня радиостанцию  и выдал машинисту набор хорошего русского мата, но без злобы и обиды.

 Испытания аппаратуры и машины прошли успешно, об этом сообщила газета «Заполярная правда» и  «Известия». Хотели прорваться на испытания телевизионщики, но их почему то не пустили. А потом Филатов заявил, что он не отдаст эти машины для Чернобыля, так как они нужны комбинату. Машинисты и наша аппаратура пусть едут в Чернобыль. Так и произошло.

Однако я в начальной фазе дальнейших событий не участвовал. Меня и старшего инженера Тюпкина В.М. оставили в резерве, а меня даже отправили в отпуск. В конце мая 1986 года  (это не точно) группа наших специалистов в составе Алейникова А.П. (директор), Судакова В.Ф. Чиркина В.И.,  Охендовского В.Г., Воеводы Н.И., Стройкова Н.Е. и Мазина В.А. вылетела с двумя комплектами аппаратуры спецрейсом на самолете ИЛ-76 в Киев, а потом в Чернобыль для совместной работы со специалистами Научно-производственного объединения «Сибцветметавтоматика» г. Красноярска для оборудования десяти бульдозеров ДЭТ-250 аппаратурой радиоуправления. К тому времени Советский Союз закупил за границей два японских радиоуправляемых трактора и шесть погрузочно-доставочных машин в Финляндии. Эти машины управлялись дистанционно машинистами Норильского комбината и далее вахтами горняками разных металлургических комбинатов СССР. Они собирали осколки ядерного топлива и графита около реактора. Многие машинисты уже давно умерли и Олег Полутов в том числе. Царство ему небесное.

 Наши радиоуправляемые бульдозеры зачищали пространство вокруг реактора. Сгребали в кучи радиоактивный мусор, который потом грузили радиоуправляемые ПДМ в грузовики, кабины которых были закрыты з-х миллиметровыми свинцовыми листами. Мусор вывозился  в специальные хранилища ядерных отходов.

Я поехал в Чернобыль на третью нашу вахту в августе 1986 года на замену нашего сотрудника. По приезду в Чернобыль каждый вновь прибывший давал расписку, что он добровольно идет работать в радиоактивную зону. Я обслуживал японские трактора, наши бульдозеры и финские ПДМ. В мою задачу входило обеспечение работоспособности этих механизмов в радиоуправляемом режиме. Данные машины по прежнему вели зачистку вокруг реактора, хотя реактор уже был наполовину закрыт. Утром я проверял все пульты и выдавал машинистам и ехал с ними к месту работы, чтобы убедится в исправности и приемной части аппаратуры. Вечером я собирал пульты, мыл их водой из шланга, предварительно вынув аккумулятор, так как меня не пускали в здание АБК, где был наш кабинет и где хранились пульты, потому что уровень излучение самих пультов превышал допустимый в несколько раз. Только когда я отмывал пульты как следует, сержант дозиметрист пропускал меня в здание АБК. В кабинете хранилось много бывшей в употреблении одежды и обуви и я решил пригласит сержанта дозиметриста для проверки уровня радиации этой одежды. Уровень оказался полтора рентгена, срочно мы с машинистами вытащили всю одежду из кабинета и отправили с мусорной машиной. Я работал с машинистами из г. Зыряновска.., тоже хорошие мужики. Я участвовал ежедневно в планерках Управления механизации строительных работ ,где и получал задание на смену. Работали по 12 часов, с восьми утра до восьми вечера. Несколько раз я был в полукилометре от реактора, видел поднимающиеся бетонные стены саркофага, куда непрерывно подавался бетон. Кроме зачистки территории наши бульдозеры рыли в лесу под г.Припятью могильники – большие ямы в песочном грунте, дно у которых покрывалось слоем глины, она не пропускает воду. В могильники свозились все домашние вещи жителей г. Припяти. Одежду нам меняли каждый день. Пить разрешалось только минеральную воду и из только что открытой бутылки из горлышка.

Жили в 30-ти километрах от реактора на базе отдыха на берегу Днепра. Питание было более чем полноценное. Конечно, употребляли алкоголь, хотя и был сухой закон. Самогон доставали в соседней деревне, где еще оставались некоторые жители. Когда я приехал, то нашел в своей комнате инструкцию как достать алкоголь оставленную моим предшественником. В инструкции указывалось - где взять велосипед, адрес дома в деревне, пароль, цена и строго указывалось о неразглашении тайны. Машинисты не знали ни адреса, ни пароля, все доверялось мне. Они собирали деньги, и я ехал на велосипеде по адресу. Оттуда в авоськах в трехлитровых банках я привозил искомый продукт. Так снимали напряжение. После трех дней работы у меня обнаружилось интересное явление. Ночью казалось, что по телу кто-то ползает, хотя никаких насекомых не наблюдалось. Утром я спросил у бывалых работников об этом. Мне объяснили, что это явление в народе называется «Шитики забегали». Означает оно только то, что я уже нахватался радиации. У нас у каждого на шее висел накопитель радиации, который сдавался при отъезде. Я только через 5 лет узнал, что  получил дозу облу чения 23 рентген. А многие вообще ничего не знают.

Через две недели меня заменил мой товарищ Чиркин В.И.,  который к сожалению в январе 1987 года умер скоропостижно. Он был у нас выдающийся инженер. Закончил Ленинградский электротехнический институт, два сезона был на полярных станциях «Северный полюс», один сезон в Антарктиде, работал в Атлантическом океане на военном корабле, где обслуживал аппаратуру, обеспечивающую связь между Брежневым и Никсоном. Чиркин попал под радиоактивный выброс из реактора и наверняка получил очень большую дозу, в тот день у него пропал голос, а это верный признак большой дозы.

30 ноября реактор был закрыт  и, наши вахты закончились. Однако к нам поступил заказ на оборудование аппаратурой радиоуправления грейферного погрузчика на базе трактора Т-40.Еще полтора года наши инженеры периодически ездили в город Припять, где оборудовали погрузчик. Как он использовался далее, мы незнаем, и использовался ли вообще. Нас привлекали для разработки технического задания на работы по разборке реактора (была тогда такая идея). Мы собрали информацию для технического задания, касающуюся машин и механизмов типа бульдозеров и погрузочно-доставочных машин. Могли бы и дальше работать, но когда у наладчика Воеводы Н.И., который был в Чернобыле и Припяти несколько раз была обнаружена лучевая язва горла, наш директор принял решение о прекращении работ связанных с Чернобылем. Язву залечили, однако букет болезней у Воеводы разрастался – инфаркт, инсульт с частичной потерей памяти, сейчас он инвалид. После работ в Припяти через год скоропостижно скончался инженер Дубинский Б.С. Остальные, насколько я знаю живы.

После работ в Чернобыле мы разработали вторую модификацию системы дистанционного управлении машинами, получили серебряную медаль ВДНХ, внедрили на рудниках Норильского комбината и Приморском Горно обогатительном комбинате ,где добывают вольфрам (фото с машинистом). Однако все это было уже в прошлом веке.

 

 

662621, Красноярский край, Минусинский район,с. Селиваниха, ул. Береговая, д.21

Председатель Союза «Чернобыль» г. Минусинска и Минусинского района В.В.Иванов 02.02.2008

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.